Blueprint
T

Каталог выставки «Ив Сен-Лоран и театр»

Коллекционировать каталоги — идея во всех отношениях полезная: где еще можно найти аннотированный перечень экспонатов выставки? Листаем букинистическую находку Алены Соловьевой из Риги и вместе удивляемся наивности советских модных критиков, размышляем о связи Сен-Лорана и Бакста, а также узнаем новое о юморе великого Ива.

«Ив Сен-Лоран и театр»

В каталоге выставки «Ив Сен-Лоран и театр» объемом около 130 страниц представлены театральные эскизы модельера, вступительное слово куратора и деятелей культуры того времени, советских художников. В подписях к иллюстрациям указаны названия театральных постановок и все детали, перечислены имена актеров и исполнителей. В конце каталога есть два таймлайна — театральный и кинематографический.

Идея показать ленинградцам выставку «Ив Сен-Лоран и театр. 1967–1984 гг.» принадлежит Ленинградскому государственному музею театрального и музыкального искусства. Выставка коллекции крупнейшего французского модельера, показанная в 1987 году в Эрмитаже, поразила своей театральностью, высокохудожественным отношением к бытовой моде, стремлением внести в нее игровое начало. Манекены в костюмах Ива Сен-Лорана составляли мизансцены разнообразных спектаклей на самые неожиданные сюжеты: от обрядовых действ Африки и Азии до великосветской буржуазной парижской свадьбы. Было ясно, что перед нами мастер, обладающий огромной фантазией и широкими творческими возможностями. Со своей стороны Иву Сен-Лорану хотелось дополнить и расширить впечатление о своем творчестве и представить советским зрителям свои работы в театре, где он постоянно трудился с 1957 года. Выставка «Ив Сен-Лоран и театр» до этого была представлена в трех городах — Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

Ярким театральным впечатлением Сен-Лорана был спектакль «Школа жен» Мольера в постановке Луи Жуве, который он увидел в 1947 году в Оране. Художником спектакля был Кристиан Берар. Великолепное впечатление очаровало молодого человека, и с того памятного дня страсть к театру не оставляет его. Ежегодно Ив Сен-Лоран создает новые фантастические коллекции модной одежды и одновременно продолжает заниматься макетами декораций для театра и кино. Первой самостоятельной работой модельера в театре были костюмы для балета «Сирано де Бержерак» Констана в 1959 году в постановке балетмейстера Ролана Пети.

Своими учителями Ив Сен-Лоран называет русских художников начала XX века и считает, что они оказали наиболее сильное влияние на его художественное мировоззрение. Не случайно, что одно из изданий, посвященное его творчеству, называется «Живые традиции Русских сезонов. Театральные фантазии Ива Сен-Лорана».

Ив Сен-Лоран прекрасно знает и любит русскую культуру. Знаком восхищения и душевной признательности стала его знаменитая коллекция 1976 года «Русские балеты и оперы». В этой работе объединены две страсти художника: мода и театр. Коллекция пользуется исключительным успехом во всем мире. В «Нью-Йорк таймс» был помещен восторженный отклик, в котором коллекция была названа «революционной» и «меняющей направление моды в мире».

Пожалуй, именно от русских художников Сен-Лоран воспринял последовательное стремление к созданию синтетического зрелища, к полному слиянию с замыслами режиссеров, балетмейстеров и актеров. Эта благородная черта творческого метода художника способствует его успешному сотрудничеству с крупнейшими мастерами французского театра и кино. Ив Сен-Лоран плодотворно работает с труппой Мадлен Рено — Жана-Луи Барро, где он оформил спектакли «Женитьба Фигаро» (1964 г.) «Там, за облаками» (1964 г.), «Гарольд и Мод» (1973 г.). С первой совместной работы Сен-Лоран стал одним из любимых художников-балетмейстеров Ролана Пети, для которого он выполнил костюмы к постановкам «Песнопения Мальдорора» Мариуса Констана (1962 г.), «Собор Парижской богоматери» Мориса Жарра (1965 г.) и, наконец, в 1973 году костюмы для Майи Плисецкой в балете «Гибель розы» Малера.

В кинематографе Сен-Лоран сотрудничает с такими режиссерами, как Бунюэль, Трюффо, Ален Рене, и, наконец, скажем, что Сен-Лоран — непревзойденный мастер костюмов для музыкальных шоу. Звезды парижской эстрады Зизи Жанмер и Сильви Вартан выступают в его туалетах.

Бытовой моде он придает загадочность театрального костюма и вместе с платьями дарит женщинам таинственные и разнообразные роли. Сен-Лоран создает свой театр моды и с этим опытом театрализации быта приходит в профессиональный театр. Его движение в театр — зеркальное отражение пути столь чтимого им Леона Бакста. В последние годы жизни великолепный Бакст стал одним из популярнейших европейских модельеров.

Театральные эскизы Ива Сен-Лорана эмоциональны и экспрессивны. Диапазон его интересов очень широк: он легко путешествует по странам и историческим эпохам — в этом ему очевидно значительно помогает опыт модельера.


Любопытны театральные эскизы восточных костюмов Сен-Лорана. Перед нами интересная творческая интерпретация. В качестве первоисточника художник взял не этнографические костюмы старого Востока, а театральные эскизы Леона Бакста во всей их исторической узнаваемости. Сен-Лоран значительно отходит от оригинала, но влияние Бакста очень сильно в этих работах. Восточные персонажи Сен-Лорана томны, эротичны, но при этом холодны и манерны. В них нет жизненной силы и яркости Бакста. Это рисунок европейского эстета.

В театральных работах Сен-Лорана есть юмор — это бывает так редко. К сожалению, русские художники в театральных эскизах смеялись мало. Это качество особенно ярко проявилось в оформлении музыкального ревю Зизи Жанмер 1972 года, где художник продемонстрировал блестящую театральную вариацию и исторического, и современного, и циркового костюмов, создав совершенно самостоятельный, причудливый образ эстрадной дивы. Шутка, нотки уличного веселья и абсолютная внутренняя свобода есть в эскизах. В них есть и милая пикантность, которая заменяет привычную для этого жанра пошлость.


Создавая свои театральные эскизы, Ив Сен-Лоран вдохновляется творчеством самых разнообразных художников: от Веласкеса до Пикассо и Матисса. Эмоциональное восприятие и переосмысливание картин великих мастеров ощущается в эскизах художника. Что интересно, Сен-Лоран и не пытается скрыть источники вдохновения, а выступает как откровенный стилизатор и интерпретатор, он явно ценит дополнительные ассоциации, которые возникают при рассматривании его эскизов. Художнику доставляет удовольствие любая возможность тем или иным образом вызвать у зрителя воспоминания о своих любимых полотнах.

Ленинградские зрители впервые встретились с театральными костюмами Ива Сен-Лорана на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова в 1987 году. Это был перенесенный Роланом Пети на советскую сцену балет «Собор Парижской богоматери» композитора Мориса Жарра.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}