Blueprint
T

 Лес 

 дыбом

 

← Порет А.И. Портрет В.Э. Мейерхольда.

1936. Санкт-Петербургский музей

театрального и музыкального искусства

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

В московском центре «Зотов» открывается выставка «От утопии к театру» — о конструктивистском периоде режиссера Всеволода Мейерхольда. Проект знакомит с пятью его спектаклями 1922-1924 годов, представляя реконструкции и эскизы костюмов, фотографии сцен, чертежи-эскизы и другие архивные материалы, а также воссозданные специально для выставки реквизит и макеты декораций. А Олег Зинцов накануне выставки рассказывает историю самих спектаклей.


«Великодушный рогоносец»


Конструктивизм официально оформляется в художественное течение в 1922 году — и лидер левого театра Мейерхольд моментально включается в процесс, отменяя на сцене старый порядок и устанавливая новый. Переломным моментом считается «Великодушный рогоносец» в театре РСФСР-1 (в дальнейшем менявшим название на Театр ГИТИСа, Театр Актера, ТиМ и ГосТиМ) — размашистый фарс по адюльтерной пьесе бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка.








Темерин А.А. 3-й акт. Пляска парней. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. «Великодушный рогоносец»

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Вместо декораций на сцене — «станок» или «машина для игры», созданная художницей Любовью Поповой и представляющая собой соединение ветряной мельницы с большим красным колесом. Одетый в синюю «прозодежду» актер Игорь Ильинский называется машинистом. Его игра — демонстрация придуманной Мейерхольдом «биомеханики», специфической техники, позволяющей исполнителю сосредоточиться на форме, а не на эмоциях. Жизнеподобие и психологизм отменяются. Драматическая ситуация помещена в условную среду, где вращение красного колеса символизирует бурление страстей, а ветряная мельница — легкомыслие персонажей.








Макет конструктивной установки. ГВТМ  Вольная мастерская В.Э. Мейерхольда.

Биомеханика. Упражнение Удар кинжалом. Выполняют Р.М. Генина и Л.Н. Свердлин 

Театральный музей им. А.А. Бахрушина

Биомеханика

На «Великодушном рогоносце» складывается популярное актерское трио «Иль-ба-зай» (Ильинский, Мария Бабанова, Василий Зайчиков). Премьеру встречают с восторгом и не меньшим возмущением. Среди недовольных — Михаил Булгаков, который пишет вместо рецензии язвительный фельетон.









Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Портрет. 1925

Стелла - З.Н.Райх. Возобновление спектакля. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. 'Великодушный рогоносец'

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

«Смерть Тарелкина»


Спектакль по комедии Александра Сухово-Кобылина выходит в том же 1922 году. Занавеса и декораций нет. Актеры без грима и в одинаковой «прозодежде». В центре сцены установлена гигантская мясорубка, в нее сажают свидетельницу Брандахлыстову, «колоссальную бабу лет под сорок», которую играет Михаил Жаров — в авторской ремарке допускается, что «роль в случае нужды может быть исполнена мужчиной», и Мейерхольд с удовольствием пользуется этой подсказкой, усугубляя общую эксцентриаду постановки. Автор конструкции Варвара Степанова становится одновременно источником актерского вдохновения: по воспоминаниям Жарова, Мейерхольд показывал ему глазами на коренастую, мощную художницу и говорил: «Играй ее! Понимаешь?»









«Земля дыбом»


Большую часть трюков сочиняет ученик Мейерхольда и будущий новатор кинематографа Сергей Эйзенштейн. Спектакль выглядит почти цирком. Главная его тема — тотальное оборотничество — разворачивается даже на предметном уровне. Придуманные Степановой «аппараты для игры» таят подвохи: актер садится на стул — и стул стреляет, опирается на стол — тот складывается, а затем подпрыгивает. «Мейерхольд ставит пьесу в тонах яркого гротеска, местами переходящего в чистую клоунаду», — пишет Эйзенштейн. Публика и критика принимают премьеру неоднозначно, звучит даже слово «провал» — рецензентам кажется, что цирковое начало выхолостило сухово-кобылинскую сатиру. Но Мейерхольд решает в этой постановке специфические формальные задачи, разделяя актера и персонажа, Тарелкина Сухово-Кобылина и «Тарелкина театра», который регулярно выпрыгивает из роли, напрямую обращается к публике и вообще творит черт знает что.


После «Смерти Тарелкина» лучший ученик Мейерхольда уходит от учителя. По воспоминаниям первого ректора мейерхольдовских Высших театральных мастерских Ивана Аксенова, во время одной из лекций мастера его жена Зинаида Райх передала Эйзенштейну записку: «Сережа, когда Мейерхольд почувствовал себя готовым режиссером, он ушел от Станиславского».











Толчан Я.М. Сцена из спектакля. Дети Брандахлыстовой 

 Е.Б. Бенгис и В.В. Люце. Смерть Тарелкина. 24.11.1922 г

«Земля дыбом»


Поставленный в 1923 году спектакль в жанре политического ревю становится попыткой выйти за пределы сценической коробки и даже здания театра. Попова и Мейерхольд задумывают декорации «внесценными» — и «Землю дыбом» возят по разным районам Москвы.


В основе постановки — пьеса французского драматурга Марселя Мартинэ «Ночь», но Мейерхольд и поэт Сергей Третьяков превращают пацифистскую драму времен Первой мировой в батальное агитационное зрелище, в котором уже знакомая по «Великодушному рогоносцу» и «Смерти Тарелкина» эксцентрика сочетается со специфическим реализмом — в спектакле принимают участие военные отряды в настоящем обмундировании, с настоящими винтовками и пулеметами. На сцену выезжают настоящие мотоциклы и автомобили. Реквизит выписывается по распоряжению Народного комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета РСФСР Льва Троцкого.












Л. Попова. Монтаж плаката к спектаклю. Театр имени Вс. Мейерхольда. 1921 г

По дороге из Екатеринослава в Ростов-на-Дону. 1-я гастрольная поездка. Театр имени Вс. Мейерхольда. 

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Еще одна новация «Земли дыбом» — мультимедийность (хотя этот термин изобретут гораздо позже): над сценой висит экран, на который проецируются революционные лозунги и названия эпизодов. После «Земли дыбом» Мейерхольд перестает приглашать для оформления спектаклей известных художников-конструктивистов. Всю работу берут на себя постоянные сотрудники театра.











Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. 

Владыкой мира станет труд. Театр имени Вс. Мейерхольда

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Темерин А.А. Титр для проецирования на экран. 

Мы новый мир построим.  Театр имени Вс. Мейерхольда

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

«Д. Е.» («Даешь Европу!»)


В 1924 году выходит еще одно масштабное политическое ревю — на этот раз по мотивам романа-антиутопии Ильи Эренбурга «Трест Д. Е.». Сюжет разворачивается на руинах разрушенной войной Европы, которой противопоставлена процветающая Страна Советов.










Толчан Я.М. 11 эпизод 'Переворот в этнографии'. Лорд - С.В. Козиков  Лорд Карсейль - В.Ф. Зайчиков  Лорд Грей

 

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Спектакль состоит из множества разрозненных эпизодов с огромным количеством персонажей, а место действия конструируется прямо на глазах у зрителя с помощью придуманных художником Ильей Шлепяновым ширм на роликах, которые в театре называют «заборами», это придает постановке кинематографическую динамику. Деградацию Европы символизирует фокстрот: на сцене играет джаз-бэнд Валентина Парнаха, и это сенсация — советской России джаз пока почти незнаком.











Темерин А.А. О.В. Полянская и В.А. Каплан - танец. Театр имени Вс. Мейерхольда. Д.Е. 1924.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Повар - Э.П. Гарин. Театр имени Вс. Мейерхольда. 'Земля дыбом'

Театральный музей им. А.А. Бахрушина

Все актеры исполняют по несколько ролей, звездный выход — у Эраста Гарина, для которого придуман аттракцион под названием «Трансформатор», где артист перевоплощается в семь совершенно разных типов «изобретателя»: он заходит за «забор» в одном костюме и почти тут же выходит в другом. «Прозодежду» теперь носят только рабочие сцены, а в костюмном шоу Гарина Мейерхольд как будто смеется над собственными новациями предыдущих постановок. Период конструктивизма в его театре подходит к концу.












«Лес»


Спектакль по классической пьесе Александра Островского, поставленный в 1924 году, — отход Мейерхольда от радикальных приемов «Великодушного рогоносца» и размаха политических ревю. Но в то же время это настоящий алфавит левого театра со всеми характерными признаками: апсихологической актерской игрой, персонажами — «социальными масками», монтажной структурой, приемами балагана и агитации.












В декорации Василия Федорова есть отдельные конструктивистские решения — доминанта в виде лестницы-дороги и предметы интерьера, похожие на инженерные сооружения. С другой стороны, реквизит дополняется предметами эпохи Островского, что напоминает уже о дореволюционном «стилизаторском» периоде Мейерхольда. Режиссер ломает композицию пьесы ради усиления динамики и вводит в спектакль элементы «интерактива»: во время представления записываются реакции зала, а после зрителям предлагается анкета — на основании этого в спектакль вносятся изменения, что делает и без того успешный «Лес» настоящим хитом, который продержится в репертуаре ГосТиМа до самого закрытия театра в 1938 году.













{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}