Свидетель эпохи
ФОТО:
НАУМ ГРАНОВСКИЙ/ГАЛЕРЕЯ ЛЮМЬЕР, ТАСС
Галерея Люмьер выпустила фотоальбом одного из самых известных советских фотографов, «летописца Москвы» Наума Самойловича Грановского. «Страна Наума Грановского» продемонстрирует не только широко известные работы мастера, но и его редкие цветные кадры. The Blueprint выбрал пять интересных фактов о Грановском и попросил директора Галереи Люмьер Наталью Григорьеву-Литвинскую и составителя книги, куратора Александру Анисимову прокомментировать их.
Рукоблудие фотопечати
Ученик Наума Грановского Валерий Христофоров вспоминал, что процесс фотопечати его учитель называл «рукоблудием». Как комментирует Наталья Григорьева-Литвинская, «...автор при самостоятельной печати понимает, где сделать акценты, а где убрать. Это всегда магия рук». Этой магии Грановский учился всю жизнь.
Развороты книги «Страна Наума Грановского»
«Для достижения успехов в своем деле нужно трудолюбие, строгая внутренняя дисциплина, поиск, эксперимент, настойчивость, упорство, мужество в преодолении трудностей, терпение и плюс к этому хотя бы 5% дара от природы», — говорил про себя сам Грановский. Родившись в 1910 году в Херсонской области, в 16 лет Наум перебрался в Москву, где муж его старшей сестры, знаменитый фотокорреспондент Соломон Тулес, работавший в журнале «Огонек», устроил подростка лаборантом в «Пресс-клише ТАСС». А заодно взял себе в ученики.
«Он (С.И. Тулес) привил мне любовь к фотоискусству, обучая меня всем его тонкостям, — вспоминал Грановский в своей автобиографии. — Еще школьником я, имея старый “Кодак”, уже увлекался фотографией. Мне была по душе съемка архитектуры и пейзажей, и эта страсть не покидает меня до сих пор». За год Грановский прошел путь от лаборанта до печатника высшей категории и тогда же, в 1927 году, стал фотокорреспондентом ТАСС и проработал им, с перерывом на войну, до самой своей смерти в возрасте 74 лет в 1984-м. По словам составителя книги Александры Анисимовой, «фотография стала неотъемлемой частью его (Грановского) жизни. Он посвятил себя Москве, ее архитектуре, истории и повседневной жизни, сохраняя в своих работах ее изменчивый облик».
Наум Грановский, 1960-е
Человечная архитектура
Как рассказывает Анисимова, «...в задачи фоторепортера входило снимать все значимые события, происходившие в стране и столице. Однако уже в самом начале творческого пути проявился его явный интерес к пейзажной фотографии, особенно к городским видам. Редакция, заметив этот талант, поддержала его специализацию». Тем более что в 1935 году был принят новый генплан Москвы и в столице развернулась беспрецедентная стройка. Грановский снимал не только центр, но и новые районы Москвы, «представлявшие собой деревенские уголки, вкрапленные в городские кварталы», и даже пустыри, на месте которых в будущем должны были появиться здания.
2.
1.
3.
4.
1. Москва. ВДНХ, фонтан «Каменный цветок». 1950-е
2. Москва. Комсомольская площадь. 1957
3. Москва. Проспект Маркса, гостиница «Москва» (справа). 1960
4. Минск. Парк имени 30-летия Белорусской ССР. 1960-е
«Мы можем проследить по его снимкам изменения городских развязок, проспектов, — продолжает Григорьева-Литвинская. — Большинство фотографий выполнено с верхних точек, которые помогали ему наблюдать за городом в разные часы и время года, запоминать движения света и его тени на каждое нужное ему здание». Как Моне смотрел на Руанский собор, так Грановский смотрел на Кремль, сталинские высотки и дома культуры, год за годом снимая их парадные «портреты» (Грановский начал снимать вскоре после смерти Ленина, а закончил за семь лет до распада СССР). В конце концов, по мнению Григорьевой-Литвинской, «...он единственный человек в городе, который столько лет провел, наблюдая столь тщательно и трепетно за его изменениями».
В оттепельные годы появились открытки «Москва старая и новая» — в них ранние фотографии Грановского сравнивались с более поздними, затем на протяжении многих лет в газете «Вечерняя Москва» в рамках рубрики «Москва вчера и сегодня» публиковались его снимки разных лет, снятые с одной точки.
Тбилиси, Мтацминдская канатная дорога, верхняя станция, 1965
Вместо Родченко
Имевший за плечами опыт печати пропагандистских плакатов в «Союзфото», где в 1931 году был назначен начальником цеха массовой печати, Грановский работал в принципиально иной манере, нежели его прямые предшественники — в первую очередь, конечно, Александр Родченко и художественное объединение «Октябрь». На смену экспрессивным и динамичным ракурсам, которые прославили звезду авангарда, а затем, после разгрома первой выставки «Октября» в московском Доме печати в 1932 году, были признаны формалистскими, пришла монументальная, соцреалистичная съемка. Грановский оказался настолько органичен новой эпохе, что, по словам Александры Анисимовой, «...фотографическое видение Наума Грановского стало ключевым инструментом в формировании мощного визуального языка советской плакатной культуры 1930-х годов». Неспроста после серии фотографий Казанского вокзала, удостоившихся в 1948 году благодарности архитектора и академика А.В. Щусева, Грановского даже приняли в Союз архитекторов. По словам Александры Анисимовой, «это было уникальным событием: Грановский стал единственным фотографом, удостоившимся такой чести». Впрочем, белой вороной среди архитекторов он себя в союзе не чувствовал. По словам составителей книги, он тесно сотрудничал с ведущими архитекторами и скульпторами страны, от Веры Мухиной до главного архитектора сначала Киева, а потом Москвы Александра Власова, которые доверяли ему запечатлеть свои творения — от первых эскизов и макетов до готовых объектов.
Москва. Ленинградский проспект (вид сверху). 1950-е
Фотокорреспондент журнала «Тревога»
Во время Великой Отечественной войны Наум Грановский работал фотокорреспондентом газеты Особой Московской армии противовоздушной обороны «Тревога». «Вел хронику военной Москвы так же, как делал это и в мирное время, — добавляет куратор Александра Анисимова, — ходил по знакомым улицам и площадям, отважно поднимался на крыши главных зданий города в поисках лучших панорамных видов. Другой возможности сделать снимок, кроме как самому находиться в эпицентре событий, не было». А вот так об интервью с Грановским для журнала «Советское фото» накануне годовщины Победы вспоминал фотограф Юрий Кривоносов: «Я его спрашиваю о нем, о войне, а он мне — о Москве... Да он просто крепко-накрепко спаялся с этим городом, в котором и заключалась вся его жизнь...».
Наум Грановский, 1947г.
Цветная фотография
1. Кишинёв. Кинотеатр «Бируинца». 1960-е
2. Вильнюс. Улица Каролиса Пожелы, река Нерис. 1963
3. Ташкент. Проектный институт «Узгипроводхоз». 1960-е
4. Цхалтубо. Парк. 1960-е
5. Рига. Гостиница «Рига» (справа). 1960-е
6. Таллин. Вируские ворота, улица Виру. 1960-е
Мы привыкли видеть черно-белые работы Грановского — тем интереснее рассмотреть его цветные фотографии, представленные в «Стране Наума Грановского» впервые. «Безусловно, цвет в этой книге — это главная цель, которую нам удалось реализовать, передав почти на 100% оригинальные оттенки авторской печати», — утверждает Наталья Григорьева-Литвинская. Черно-белая печать была фундаментом архитектурной фотографии той эпохи, «лицом творчества» ее авторов. «Цвет, — добавляет Григорьева-Литвинская, — создавался исключительно для дальнейшего использования в полиграфии». Однако в цветных негативах скрывались краски живого города, способные рассказать о нем не меньше, чем игра светотени; действительно: Комсомольская площадь в Москве или тбилисский железнодорожный вокзал выглядят на этих фотографиях если не как сегодняшние (из-за кремовых трамваев и пузатых автомобилей), то уж точно как живые. «Мы были уверены, что откладываем новый, абсолютно уникальный для нашей фотографии материал», — резюмирует Григорьева-Литвинская.