«Выход через Юрту»
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
Режиссерский дебют 24-летней Александры Суворовой «Выход через юрту» — новая премьера на BlueScreen, нашей собственной площадке для молодых кинематографистов и видеохудожников. Это 11-минутная документалка про творческое объединение «Бурятский Андерграунд» (сокращенно БАТО) — художников и музыкантов, развивающих этническое современное искусство в Улан-Удэ и не только. В 2022-м «Выход через юрту» показывали на нашем любимом российском фестивале документального кино Beat Film. Фильм можно посмотреть прямо на The Blueprint, а заодно — познакомиться с автором.
Александра Суворова, режиссер-сценарист
возраст:
24
родной город:
Ижевск
образование:
НИУ ВШЭ («Медиакоммуникации»), Московская школа нового кино (Режиссерская мастерская)
Участие в фестивалях:
New York Film Academy, Florence Film Awards, Paris Film Awards 2022 (победа в номинации «Лучший сценарий короткого метра» — за сценарий к фильму «Луна»), Beat Film 2022 («Выход через юрту»)
кино, которое вдохновляет:
«Начало», «Матрица», «Лобстер», «Облачный атлас» + «Атака титанов»
Кадр из фильма "Выход через юрту"
Про идею и ее реализацию
Юлий из творческого объединения БАТО — мой друг. Мы познакомились в 2019 году, на съемках клипов Гоши Вишну («Дико, например» Pharaoh и «Грустный дэнс» Artik & Asti — его рук дело. — Прим. The Blueprint). Юлий фотографировал бэкстейдж на стедикам, я — на свой «Сони». С тех пор я следила за БАТО, а в 2022-м предложила им поучаствовать в коротком метре про этническое уличное искусство в Москве и Улан-Удэ. К тому моменту у меня за плечами было уже 6–7 кинопитчингов, но госорганизации оставляли мои работы без фидбэка, а с грантами независимых студий тоже не получалось: мне говорили, что материал хороший, только вот короткие метры спонсируют очень редко. Я вспомнила про Beat Film и решила снять документальное кино с прицелом попасть именно на этот фестиваль.
Мы с героями встретились, набросали сценарий. Снимать решили в Москве — в квартире, где живут и работают ребята. Архивные кадры из Улан-Удэ нашли в архиве БАТО. Сама я ездила в Улан-Удэ еще до того, как придумала «Выход через юрту». С той поездки осталась парочка видео в горах. Их я тоже решила использовать — для перебивок. А еще в начале фильма есть вставка из Google Maps — я раньше часто монтировала видео из путешествий и любила вставлять туда кадры со спутника, чтобы показать, как эта точка выглядит на земном шаре. Да и хотелось акцентировать внимание на том, что бурятский андерграунд — это масштабная история. На стрит-арт, барельефы, фирменные наклейки с лого БАТО можно наткнуться на многих улицах в Бурятии. Даже просто гуляя по Google Maps.
Съемки длились два дня — в конце февраля 2022-го. После 24-го числа всем стало не до этого, времени на раскачку не было. От идеи до реализации прошло недели две. Я отправила фильм Beat Film, уже особо ни на что не рассчитывая. Его приняли.
Кадры из фильма "Выход через юрту"
Про деньги
Бюджет фильма — 15 тысяч рублей. Я снимала его на свои деньги и свою камеру — обычную, не киношную Sony Alpha NEX-C3. Смонтировала сама — за неделю. И специально наложила пленочный эффект, чтобы картинка выглядела так, будто шум и размытия и были задуманы. Бюджет ушел на аренду оборудования (от штативов до источников света) и звукорежиссера, с которым я когда-то снимала студенческие проекты, потому что со звуком пришлось повозиться. Свою речь герои фильма не репетировали, так что приходилось убирать паузы и запинки. Спасло то, что ребята обычно снимаются в масках, в которых не видно рта. Музыку писали БАТО, звук отредактировала я, а звукорежиссер [Илья Аксенов] довел все до ума.
Про то, как встретили фильм
Beat Film показывали «Выход через юрту» в «ГЭС-2» и пространстве «Поле». Там был Ладо Кватания — он сказал, что запомнил мой фильм, и я все, поплыла. Многие до сих пор скидывают мне фотографии барельефов БАТО, говорят, что узнали о них благодаря фильму. В МШНК я его тоже показывала. Кто-то из преподавателей сказал: «Это классная, стильная работа, но достаточно публицистическая». То есть герои слишком долго говорят на камеру, что, как считается в мире кино, не очень круто. А вообще мне так и не дали диплом за «Выход через юрту». Сказали: «Это не дипломная работа». Так что у меня даже корочки о профильном образовании нет. Может, стану великим режиссером — выдадут.