Стиль в фильме:
«Аэлита»
ТЕКСТ: катя фисенко
4 сентября в кинозале музея «Гараж» состоится показ одного из первых советских фантастических фильмов. В преддверии показа и лекции Татьяны Долматовской рассказываем главное, что вам надо знать о картине Якова Протазанова.
Яков Протазанов сделал режиссерскую карьеру еще в дореволюционной России, до «Аэлиты» он успел снять не один десяток фильмов. Картина о путешествии на Марс стала первой его работой после возвращения из эмиграции и была снята по мотивам одноименного романа Алексея Толстого. Фильм был представлен публике в 1924 году и к сегодняшнему дню успел стать классикой немого кино, советского авангарда и мировой кинофантастики.
Согласно сюжету советский инженер Лось разрабатывает проект «интерпланетонефа» — космического летательного аппарата — и грезит о полете на Марс, где, как ему кажется, его ждет прекрасная и далекая царица Аэлита. В стране между тем декабрь, 1920-е, жулики, а в сердце героя живет страх, что жена уйдет к другому. Единственный выход — побег на другую планету.
Костюмы
Над костюмами в фильме работали известная художница-авангардистка, кубофутуристка Александра Экстер и театральный художник Исаак Рабинович. Консультации по костюмам им давала Надежда Ламанова — одна из первых российских и советских модельеров, в ее ателье мод шили наряды еще для царской семьи.
Эскизы Экстер к костюмам были выполнены в духе работ авангардистов начала ХХ века: четкие прямые линии, геометричность форм, цилиндры, круги и кубы. Она не боялась экспериментов и при изготовлении костюмов использовала самые неожиданные материалы: картон, металл и пластик.
Одним из интереснейших элементов ее работы стали головные уборы марсиан: планетарные кольца и жезлы у Аэлиты, шлем Тускуба, делающий его похожим на Кащея из детских сказок, шапки-коробки у роботов-солдат, замысловатая спираль у служанки Ихошки. Костюм последней, кстати, привлек много внимания — геометричная сетка поверх шароваров следовала за движениями актрисы. Наряд Аэлиты был и вовсе революционным: ткань с тремя нашитыми кольцами, надетая на полуобнаженное тело, и вьющееся спиралью полотно, выполняющее роль юбки.
В своей статье «Простота и практичность в одежде», похожей скорее на манифест, Александра Экстер писала: «Современной “моде”, меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую по своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм, как прямоугольник, квадрат, треугольник; ритм цвета, вложенный в них, вполне разнообразит содержание формы». И хотя текст был написан в советское время для самых обычных людей, костюмы марсиан вполне соответствовали этим догмам.
Декорации
Марс 1920-х в «Аэлите» выглядел таким, каким изображали проекты будущего тогдашние авангардисты. Каменный город, стремящийся ввысь, с множеством геометрических деталей: дверей-треугольников, прямоугольных лестниц, мостов с идеальной полукруглой формой. Все так, будто бы художник-постановщик Виктор Симов стремился воплотить картины Татлина и «проуны» Лисицкого в реальность.
Макияж
Кинематограф 1920-х многое перенимал у театра, и современному зрителю это сразу бросается в глаза: театральные декорации, чрезмерная эмоциональность, жестикуляция актеров и яркий грим. Немое кино нуждалось в последнем, ведь чувства актеров должны были быть понятны без слов — и в «Аэлите» это видно особенно хорошо. Макияж героев-марсиан подчеркнуто геометричен, губы и глаза графично прорисованы, нижнее веко оттенено, чтобы добавить еще больше драматичности. Кстати, краску актерам наносили не только на лицо, но и на все тело.