Blueprint
T

Стиль в фильме:


«Дикие сердцем»

Текст:
Настя Сотник

Килограммы коралловой помады, «Волшебник страны Оз» и змеиный пиджак. Вспоминаем романтический триллер из 1990-х, который принес Дэвиду Линчу «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1990 года.

Картина по роману Барри Гиффорда «Дикие сердцем» вышла в 1990-м, почти в то же время, что и первый сезон «Твин Пикса». Ради драмы о настоящей любви Линч прервал проект по детективу 1940-х годов для Propaganda Films. На сценарий для «Диких сердцем» у режиссера ушла ровно неделя. За эти семь дней Дэвиду удалось создать целый мир, и костюмы Эми Стофски заслуживают отдельного разбора.

«Дикие сердцем» — дебют Эми Стофски как художника по костюмам. Потом она в основном будет одевать героев сериалов, самым громким из которых стал «Милые обманщицы». Однако ее влияние на Линча и на то, как выглядят его персонажи, просматривается во всех следующих картинах режиссера, в том числе и в последнем сезоне «Твин Пикса».

Сюжет фильма недалеко ушел от истории, изложенной Барри Гиффордом. Картина начинается с новогоднего бала, на котором Сейлор (Николас Кейдж), вступившись за Лулу (Лора Дерн и, возможно, первый честный показ Дайан, с которой через диктофон разговаривает агент Купер), голыми руками убивает одного из гостей. Спустя несколько лет Сейлор получает условно-досрочное освобождение. Лула вопреки воле матери Мариэтты (примечательно, что Дайан Лэдд в действительности является родной матерью Лоры Дерн) встречает Сейлора. Влюбленные решают сбежать, поскольку мать Лулы ненавидит Сейлора. Как в «Волшебнике страны Оз», героям на пути к счастью предстоит пройти долгий путь, полный опасностей и преград. Правда, в истории Линча они не идут по желтой кирпичной дороге, а едут по бесконечному шоссе. И преследует их не злая ведьма Запада со свитой летучих обезьян, а одержимая Мариэтта и наемники ее любовника. Это далеко не все отсылки к сказке Фрэнка Баума — еще много аллюзий прослеживаются в деталях, костюмах и декорациях «Диких сердцем».

«ВОЛШЕБНИК СТРАНЫ ОЗ»

С начала фильма нас преследует образ злой ведьмы Запада из «Волшебника страны Оз». Симметрично через несколько минут после первых титров и за четыре сцены до финала жилистая рука с длинными черными ногтями колдует над хрустальным магическим шаром, в котором отображаются все роковые ошибки Сейлора. Вплоть до финального эпизода с ограблением в Биг-Туне Лула то и дело видит перед собой образ матери на метле и слышит злобный смех. После насильственных объятий Бобби Перу (Уиллем Дефо) в мотеле Биг-Туны Лула в слезах смотрит на красные туфли, которыми стучит, как стучала Дороти, когда хотела вернуться домой. В конце, перед встречей с Сейлором после его освобождения, Лула побеждает злую ведьму Запада, выливая стакан воды на фотографию матери. «Я люблю «Волшебника страны Оз», и что-то во время чтения меня натолкнуло на мысль, что Сейлор и Лула были именно теми людьми, которые могли бы прожить эту сказку и сделать это по-настоящему классно», — рассказывает Дэвид Линч в интервью Rodley.

Paco Rabanne, весна-лето 2018

1980-Е

Хотя Лора Дерн ассоциирует Лулу с Мэрилин Монро и эпохой 1950-х, на самом деле в этом и других женских образах «Диких сердцем» художник по костюмам Эми Стофски собрала все, за что мы любим 1980-е. У Лулы это открытые плечи, лосины, кожаные кроп-топы, кружевные комбинации, серьги-кольца, черные казаки и копна кудрявых волос, зачесанная на одну сторону. Ее мать неизменно предстает то в будуарных атласно-белых платьях, то в парадных костюмах с накладными плечами и рукавами-фонариками. Временами она носит накладные волосы, завязывая их розовой лентой. Закругленные длинные ногти Мариэтты всегда окрашены в кислотно-оранжевый либо в розовый цвет. Даже эпизодическая героиня интрижки с участием Сейлора, о которой он рассказывает Луле в Новом Орлеане, предстает перед нами в той же эстетике — в ярко-оранжевых лосинах, снятых крупным планом, она поднимается по ступеням так, будто мы смотрим видео Джейн Фонды с упражнениями по аэробике. Все негативные женские персонажи появляются в гиперболизированном макияже 1980-х: ярко-голубые тени и розовая помада возникают на лицах участниц самых подлых и омерзительных поступков.

Saint Laurent,  осень-зима 2017

Isabel Marant, весна-лето 2018 

Saint Laurent,  весна-лето 2018 

ЦВЕТА

Главные цвета «Диких сердцем», безусловно, — кроваво-красный и коралловый. Первый сопровождает завязку истории: капли крови в хаотичном порядке разбросаны рядом с размозженным черепом жертвы Сейлора. Окровавленным пальцем он указывает на главное зло фильма — мать Лулы. Первая брачная ночь Лулы и Сейлора после его освобождения подсвечена розово-красным неоном. Красный возникает в виде акцентных пятен в окружении пустынно-спокойных тонов — на рубашке Сантоса, когда тот говорит по телефону; на губах Лулы, когда она в очередной раз противостоит матери; в свече, которую держит в руках Сейлор после ночи в Новом Орлеане; в костюме Санты, который носит сумасшедший брат Лулы. Розовый берет на себя все внимание, отпечатываясь поцелуем Хуаны во время расправы над детективом Джонни; высвечиваясь на стрингах Лулы во время бешеного танца в клубе с Сейлором, где позже он споет для нее Love Me Tender Элвиса Пресли; во время завораживающего и одновременно тошнотворного ритуала Мариэтты, когда та полностью покрасила лицо и руки коралловой помадой. В противовес этим активным тонам в тревожные моменты появляются синий и зеленый: платье певицы кабаре в Новом Орлеане, пиджак мужа Хуаны, платье Мариэтты, с которого начались все беды Лулы и ее возлюбленного, а также рубашка Сейлора, что была на нем в тот вечер. Когда мы впервые видим чету Дуранго вместе, на заднем плане танцовщица с оголенной грудью машет изумрудно-зеленым подолом, будто подчеркивающим эффектное появление наемных убийц.

Roksanda, осень-зима 2017

Оголенная грудь

В зрелом возрасте Дэвид Линч экспериментировал с компьютерной обработкой фотоизображений. Его подопытными были старинные французские порнографические открытки. Возможно, этим и объясняется четкая выверенность кадров, близких к эротическим, в «Диких сердцем». Женскую грудь здесь показывают наложницы гангстера мистера Рейндира. Чистота кожи подчеркнута изящными, почти викторианскими высокими прическами, яркими украшениями и излишне декорированной одеждой. Отсутствует верх и у трех полных танцовщиц в мотельном парке Биг-Туны, выступлением которых сопровождается первое появление бандита Бобби Перу. В случае с Лулой, источающей сексуальность, обнаженная грудь показывается нам лишь на несколько секунд, сразу же прикрываясь одеялом либо небрежно натянутым топом. Легкое кружево обрисовывает черты Лулы-женщины, раскрывшей Сейлору тайну о беременности. Нагое тело лишь обозначается, заставляя зрителя фантазировать.

Saint Laurent, осень-зима 2017

Фрида Кало

То, что Дэвид Линч часто расставляет по своим фильмам прямые отсылки к картинам художников, — не тайна. В «Голове-ластике» он цитировал сюрреалистические пейзажи Магритта, в «Человеке-слоне» — портреты Бэкона, в «Синем бархате» и третьем сезоне «Твин Пикса» — пейзажи Хоппера. Однако в данном случае есть ощущение, что режиссер вдохновился самой фигурой художника. Речь о Фриде Кало. Ее черты угадываются в бровных дугах Хуаны и Пердиты Дуранго. На персонажах можно видеть этнические ожерелья из бисера и металлических бусин, а также асимметричные серьги. Кроме того, более старшая и, по-видимому, более талантливая убийца Хуана хромая, опирается на трость, поскольку ее левая нога заключена в специальный корсет.

Техас

Хотя съемки фильма проходили в Лос-Анджелесе и Новом Орлеане, в «Диких сердцем» наблюдается высокая концентрация Техаса. Ковбойские шляпы, сапоги со шпорами, рубашки, будто вышедшие из клипов на кантри-песни, — все детали ведут на Дикий Запад. Он вступает вместе с приездом Лулы и Сейлора в Биг-Туну, за ужином в мотельном парке, когда Бобби Перу с галстуком-удавкой на шее и кожаной бахромой на рукавах впервые видится с парой. Сам Сейлор также чем-то похож на ковбоя, правда, его отличает отсутствие шляпы и одна важная деталь.

The Snake Skin Jacket

Пиджак из змеиной кожи, ставший талисманом Сейлора, без преувеличений можно назвать одним из символов «Диких сердцем». Будь это не фильм, а фотосъемка, в описаниях к снимкам было бы указание «собственность модели». Необычный предмет действительно принадлежал Николасу Кейджу. Увидев пиджак, Дэвид Линч решил, что в нем должен ходить Сейлор. Во время сцены в клубе, в ответ на вопрос парня, желавшего потанцевать с Лулой: «Что это за глупый пиджак?», Сейлор отвечает: «Это пиджак из змеиной кожи. Он символизиует мою индивидуальность и веру в свободу личности». Трогательный факт — после окончания съемок Николас Кейдж подарил свой пиджак Лоре Дерн.

Burberry , осень-зима 2017

Supreme & Levi’s

Дэвид Линч не дает зрителю соскучиться по актерам. Познакомив нас с Лорой Дерн в «Синем бархате», он через четыре года привел ее в «Диких сердцем», а позже — во «Внутреннюю империю» и в «Твин Пикс». Похожий сценарий читается и в истории Изабеллы Росселлини (до известной ссоры с супругом), и у Грейс Забриски, и многих других актеров. Известно, что Линч намеренно переплетает свои картины между собой не только с помощью актерского состава, но и благодаря отдельным деталям и предметам. Если внимательно изучить «Диких сердцем», найдется много ответов на загадки других фильмов и сериалов Линча. Так же и стиль, заявленный Эми Стофски, повлияет на все последующие картины мистика: после скромного и выдержанного «Синего бархата» 1980-е, смелость в женских образах и подчеркнутая маскулинность проявятся даже в выдержанном и сдержанном «Твин Пиксе».

{"width":1200,"column_width":141,"columns_n":8,"gutter":10,"line":20}
false
767
1300
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
true
true