Алфавит
Энди Уорхола
Текст: Катя Фисенко
6 августа — день рождения Энди Уорхолла. По такому случаю рассказываем, все, что нужно знать о короле поп-арта.
![](/upload/8177/vms/d6aee48b4838ddcd2c00320365abc3a9.gif)
![](/upload/8177/vms/eda14e5bf1cbcedf9dabbb6ff6dfc56d.gif)
![](/upload/8177/vms/f628f04f906c6f2a190214bda3f7b750.gif)
![](/upload/8177/vms/2a70f261af86bc7e8e6f75f750a02af4.gif)
![](/upload/8177/vms/b8ed0de98be9e7c16413056aa440fec6.gif)
![](/upload/8177/vms/fe31772c32dc25def123f2fecaa3011d.gif)
![](/upload/8177/vms/e987817c7caaf26abf9af51fa497ac34.gif)
![](/upload/8177/vms/dc41e5098afb1dd9b694b24e671fff41.jpg)
Аа
Андрей Варгола
Уорхол родился в Питтсбурге, США, в семье словацких иммигрантов.
Андрей Варгола — так звучит настоящее имя Уорхола на словацком.
Андрей Варгола (справа) с матерью Юлией и старшим братом
![](/upload/8177/vms/b222ccaf476fb5517fcdf8464b0b1abd.jpg)
Бб
Болезнь
В детстве Энди заболел хореей Сиденгама — острой ревматической лихорадкой, из-за чего на время оказался прикован к постели. Во время болезни Уорхол много рисовал и собирал картинки известных людей или героев мультфильмов Диснея, вырезанных из газет и журналов. Так началась его любовь к знаменитостям и искусству. Развившаяся болезнь вызвала проблемы с кожей, его стали называть «Энди, красноносый Уорхола». Уже во взрослом возрасте ему так осточертел цвет его носа, что как-то раз он пошел в клинику (он вообще был сторонником пластической хирургии), чтобы там ему отшлифовали нос, но, по словам Уорхола, стало только хуже.
Вв
«Велвет Андерграунд»
![](/upload/8177/vms/5af150b3b8da170d9ac297ead2b30f6f.jpg)
Уорхол был менеджером и продюсером легендарной группы. Они снимались в его фильмах и участвовали в шоу «Взрывная пластиковая неизбежность», сочетающем в себе театр, кино, танец и музыку. Шоу положило начало великому альбому группы The Velvet Underground & Nico, обложка которого стала самостоятельным произведением искусства.
![](/upload/8177/vms/10c07c40ea3c0727bdd91a7927ab9473.jpg)
![](/upload/8177/vms/fbc2ada8e9305d710a00a267975bfa6c.jpg)
Гг
![](/upload/8177/vms/65ad4f153815317d14f546601bb2dc6c.jpg)
Гомосексуальность
Уорхол был открытым геем и стал иконой ЛГБТ-сообщества. Несмотря на то, что художник был религиозным человеком и часто появлялся в церкви, это не мешало ему открыто говорить о своей сексуальности. В ранних работах он исследовал мужское тело, составляя целые сборники с эротическими рисунками.
![](/upload/8177/vms/4458ebc2d28de0266d954611c0e997b3.jpg)
Aвтопортрет Энди Уорхола, 1987
Энди Уорхол и Шон Кэссиди, 1978
Дд
![](/upload/8177/vms/78a6b6de94428cc8c3afafbe0603df22.jpg)
Деньги
К искусству он подходил меркантильно и был уверен, что самое лучшее — делать деньги: «Я начинал как коммерческий художник и хочу закончить как бизнес-художник. После того как я занимался тем, что называется искусством, я подался в бизнес-искусство. Я хочу быть бизнесменом искусства, или бизнес-художником. Успех в бизнесе — самый притягательный вид искусства».
![](/upload/8177/vms/e31c34fd52f975c12844985c3f7a4458.jpg)
![](/upload/8177/vms/49b4bcabbfde16a642c22131263522f9.jpg)
![](/upload/8177/vms/495bd4b6ebc66098d7c8247affc3d0ac.jpg)
Ее
![](/upload/8177/vms/4a7ad2bcc801c9673f9799f3bc09b1c7.jpg)
![](/upload/8177/vms/5ba7c5d5384a91f508b5c7979660f12a.jpg)
Еда
Если верить Уорхолу, на протяжении 20 лет он питался одним и тем же: супом Campbell и сэндвичами. А когда ходил в ресторан, заказывал то, чего совсем не хотелось, не мог съесть и просил официанта завернуть с собой. Упакованную еду он оставлял на улице — для бродяг. Это называлось нью-йоркской диетой Энди Уорхола.
Жж
Журнал Interview
Уорхол обожал знаменитостей и основал легендарный журнал, кажется, только для того, чтобы они имели возможность разговаривать друг с другом чаще. Первые выпуски Уорхол сам раздавал людям на улице: простых горожан он любил не меньше звезд. В первых номерах журнала появились интервью с Джоном Ленноном, Сальвадором Дали, Дэвидом Боуи, Труменом Капоте. Печатная версия журнала просуществовала почти 50 лет и была закрыта в мае этого года.
Зз
Зависть
![](/upload/8177/vms/07be2c7f88fb595972fef0ce9e79320b.jpg)
Энди Уорхол иронично называл себя самым завистливым человеком на свете, утверждая, что зависть — одно из главных чувств, заставляющее его что-то делать: «Собственно говоря, я всегда стараюсь покупать вещи и людей только потому, что завидую — вдруг кто-нибудь другой их купит, и они в конечном счете окажутся хорошими».
Уорхол и фотограф Артур Феллиг
Ии
![](/upload/8177/vms/1a8c58c2f7572f21a8b73e2e71016ee5.jpg)
![](/upload/8177/vms/654922c984b104c356b781b6a8ef5a73.jpg)
Иллюстрация
В 1941-м Уорхол поступил в Технологический институт Карнеги (ныне Университет Карнеги — Меллон), где учился иллюстрации и коммерческому искусству. Его первая работа появилась в журнале Glamour в 1949 году в статье «Успех — это работа в Нью-Йорке». По сути, это было стартом его собственного успеха и карьеры, молодой Уорхол начал зарабатывать иллюстрацией. Его картинки — женские туфли и машины — стали печататься на страницах журналов, в том числе Vogue и Harper’s Bazaar.
Кк
![](/upload/8177/vms/b037dab0a33f9300a3083933c95bd849.jpg)
Кинематограф
За свою карьеру Уорхол снял сотни фильмов: короткометражных, многочасовых, абсурдистских, экспериментальных, коммерчески успешных и ставших культовыми. Среди самых известных: восьмичасовой «Спи», немой «Минет», «Винил» — ремейк «Заводного апельсина» и «Девушки из “Челси”». Последний стал классикой мирового кино.
реклама
реклама
Лл
![](/upload/8177/vms/223026a15f108af4f5dafd0c1fa54625.jpg)
Любовь
Любовь Уорхол трактовал своеобразно и утверждал, что не уверен вообще, что когда-нибудь испытывал это чувство. Иногда казалось, что он любит свой телевизор или звукозаписывающий магнитофон больше, чем кого-либо. Хотя в этом была своя доля лукавства: «Я не знаю, был ли я когда-нибудь способен на любовь, но после 1960-х я никогда больше не думал на языке «любви». Один человек в 1960-е обворожил меня больше, чем кто-либо за всю мою жизнь. И очарованность, которую я испытал, была, вероятно, очень близка к какому-то роду любви».
Мм
![](/upload/8177/vms/6fd57797b7722ff3d67696e1ff296070.jpg)
Мэрилин Монро
Она была для него идеальным сочетанием красоты и чувства юмора, одной из главных женщин его жизни. После ее смерти он создал «Диптих Мэрилин» — символ творчества Уорхола и всего поп-арта. Журнал The Guardian отдал работе третье место в списке «500 выдающихся произведений современного искусства».
Нн
Нью-Йорк
![](/upload/8177/vms/053a749d7c1ca9a7328e20fdc314ccb1.jpg)
Всю жизнь Энди Уорхол прожил в США. Он родился и вырос в Питтсбурге в семье словацких иммигрантов, а большую часть жизни провел в Нью-Йорке. Здесь он обрел настоящую популярность, здесь появилась его мастерская «Фабрика» и его суперзвезды — свита друзей и подруг, постоянно сопровождавших его повсюду и участвующих в его арт-проектах. Он любил этот город и все, что связано с его страной: «Существуют три вещи, которые для меня всегда красивы: мои старые добрые ботинки, которые не жмут, моя собственная спальня и таможня США, когда я возвращаюсь домой».
![](/upload/8177/vms/82d282c2235a2ebbef600937551996a5.jpg)
![](/upload/8177/vms/5facc1fe12a40df645c7d17488f89545.jpg)
Оо
Отходы
Уорхол был собирателем мусора и отходов. Он часто использовал бракованные кадры в своих фильмах, даже делал отдельные фильмы только из такого материала. В 1970-х он начал собирать вещи, место которых, казалось бы, в мусорной корзине, для своего проекта «Капсулы времени». Он запечатывал в картонных коробках бесконечные упаковки, флаеры, билеты, открытки, банки с супом и даже мертвых муравьев. За 13 лет Уорхол собрал 610 таких капсул, их содержимое сейчас хранится в музее имени художника в Питтсбурге.
Пп
![](/upload/8177/vms/3f7f3bfa4e0c851a8cdb65cf615bf723.jpg)
Поп-арт
В свой расцвет поп-арт критиковался за стирание границ между низменным и возвышенным — он эксплуатировал образы рекламы и продуктов потребления, превращая бутылки кока-колы и упаковки из-под кетчупа в дорогостоящие произведения искусства. Уорхол был пионером поп-арта и его иконой. Его мало интересовали критики, зато он обожал потребительскую культуру. Его восхищала идея равенства, которая, как ему казалось, достижима через консюмеризм: «Что замечательно в нашей стране, так это то, что Америка положила начало традиции, по которой самые богатые потребители покупают в принципе то же самое, что и бедные. Ты смотришь телевизор и видишь кока-колу, и ты знаешь, что президент пьет кока-колу, Лиз Тейлор пьет кока-колу, и только подумай — ты тоже можешь пить кока-колу. Все кока-колы одинаковы, и все они хороши».
![](/upload/8177/vms/82ae88226e86b2f512d440e34df881c0.jpg)
Рр
![](/upload/8177/vms/a3c6471fe4dc2ae8c02ce93c6e1beb74.jpg)
![](/upload/8177/vms/b7273b2930c249ca504684df818e5f76.jpg)
Роберт Раушенберг
Еще один представитель поп-арта и концептуализма. Они были знакомы и дружили с Уорхолом. Раушенберг работал преимущественно в технике коллажа, иногда так же, как Уорхол, использовал шелкографию и занимался инсталляциями.
Сс
![](/upload/8177/vms/b4cbeb22b262cc28785a1bb8932d606e.jpg)
Скука
Уорхол любил и ненавидел скуку одновременно. Так или иначе, через его творчество отчетливо прослеживается ее мотив: он делал нарочито длинные бессюжетные фильмы, где действие не меняется вовсе, или копировал одно и то же изображение сотни раз. Он воспринимал скуку как путь к катарсису: «Чем больше вы смотрите на одну и ту же вещь, тем больше из нее уходит смысла и тем лучше и опустошеннее вы себя ощущаете».
Тт
![](/upload/8177/vms/ef3478fff9eefa2eb7fcb2273183e75a.jpg)
Телевидение
«Когда у меня появился первый телевизор, я перестал придавать большое значение близким отношениям с другими людьми», — конечно, Уорхол тонкий шутник, но телевидение и правда играло большую роль в жизни художника и было его любимым средством коммуникации. Он всегда мечтал о собственном телешоу и в 1980-х стал автором двух: Andy Warhol’s TV и Andy Warhol’s Fifteen Minute, которое показывали по MTV.
Уу
Утро
Энди Уорхол почти всегда начинал свой день одинаково: он звонил своим телефонным подругам. Самыми близкими были писательница Пэт Хэкетт и художница Бриджит Берлин, они могли разговаривать часами обо всем: о снах, общих друзьях, сексе и его собаке Арчи.
Фф
«Фабрика»
Мастерская Уорхола была пристанищем всех звезд и суперзвед Ньй-Йорка: от Боба Дилана и Жан-Мишеля Баския до Сальвадора Дали и Уильяма Берроуза, здесь знакомились друг с другом, творили, принимали наркотики и закатывали вечеринки. Некоторые жили тут днями и неделями.
![](/upload/8177/vms/ffaeb255ecc477165905a412bd9de3be.jpg)
![](/upload/8177/vms/7a3f884ea5184012a308e18222e7a4de.jpg)
Оставаясь местом главных богемных тусовок города, «Фабрика» сохраняла свою первоначальную задачу, хотя сам Уорхол трудился не так много — ему нравилось иметь ассистентов, которые выполняли монотонную работу вроде шелкографной печати одного и того же изображения.
«Фабрика» сменила четыре адреса, но главной оставалась самая первая — вся покрытая серебристой краской: ей были выкрашены стены, потолки и даже унитаз, повсюду была расклеена фольга, висели осколки зеркал.
Хх
![](/upload/8177/vms/d6b022d5eebab3eaeacc87bdf899c8a7.jpg)
Харинг
Кит Харинг — близкий друг Уорхола, завсегдатай «Фабрики» и представитель поп-арт-движения. Его маленькие угловатые человечки не менее узнаваемы, чем картины Уорхола. В 1986-м Харинг открыл на Манхэттене Pop Shop, в котором начал продавать свои работы и сувениры: от магнитов до футболок. Магазин, кстати, работает до сих пор, но в онлайн-режиме.
Цц
![](/upload/8177/vms/ee63cc9eb15167e7dca575ae13885ede.jpg)
церковь
Глубоко религиозные родители Уорхола были прихожанами русинской грекокатолической церкви. Сам он тоже верил и любил церковь, его священник даже утверждал, что Уорхол приходил в церковь почти каждый день, но в безлюдные часы.
Чч
«Челси»
«Девушки из “Челси”» — пожалуй, самый известный полнометражный фильм Уорхола-режиссера о 12 девушках, развлекающихся в отеле «Челси». В фильме сыграли суперзвезды Уорхола — его свита, гости его «Фабрики» и друзья. Несмотря на то, что фильм принадлежал к авангардному, экспериментальному кино, его прокатывали в кинотеатрах, он пользовался коммерческим успехом.
![](/upload/8177/vms/44a04b201cc23537754c1fb5347e2b1d.jpg)
Шш
![](/upload/8177/vms/fc7fce508f33b1049850913e77e870a7.jpg)
Шелкография
Большинство работ Уорхола выполнены в технике шелкографии, которая позволяла быстро копировать одно и то же изображение. Именно этим методом были созданы «Банки с супом «Кэмпбелл»» (Уорхол, кстати, говорил в одном из интервью, что это, пожалуй, его любимая работа), «Диптих Мэрилин», «Восемь Элвисов», серия «Смерть и катастрофа» и т. д.
Щщ
![](/upload/8177/vms/06ef61da0cdbce471cfe5b8334a1c9d8.jpg)
Щедрость
Несмотря на любовь к бизнес-искусству, роскоши и деньгам, Энди Уорхол был довольно щедрым человеком: он часто помогал нищим, был волонтером в приюте для бездомных.
Уорхол и фотограф и поэт Джерард Маланга с детьми в Нижнем Ист-сайде
Ээ
![](/upload/8177/vms/df9cfc8d459119fa4cf37f081f9477e6.jpg)
![](/upload/8177/vms/5fc42ac1e3c4943f5759b85a5172e37f.jpg)
Эди Седжвик
Актриса, модель, подруга Уорхола, его суперзвезда и муза. Седжвик постоянно тусовалась на «Фабрике», снялась в нескольких картинах Уорхола, сопровождала его на вечерах и съемках телешоу.
Образ Седжвик стал культовым: стрижка пикси, темные тени и ресницы, короткое черное платье и огромные серьги — американская молодежь ей подражала, а рок-группы посвящали ей свои песни.
![](/upload/8177/vms/dfca72801bcbdbbf517956799bd72f6b.jpg)
Юю
Юмор
Хорошее чувство юмора было для Уорхола чуть ли не главным человеческим качеством: «Смешные люди — единственные люди, которые мне интересны, потому что, если в человеке нет ничего смешного, мне с ним скучно».
Яя
![](/upload/8177/vms/728eb152b4112238e748a93f05df115d.jpg)
«Я стреляла в Энди Уорхола»
3 июня 1968 года Валери Соланас вошла в «Фабрику» и несколько раз выстрелила в Энди Уорхола. Она попала в живот, пули повредили восемь органов. После стрельбы Соланас выбежала на улицу и сообщила первому встреченному полицейскому: «Я стреляла в Энди Уорхола».
Валери Соланас была радикальной феминисткой, она знала Уорхола, уже бывала на «Фабрике» и даже снималась в его кино. Она заявила полиции, что тот «слишком контролировал мою жизнь». Ей диагностировали параноидальную шизофрению и посадили на три года.
После покушения Уорхол пересмотрел свое восприятие искусства и творчества и до конца жизни носил поддерживающий корсет.