Blueprint
T

Брюс всемогущий?

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Этой осенью в пражской галерее GHMP открылась выставка знаменитого и скомпрометированного скандальными исками фотографа Брюса Вебера «Мои унивеситеты». Полина Перушева внимательно осмотрела экспозицию и задалась вопросами: что означает эта выставка для биографии Вебера и станет ли она началом отмены «отмены»?

Легкость бытия

В приглашении на выставку 78-летний Брюс Вебер трогательно сообщает, что ждал возвращения в Прагу больше 20 лет. В 2000 году главный редактор журнала Vanity Fair Грейдон Картер отправил фотографа в столицу Чехии, чтобы снять молодую кинозвезду Хита Леджера. Тот тогда снимался в фильме «История рыцаря» на студии «Барандофф». «Представьте, это была первая обложка Vanity Fair для Хита — большое дело. Но ни я, ни он не чувствовали напряжения, мы просто отлично провели время!» — вспоминает Вебер. Портреты актера, конечно, приехали в галерею GHMP вместе с сотнями других работ для модных брендов и глянцевых изданий.


Выставка поделена на главы. Первая — репортажи из путешествий. В том числе поездка фотографа в Рио в 1986 году вместе с арт-директором журнала GQ и дорогим другом Дональдом Стерзином. По мотивам поездки автор напечатал одну из своих самых популярных книг O Rio De Janeiro (1986), увековечив в ней свой фирменный стиль: рассказывать о юношеской дружбе, влечении и близости с помощью динамичного монтажа семейных портретов, снимков случайных прохожих, пейзажей, натюрмортов и рисунков. Именно по таким брызжущим энергией коллажам мы узнаем работы фотографа середины 1980-х и 1990-х в журналах Per Lui, L’Uomo Vogue, Interview.


Толпа на пляжном воллейбольном матче Бразилия против США, Ипанема, Бразилия, 1986

Рядом развешаны социальные проекты. Здесь религиозные комьюнити Детройта, люди на улицах Нового Орлеана и ветераны войны в Афганистане и Ираке. Благодаря наставничеству фотографа Лизетт Модел Вебер еще в конце 1960-х научился в одном снимке рассказывать истории своих героев. Причем легкостью повествования и оптимизмом отличаются даже такие серии работ, как «Танец в тюрьме Ричмонд», где заключенные мужчины и их дочери пробуют дать семейным отношениям второй шанс.


Целый зал отведен культу тела. Рестлеры, спортсмены, танцовщики и модели — герои Вебера стремятся к совершенству физической формы и при этом не превращаются в замершие скульптуры. Тут все движется и, понятное дело, только вперед.


Дэмиэн Войцель, Итэн Стифел, Альберт Эванс, Николай Гюббе,
Джок Сото и Нилас Мартинс, Адирондак Маунтинс, Нью-Йорк, 1995 

Рик Аранго, Пойнт Консепшен, Калифорния, 1989 

Мужской взгляд

Следом идут портреты звезд экрана, рядом — герои музыкальной сцены. Здесь портреты Билла Мюррея и Натали Портман, Киану Ривза и Ривера Феникса, Дэвида Боуи и Игги Попа. Проще сказать, кого здесь нет. Портреты кинематографичны, все же Вебер учился в Нью-Йоркской киношколе, и часто сняты в ч/б, что делает самые хулиганские снимки элегантными и вневременными. 


Натали Портман, Нью-Йорк, 1997

Эми Уайнхаус, Майами, Флорида, 2007

Где-то рядом звучат песни Pet Shop Boys Being Boring и Se a Vida E, клипы на эти треки тоже снял Брюс Вебер.

Вот под готическими сводами возникает крупный план Нельсона Манделы. И под его внимательным взглядом публика утекает в полный света и воздуха зал с коллажами модных съемок. Тут тоже проще перечислить журналы, для которых мастер не снимал.

Как однажды сказала Грейс Коддингтон: «На протяжении десятилетий в модных журналах мужчины выглядели как аксессуары. Они были реквизитом». Работы Вебера для GQ в конце 1970-х вывели мужчин на передний план, а в сочетании с детьми и животными это были истории не столько о моде, сколько о любви и радости. Впрочем, чаще это все-таки были истории о сексе и гипермаскулинности. Будь то реклама Calvin Klein 1982 года, на которой олимпийский прыгун с шестом Том Хинтаус запечатлен в белых трусах, или кампейны Abercrombie & Fitch, отражавшие одержимость мужской сексуальностью. Не забудем и обложку журнала Interview за июнь 1994 года с Леонардо ДиКаприо, держащим знак в форме красной губы с надписью «Целуй меня», или обложку с обнаженным Марком Уолбергом в феврале 1992 года.


Рекламная кампания Calvin Klein, 1982

Леонардо Дикаприо и Марк Уолберг на обложках Interview, 1994 и 1992

Почетное место на выставке отведено любимым фотографом ретриверам. Под конец визита в Прагу Вебер признался: «Я устал, поскорее хочу оказаться рядом со своими собаками. Однако мне еще предстоит многих поблагодарить. Возможно, я использую свои фотографии в качестве благодарственных писем». Поблагодарить действительно стоит многих. И не только продюсера Милоша Хараида, до этого привозившего в Прагу, например, вещи Александра Маккуина из коллекции Изабеллы Блоу, и именитых кураторов Хелены Мусиловой и Натаниэла Килцера. Выставку поддержали и помогли организовать издательство Tasсhen (по мотивам экспозиции в ноябре обещают выпустить книгу), посольство США и министерство культуры Чехии.


По словам кураторов, выставку готовили по обе стороны Атлантики последние пять лет. Она стала первой крупной ретроспективой фотографа на территории Европы и охватывает более пяти десятилетий его карьеры. Здесь вся история Вебера с того дня, когда родители в 12 лет подарили ему камеру Argus C3 и стали героями его снимков, до последнего тома книги, которую выпустили Брюс с женой, а по совместительству партнером и агентом, Нэн Буш, All American. В общем, кажется, после разразившегося в рамках #MeToo скандала ничего более громкого с Вебером не происходило.


Суды и скандалы

Об обвинениях против Брюса Вебера впервые стало известно в декабре 2017 года, когда бывшая модель Джейсон Бойс подал иск в суд. Он обвинял фотографа в неподобающем поведении на съемочной площадке, включая нежелательные прикосновения и поцелуи. В январе 2018 года газета The New York Times опубликовала материал, в котором еще 15 мужчин назвали Вебера «сексуальным агрессором» и обвиняли его в эксплуатации. По словам авторов публикации, «мужчины с поразительным единодушием вспоминали сессии с мистером Вебером, во время которых он просил их раздеться и проводил дыхательные и “энергетические” упражнения. Моделей просили дышать и прикасаться как к себе, так и к мистеру Веберу, перемещая руки туда, где они чувствовали свою “энергию”. Часто мистер Вебер направлял их руки собственными». Молодые люди, оказавшиеся объектом нежелательного внимания, чувствовали, как писали The New York Times, что выбор был очевиден: уступить и быть вознагражденным работой в крупных рекламных кампаниях либо отказаться и рисковать карьерой. Джейсон Бойс утверждал, что во время одной из «энергетических» практик Вебер его спросил: «Как далеко ты хочешь зайти? Насколько ты амбициозен?». Фотограф тогда отверг все обвинения.

Наконец, в 2019 году пятеро моделей — Джош Ардольф, Энтони Болдуин, Джейкоб Мэдден, Джнана Ван Ойен и Бадди Крюгер — подали второй иск против фотографа в Южном округе Нью-Йорка. Всех обвинителей (включая первого — Бойса) представляла известная адвокат Лиза Блум, защищавшая в 2017-м Харви Вайнштейна, что привлекло еще больше внимания к делу. «Этот иск — не что иное, как попытка жадного до славы адвоката шантажировать господина Вебера ложными и юридически необоснованными претензиями», — заявила тогда адвокат Брюса Джейн Вайнтрауб. К осени 2021 года оба дела были урегулированы. Суммы мировой, как и прочие детали, остались тайной. И Брюс Вебер, и сторона обвинения отказались от интервью, сообщив через представителей, что «решили оставить это дело позади и жить дальше».


Но помимо судебных разбирательств у дела был куда больший общественный резонанс. Еще в 2018 году Condé Nast, медийный гигант, выпускающий Vogue, Vanity Fair, и GQ, объявил, что прекратит сотрудничество с фотографом «в обозримом будущем». От работы с ним отказались Ralph Lauren, Abercrombie & Fitch и Versace. С каждым из этих брендов фотографа связывала не просто многолетняя дружба, а сотворчество, в котором именно фотографии Брюса Вебера определяли стиль рекламных кампаний, вошедших в историю моды и принесших сверхприбыли.


В режиме полуотмены

Меж тем как крупные игроки модной индустрии дистанцировались от Вебера, у него остались заказчики помельче плюс собственные художественные начинания вроде All-American — ежегодного журнала о фотографии и литературе, который Брюс издает в собственном издательстве Little Bear Press вместе с женой Нэн Буш. В сентябре 2018 года — самую жаркую для фотографа пору — журнал о мужчинах и моде Hercules стал одним из первых, кто снова привлек его к сотрудничеству. Свою работу для Hercules Вебер сопроводил вступительным словом о преданности делу и необходимости бороться с «моральной цензурой». Издатель журнала Hercules Давид Вивиридо объяснил в диалоге с автором WWD, что, по его мнению, обвинения не достигли того уровня серьезности, который заставил бы его прекратить сотрудничество с фотографом, ведь тот долгое время был для него источником вдохновения и эстетическим камертоном.


Зимой 2019 года американский журнал о мужской моде Man About Town опубликовал съемки Вебера более чем на 60 страницах. Параллельно в прессе появился пересказ письма издателя журнала Man About Town Ху Гвайтера, где говорилось: «Мой личный опыт работы с ним (Брюсом Вебером) был исключительно положительным... Честно говоря, я не знаю, принял ли “правильное” решение, но факт остается фактом: я публиковал его работы». «Я издатель, — продолжал Гвайтер. — Я, очевидно, не судья и не присяжный. Я верю в право каждого на надлежащую судебную процедуру». Еще одной причиной для сотрудничества, по словам Гвайтера, стал тот факт, что автор предоставил свои снимки бесплатно. Примерно в то же время работы фотографа появились в инди-журнале Сap74024, посвященном моде, искусству и эротике.


Со стороны модного истеблишмента отмена тоже не была такой уж категоричной. Все это время Брюс Вебер был желанным гостем статусных кинопремьер и ужинов, которые собирали звезды индустрии. А не спускавшие с фотографа глаз The New York Times подметили, что Карин Ройтфельд, Николя Жескьер, Мари-Амели Сове ставили лайк архивным фото в инстаграме мэтра.


А тот, хоть и держался в тени, но о себе аккуратно напоминал. В конце 2022 года Вебер выпустил книгу о любимых питомцах под названием «Фотографическое общество золотистых ретриверов». А этой осенью одновременно с неделей моды Вебер показал в рамках Миланской триеннале два документальных фильма «Сокровище его молодости: Фотографии Паоло Ди Паоло» (2022) о любимом итальянском фотографе и выдвигавшийся в 1988 году на «Оскар» «Давай исчезнем» о знаменитом джазовом трубаче Чете Бейкере. Советник триеннале — давний друг Вебера Лука Стоппини, в прошлом арт-директор итальянского Vogue, а ныне креативный директор журнала о мужской моде ICON.


Книга Брюса Вебера «Фотографическое общество золотистых ретриверов»

Именно в этом журнале вышла и приуроченная к выставке съемка с танцовщиками балета Национального театра, которую Вебер сделал во время визита в Прагу. Говорят, правда, многие танцовщики отказались от сотрудничества, но кто-то согласился, и съемка состоялась. И пока общественность обсуждала, можно ли отделить личность художника от его произведений, на вернисаж прилетел Джонатан Ньюхаус, глава совета директоров Condé Nast International. Чешский Forbes увидел в этом шаг к восстановлению отношений. Уберут ли вслед за этим имя фотографа из списка запрещенных? По крайней мере, Вебер в свои 78 останавливаться не намерен. В интервью чешскому журналу Dolce Vita художник заявил: «Я назвал выставку “Мои университеты”, потому что никогда не перестану учиться».

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"margin":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}