Blueprint
T

СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ: 

Betty Blue

Картина «Бетти Блю» (в оригинале «37,2° по утрам») Жан-Жака Бенекса дала старт «новой новой волне» и задала тон жанру «необарокко», в котором стиль и зрелищность превалируют над содержанием, а китчевость и избыточность определяют эстетику французских 80-х.

Начинающий писатель Зорг (Жан-Юг Англад) трудится разнорабочим где-то в глубинке Франции и крутит бурный роман с дерзкой и сексапильной красоткой по имени Бетти (Беатрис Даль). Случайно прочитав первые наброски Зорга, Бетти принимает решение во что бы то ни стало опубликовать книгу своего возлюбленного. Пара переезжает в Париж и селится в запустелой гостинице старшей сестры Бетти Лизы (Консуэло Де Авиланд). Зорга вдохновляет порывистая и страстная натура Бетти, но он не догадывается, что за ее неуравновешенностью скрывается нечто более серьезное.



В 1986 году одна за другой выходят картины «37,2° по утрам» Жан-Жака Бенекса и «Дурная кровь» Леоса Каракса; с этого момента в истории французского кинематографа начинается «новая новая волна». Являясь продолжателями «волны» предыдущей, Бенекс, Каракс и Бессон (выпустивший за два года до этого свою премьерную «Подземку») создают тематически и стилистически сходные необарочные кинокартины «на молодежную тему» и задают новый визуальный вектор для последующего поколения европейского кинематографа. Все трое, как и первая «новая волна», являются кинокритиками «Кайе дю синема», работают в схожих жанровых и эстетических плоскостях и становятся впоследствии известны как «Би-Би-Си» — по первым буквам фамилий (Beineix, Besson, Carax).

ачинающий писатель Зорг (Жан-Юг Англад) трудится разнорабочим где-то в глубинке Франции и крутит бурный роман с дерзкой и сексапильной красоткой по имени Бетти (Беатрис Даль). Случайно прочитав первые наброски Зорга, Бетти принимает решение во что бы то ни стало опубликовать книгу своего возлюбленного. Пара переезжает в Париж и селится в запустелой гостинице старшей сестры Бетти Лизы (Консуэло Де Авиланд). Зорга вдохновляет порывистая и страстная натура Бетти, но он не догадывается, что за ее неуравновешенностью скрывается нечто более серьезное.



В 1986 году одна за другой выходят картины «37,2° по утрам» Жан-Жака Бенекса и «Дурная кровь» Леоса Каракса; с этого момента в истории французского кинематографа начинается «новая новая волна». Являясь продолжателями «волны» предыдущей, Бенекс, Каракс и Бессон (выпустивший за два года до этого свою премьерную «Подземку») создают тематически и стилистически сходные необарочные кинокартины «на молодежную тему» и задают новый визуальный вектор для последующего поколения европейского кинематографа. Все трое, как и первая «новая волна», являются кинокритиками «Кайе дю синема», работают в схожих жанровых и эстетических плоскостях и становятся впоследствии известны как «Би-Би-Си» — по первым буквам фамилий (Beineix, Besson, Carax).

Н

Неожиданно для самого Бенекса экспериментальная и стилистически избыточная «37,2° по утрам» имела огромный успех не только во Франции, но и за ее пределами. В частности, в американском прокате фильм был переименован в «Бетти Блю» и собрал настолько хорошую кассу, что в Голливуде серьезно обсуждался ремейк картины с Мадонной в главной роли. Но успех этот был не так уж непредсказуем. Американская киноиндустрия конца 80-х — начала 90-х была богата на специфическую категорию картин, жанровую принадлежность которых можно описать как «психологическая драма с элементами эротики», — «Бетти Блю» с первых кадров работает на этой же территории. Но в отличие от «Основного инстинкта», «Девяти с половиной недель», «Горькой луны» и «Рокового влечения» картина Бенекса скорее находится в плоскости нежно-романтичного, чем пагубно-страстного. Отсюда и выбор общей стилистики и цветовой гаммы фильма. «Она была как цветок с полупрозрачными усиками и розовой пластиковой сердцевиной», — вспоминает Зорг о Бетти; розового и пластика в картине действительно предостаточно.

Бетти будто вся горит в своих красных, бордовых и оранжевых одеждах.

Оригинальное название «37,2° по утрам» определяет повы­шенную температуру общей колористики фильма, а неприязнь Бетти к темноте и холоду напрямую отражается в тонах ее гардероба — теплых, ярких, насыщенных. Внутренний огонь превращается в огонь наружный, и Бетти будто вся горит в своих красных, бордовых и оранжевых одеждах. Кроме того, костюм идеально работает на усиление настроения сцены; если Бетти грустит, то грустит в синем (здесь помимо прочего срабатывает игра слов в названии картины blue — «грустный», «синий»), если веселится, то веселится в красном.



Визуальный стиль Бенекса основан на ре­кламных образах и броских цветовых сочетаниях, где рифмуется все со всем


Визуальный стиль Бенекса основан на ре­кламных образах и броских цветовых сочетаниях, где рифмуется все со всем: вещи с аксессуарами (красные клипсы с красными браслетами, красное платье с красными босоножками, оранжевые серьги с оранжевыми полосами на платье; одежда Зорга с одеждой Бетти (его оранжевая футболка с ее оранжевым платьем, его голубые шорты с ее голубой кофтой, его голубой джемпер с ее голубым пальто, его голубые джинсы с ее голубым платьем; вещи с окружением (красные полусапожки с красными розами, желтая рубашка с желтыми цветами на поле, желтая куртка с желтой машиной) и т.д. — прием, свойственный скорее глянцевой фотографии, чем художественному кино. Таким образом, стиль картины со всей китчевой лирикой, артистическим беспорядком и неряшливой элегантностью становится практически главным ее наполнением, этаким способом существования в вымышленной вселенной, где первоочередную значимость имеют цвета одежды и дизайн интерьеров.


Тем не менее визуальный эстетизм и магнетизм картины настолько велики, что ее стилистические отголоски впоследствии появятся у двух остальных представителей трио «Би-Би-Си». Оранжевая майка Зорга перекочует в бессоновский «Пятый элемент», а повязка на глаз и боб-каре Бетти — в караксовских «Любовников с Нового моста».

COURREGES ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

HOUSE OF HOLLAND ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

NINA RICCI ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

ISABEL MARANT ОСЕНЬ-ЗИМА 2016

Несомненно, своим успехом картина во многом обязана Беатрис Даль (пухлые губы, всклокоченные волосы и щербинка между зубов принесли ей звание новой Брижит Бардо), обладающей редким даром — носить повседневные вещи, от домашнего халата до строительного комбинезона, так, будто это новая коллекция от кутюр. Недаром сама Даль до сих пор появляется в первых рядах на многих парижских показах, от Dior до Louis Vuitton, а также является официальной музой французского бренда Sophie Theallet. Что же касается современных трендов, то, как известно, на модном дворе повальная любовь к 80–90-м, а это значит: одеться в стиле «Бетти Блю» не составит этой осенью никакого труда.

Что надеть

Куртка Barbour, £159,
outdoorandcountry.co.uk

Платье Calvin Klein Collection, £815,  net-a-porter.com

Комбинезон Zara, ₽4999, 
zara.com

Пальто Dagmar, £128,
theoutnet.com

Кеды Eytys, $125, 
ssense.com

Свитер Jil Sander Navy, €184,
stylebop.com

Сумка Chloé, €715,
mytheresa.com

Мюли Mansur Gavriel, £325,
luisaviaroma.com

Свитер Dsquared2, €654,  
stylebop.com

Джинсы Topshop, £40,  
topshop.com

Сорочка H&M, ₽499,
hm.com

Рубашка MM6 Maison Margiela, £255,  farfetch.com

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
false
true
true
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}