Blueprint
T

Главные выставки в Париже в 2022 году

Пока Кэрри в финале «И просто так» прощается с прахом Бига в Париже, в свои права вступает вторая половина выставочного сезона французской столицы, и новые замечательные выставки уже наступают на пятки осенним хитам — гастролям Репина и Морозовых и догорающему Фишеру. Мария Сидельникова по просьбе The Blueprint выбрала пять, ради которых стоит взять Париж (или, как вариант, взять билет куда-нибудь и оказаться в Париже).

1

Парижские музеи чествуют Ив Сен-Лорана

60-летие первого показа Ива Сен-Лорана в Париже празднуют с размахом. Музейная сборная титанов — Лувр, Музей Пикассо, Орсе, Музей современного искусства во главе с Музеем Сен-Лорана — подготовила выставку-архипелаг, где на каждом острове представлен диалог знаковых вещей YSL с произведениями из музейных собраний. Есть очевидное, как, например, платье «Мондриан» 1965 года и его первоисточник в Центре Помпиду, или коллекция 2001 года по следам картин Пьера Боннара в Музее современного искусства, или обильные цитаты — они же оммаж — Пабло Пикассо. Есть комбинации изощреннее: так, богатая галерея Аполлона в Лувре с ее светом и ювелирными сокровищами рифмуется с золотыми мотивами в коллекциях YSL, а музей Орсе посвящает свою главу Марселю Прусту — родственной душе дизайнера. С его слов начался великий женский смокинг Сен-Лорана, и он же объяснил, что принадлежность к «прекрасному и жалкому племени невротиков» — не проклятие, а счастье.

«Ив Сен-Лоран в музеях», с 29 января по 15 мая, в Музее Пикассо выставка закончится раньше — 19 апреля

2

Париж как роман:

Пруст в музее Карнавале

Повторить разобранный на цитаты роман Пруста, поностальгировать по его Парижу — элегантному городу рубежа веков, где он родился, рос, познавал себя, открывал свою гомосексуальность, писал заметки в «Фигаро» и свои бесконечные тома «В поисках утраченного времени»; пожить жизнью его героев — в изящных Салонах, пышных ложах Оперы, душных публичных домах — и не спеша фланировать с ними по музейным залам под шорох невидимых платьев, как по аллеям Булонского леса — все это предлагает выставка «Марсель Пруст (1871–1922). Парижский роман», приуроченная к 150-летию со дня рождения и к 100-летию со дня смерти французского писателя. Живопись, скульптуры, графика, фотографии, архитектурные макеты, аксессуары и вещи, рукописи и документы — около 280 произведений из государственных и частных собраний со всего мира, в том числе из Санкт-Петербурга, вовлекают нас в красивый, манящий и совершенно непостижимый мир Пруста.

«Марсель Пруст. Парижский роман», музей Карнавале, до 10 апреля

3

Игры, в которые играет Чарльз Рей

Вот уже полвека 69-летний Чарльз Рей задается вопросом, чем же сегодня является скульптура. Самый развернутый ответ можно будет получить на первой в Париже и едва ли не самой масштабной за всю его карьеру выставке, подготовленной двумя музеями. Со стороны государства — Центр Помпиду, главный музей современного искусства во Франции, со стороны скульптора — его крупнейший частный коллекционер Франсуа Пино. Когда Пино спрашивают, почему Рей, он отвечает просто: «Я люблю его манеру изображать жизнь». Пока мир ускоряется каждую секунду, Рей днями, месяцами, а то и годами оттачивает одну-единственную деталь. Такие расхождения и противоречия у Рея всюду, и Пино они по душе. Оригинал оборачивается репродукцией, фигуративное становится абстрактным, в совершенстве непременно будет изъян, а показное будет слишком интимным, и наоборот. А еще его гигантские люди, ржавые машины, пузатые мальчики и поверженные полководцы, которые заставляют зрителя то складываться пополам, то вставать на цыпочки — всегда выясняют отношения с пространством. И вековые стены парижской Биржи, так здорово отреставрированные великим японцем Тадао Андо, наверняка добавят им тех смыслов, которые даже сам Рей в них никогда раньше не искал.

Чарльз Рей. Биржа Пино, 16 февраля — 6 июня; Центр Помпиду, 16 февраля — 20 июня

4

«Любовь приносит любовь»: оммаж Альберу Эльбазу

Показ AZ Factory Love brings love состоялся спустя полгода после смерти Альбера Эльбаза 5 октября 2021 года, и это был едва ли не самый искренний и светлый оммаж, который когда-либо видел мир моды. Осиротевший новорожденный дом — а дизайнер успел выпустить всего одну коллекцию — собрал два десятка образов по незаконченным наброскам и эскизам, а друзья и коллеги — Оливье Рустен, Демна Гвасалия, Мария Грация Кьюри, Джорджо Армани, Алессандро Микеле — всего 46 дизайнеров — увековечили стиль Эльбаза в своем коллективном признании в любви. Струящиеся платья с длинным шлейфом, короткие с игривыми рюшами, бальные с объемными бантами — вся узнаваемая классика периода Lanvin, его смелость и элегантность, все то, за что коллеги так уважали Эльбаза, а клиентки боготворили. Этот исторический показ при помощи иммерсивных технологий и при живом участии всех произведений и воссоздадут в Palais Galliera. Воссоздадут слово в слово: «Любовь приносит любовь».

«Любовь приносит любовь. Дефиле-оммаж Альберу Эльбазу». Palais Galliera, 5 марта — 10 июля

5

Каталонец в Париже

Антонио Гауди (1852–1926) приписывают образ гения-одиночки. Но организаторы выставки в музее Орсе, которая метит в выставочные блокбастеры сезона, уверены, что образ этот, может, хорош для биографий, но архитектору он ни к чему. Гауди нужно представлять только в контексте — политическом, социальном, интеллектуальном и художественном. Что они и делают, предлагая по-новому взглянуть на прославленного каталонца, его связь с европейским ар-нуво и его Барселону, чей грандиозный архитектурный облик призван был воплотить экономический и промышленный расцвет города. «Если мы хотим понять всю глубину произведений Гауди, всю их драму (а тут отразились и семейные несчастья, и его уход в католичество), то мы не можем игнорировать его время, и политическую и идеологическую составляющую его архитектуры», — заключают кураторы. В Париж свезут все, что можно: мебель, архивные материалы, чертежи, фотографии, начиная с ученических лет и первых проектов в Барселоне, через дворец и сад промышленника Гуэля к знаменитым домам — «Мила», «Висенс», «Кальвет» и многострадальной Саграда Фамилии. Не перепутать бы города.

Гауди. Музей Орсе, с 12 апреля до 17 июля

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}