СТИЛЬ В ФИЛЬМЕ
«Глаза Лауры Марс»
Картина Ирвина Кершнера является одновременно классическим триллером и фэшн-драмой, занимая почетное место между «Основным инстинктом» Верховена и «Фотоувеличением» Антониони. Причина — великолепная работа художника по костюмам Тиони Олдридж и постановочные фотосессии Хельмута Ньютона.
•
Знаменитый нью-йоркский фотограф Лаура Марс (Фэй Данауэй) специализируется на скандальных фэшн-съемках, имитирующих убийство. Однажды ее начинают преследовать кошмары, в которых она глазами убийцы видит смерти своих друзей. Ситуация осложняется тем, что друзья умирают на самом деле. Вместе с детективом Джоном Невиллом (Томми Ли Джонс) Лаура пытается разобраться в происходящем.
З
наменитый нью-йоркский фотограф Лаура Марс (Фэй Данауэй) специализируется на скандальных фэшн-съемках, имитирующих убийство. Однажды ее начинают преследовать кошмары, в которых она глазами убийцы видит смерти своих друзей. Ситуация осложняется тем, что друзья умирают на самом деле. Вместе с детективом Джоном Невиллом (Томми Ли Джонс) Лаура пытается разобраться в происходящем.
В какой-то момент начинает казаться, что все это уже было. Тему вуайеризма в полной мере раскрыл в своем «Окне во двор» еще Хичкок, глянцевые фотосессии умело вплел в канву повествования еще Антониони в «Фотоувеличении» (в «Лауре», как и в «Фотоувеличении», участвуют знаменитые модели своего времени: Дарлэнн Флюгел и Лиза Тейлор). Возможно, именно поэтому картину холодно приняли кинокритики и проигнорировали практически все крупные кинофестивали. Тем не менее именно фильм «Глаза Лауры Марс» дал толчок множеству эротических триллеров, среди которых «Бритва», «Роковое влечение» и «Основной инстинкт» (последний, к слову, позаимствовал у «Лауры» роман между подозреваемой и детективом и нож для колки льда).
«Основной инстинкт» позаимствовал у «Лауры» роман между подозреваемой и детективом и нож для колки льда.
Несмотря на фактический провал картины, Джордж Лукас был так впечатлен ранней авторской версией фильма, что нанял Кершнера в качестве режиссера пятой (и лучшей) части «Звездных войн» — «Империя наносит ответный удар». А американская академия научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов «Сатурн» наградила художницу Тиони Олдридж премией за лучшие костюмы (за четыре года до этого Олдридж получила заслуженный «Оскар» за образцового «Великого Гэтсби» 1974 года, а затем навсегда вошла в киноисторию благодаря костюмам для «Охотников за приведениями» и «Семейки Аддамс»).
В «Глазах Лауры Марс» Олдридж использует ту же беспроигрышную леденцовую цветовую гамму, что и в «Великом Гэтсби»: оттенки бежевого, розового, лилового и бледно-желтого, разбавленные лишь изредка и лишь на моделях главным фэшн-цветом — насыщенным красным (туфли, сапоги, боди). Силуэты и фурнитура будто также частично перекочевали из экранизации Фицджеральда (недаром одним из трендов 1970-х были 1920-е): прямые платья с заниженной талией, меховые горжетки, боа, перья, диадемы, нитки жемчуга, сотуары, сверкающие украшения.
Присутствуют в картине и ультрамодные в этот период силуэты (ведь действие фильма разворачивается в фэшн-среде): трикотажные и шерстяные водолазки, английская твидовая клетка, сплит-юбки, струящиеся «металлические» платья а-ля Рой Холстон, платья-кимоно и платья с запахом а-ля Диана фон Фюрстенберг, полупрозрачные блузы а-ля Сен-Лоран с «епископским» рукавом, присборенным у манжета, а также фетровые шляпы, шелковые косынки и замшевые сапоги.
ISABEL MARANT ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
BOTTEGA VENETA ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
LANVIN ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
BALENCIAGA ОСЕНЬ-ЗИМА 2016
Некоторые детали костюма Лауры повторяются, как рефрен, на протяжении всей картины. Белоснежная ночная сорочка с цветочной вышивкой и воротником-стойкой, черное атласное платье с откровенным вырезом на груди, вышивкой на рукаве и воротником-стойкой, бежевая шелковая блузка с объемными рукавами, бантом и воротником-стойкой… Практически в каждом луке героини присутствует в качестве обязательного элемента воротник-стойка, тем самым собирая воедино весь гардероб.
Своим культовым статусом «Лаура» во многом обязана Хельмуту Ньютону.
Ауру сверхмодности картине придала не только Олдридж. Своим культовым статусом «Лаура» во многом обязана Хельмуту Ньютону — именно он на самом деле придумывал и делал фотосессии, заявленные в картине (а к кому еще обращаться за тревожными эротическими снимками, как не к человеку, создавшему этот жанр?). «В своем творчестве я насмехаюсь над массовой культурой, сотворившей конвейер, призванный регулировать и направлять желание», — признается Ньютон. «Я пытаюсь отразить время, в котором мы живем, я хочу пробудить людское сознание», — вторит ему Лаура Марс.
Harper’s Bazaar внес «Глаза Лауры Марс» в десятку главных фэшн-фильмов 1970-х, «которые должна посмотреть каждая модница», а современные дизайнеры по-прежнему черпают вдохновение в этой уникальной картине: ей была посвящена первая коллекция Мариоса Шваба для Halston, коллекция осень-зима 2011 Фриды Джаннини для Gucci, коллекция Ролана Муре pre-fall 2013 и коллекция Майкла Корса осень-зима 2015. «Это ядро моды того периода, — говорит о стиле в картине дизайнер Джереми Скотт, — одновременно абсурдно, драматично и очень модно». Что же касается нынешней осени, то «Глаза Лауры Марс» — один из лучших источников вдохновения.
Что надеть
Шарф Burberry, €438,
stylebop.com
Свитер Iro, $268,
intermixonline.com
Пальто Givenchy, £9890,
farfetch.com
Кейп Mango, £89,
mango.com
Свитер Acne Studios,
shopbop.com
Шляпа Rag & Bone, £87,
theoutnet.com
Брюки Gardeur, £105,
johnlewis.com
Ботфорты Saint Laurent, £930,
farfetch.com
Пальто Isabel Marant, £774,
net-a-porter.com
Водолазка Uniqlo, 1999 руб.,
uniqlo.com
Блуза Chloé, €695,
mytheresa.com
Юбка, Balenciaga, €770,
mytheresa.com