Стиль в фильме: «Метрополис» Фрица Ланга
ТЕКСТ: Анна Баштовая
В 1927 году вышла картина Франца Ланга «Метрополис», чьё влияние на современную культуру сложно переоценить. Вот уже практически сто лет режиссёры, дизайнеры и даже поп-артисты черпают вдохновение в этой антиутопии, заново переосмысляя визуальную эстетику фильма. Как удалось создать самую масштабную в мире фантастику, из чего был сделан первый робот в истории и почему эта картина так важна для современной культуры?
620 тысяч метров негатива, 310 съёмочных дней, 60 съёмочных ночей, 25 тысяч статистов, 11 тысяч статисток, 1100 лошадей, 750 детей, 100 африканцев, 25 китайцев, 100 человек, побритых налысо, 200 тысяч марок на изготовление костюмов, вдвое больше на изготовление декораций и оплату электроэнергии — таковы цифры чуть ли ни самой масштабной картины за всю историю кинематографа. За два года съёмок бюджет фильма вырос из полутора до шести миллионов марок и буквально разорил немецкую государственную казну, так и не принеся в прокате ожидаемой прибыли. Но как это часто бывает, ценность картины стала очевидна лишь спустя время. Именно из «Метрополиса» выросла половина современной фантастики, популярные антиутопии и даже частично киберпанк.
В основе картины лежит смесь из библейских мотивов, пародии на капиталистическое общество и размышлений о классовой борьбе. Не обходится и без любви: «Посредником между головой и руками должно быть сердце» — так звучит знаменитый эпиграф к фильму. Действие картины разворачивается в огромном футуристическом городе — Метрополисе, — который разделен на два уровня: вверху — богатая прослойка социума, внизу — эксплуатируемые рабочие. Классический сюжет: мужчина из «верхов» влюбляется в девушку из «низов», с той лишь разницей, что девушке впоследствии предстоит стать практически первым в мире (как минимум на экране) роботом. И это за 57 лет до «Терминатора».
Интересно, что сам термин «робот» был придуман в 1920 чешским писателем Карелом Чапеком, буквально за пару лет до начала работы Ланга над сценарием «Метрополиса». То есть режиссёру вместе с художником по костюмам Вальтером Шульц-Миттендорфом предстояло визуализировать то, что только зарождалось. После многочисленных проб и ошибок костюм робота был создан из специального лёгкого пластика, который быстро затвердевал на воздухе. Актрисе Бригитте Хельм пришлось пролежать некоторое время в гипсовой форме, чтобы костюм «механического человека» в точности повторял очертания её тела. Отправной точкой для остальных костюмов в картине стала мода 20-х: ее эротизм, обилие летящих тканей, массивные украшения и головные уборы из перьев.
Провал картины у современников, но при этом долгосрочное влияние на века не случайны. Ланг стремился создать нечто уникальное, что оставит след в умах и в истории. «Бытует мнение, что зрители тупы, будто у них мозги 13-летней девчонки. Я же никогда не верил в это. Я стараюсь поместить в фильм что-то, что нельзя назвать развлечением в чистом виде». В итоге «Метрополис» действительно стал чуть ли не самой влиятельной картиной за всю историю кинематографа. В любви к нему бесконечно признаётся Тим Бёртон, создавая визуальный стиль своего «Бэтмена» американский режиссёр черпал вдохновение именно в «Метрополисе». Бёртону вторят сёстры Вачовски, которые создавали «Матрицу», вдохновившись великой немецкой классикой. «Бегущий по лезвию» также был частично инспирирован «Метрополисом», как и «Бразилия» Терри Гиллиама. Этот список можно продолжать бесконечно — в той или иной степени практически каждая современная антиутопия (а также частично фантастика и киберпанк) отсылают к картине Ланга.
Для своего ретрофутуристичного клипа «Radio Ga Ga» кадры из фильма использовала группа Queen, город Метрополис воссоздан в клипе Мадонны Express Yourself, в клипе Уитни Хьюстон Queen Of The Night появляется нарезка кадров из картины. Считается, что именно с первого экранного компьютера был скопирован C-3PO из «Звёздных войн». В сценических костюмах, вдохновленных образом робота Марии, выступали Мадонна, Леди Гага, Кайли Миноуг, Бейонсе и та же Уитни Хьюстон — то есть в принципе все главные поп-дивы современности. Фильм, который Ланг задумывал как что-то большее, чем «развлечение в чистом виде», стал вдохновением для огромной развлекательной индустрии: кино, поп-музыки и моды.
Уитни Хьюстон, «Queen Of The Night»
Thierry Mugler Haute Couture, 1995
THIERRY MUGLER HAUTE COUTURE, 1995
QUEEN, «Radio Ga Ga»
Показ фильма состоится 30 июля в музее «Гараж» в рамках совместной программы музея и онлайн-платформы Farfetch. Перед показом художник по костюмам Анна Баштовая прочитает лекцию.
Зарегистрироваться на лекцию и купить билеты на показ можно здесь.