Blueprint
T

Наряды

«Екатерины Великой»:

все ли верно?

В конце октября на канале HBO вышел британско-американский мини-сериал «Екатерина Великая» с Хелен Миррен в главной роли. Создатели шоу попытались уложить в четыре серии 34 года правления российской императрицы: их интересует не столько официальная история, сколько личная (а именно — роман Екатерины II с Григорием Потемкиным). The Blueprint посмотрел сериал на Amediateka и попросил Ксению Бордэриу, автора книги «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» прокомментировать образы Хелен Миррен — и работу сериальных художников по костюмам.

Мода и «стиль» Екатерининской эпохи интересны в первую очередь тем, что представляют собой очень зрелищную эволюцию: от сложного — к простому, от вредного для здоровья — к более полезному или хотя бы нейтральному, от запредельно дорогого — к более разумному, от неосознанного — к идеологически выдержанному. За тридцать лет, которые императрица провела на троне, она сумела сделать для русской моды очень многое.

И вот тут-то начинаются сложности для каждого, кто хочет разобраться в том, что носили и как одевались в России при Екатерине. Ведь то, что было модным и актуальным в начале царствования, перестает им быть в середине. Смелый эксперимент через несколько лет превращается в обыденную деталь. И не забудьте, что меняются очертания главных героев исторического повествования. Женская фигура и в XXI, и в XVIII веке подчиняется одним и тем же законам, законам старения: охотно затягиваясь в корсет в 30 лет, вы вряд ли пойдете на это в 60! И будете абсолютно правы, потому что вас поддержала бы российская императрица. Именно так и поступала Екатерина II.


Екатерине II в некотором роде повезло. То, как развивалась европейская мода в последней трети XVIII века, совпадало с ее личными вкусами: модели упрощались, формы уменьшались в размерах, становилось меньше вышивки, аппликаций, отделки, роскошь уступала место элегантности, придворные меньше использовали пудру и румяна, прически делались ниже. Мода становилась более «обузданной» и «человечной». Урожденная немка, воспитанная в очень скромном достатке, Екатерина лично для себя предпочитала удобные и невычурные наряды. И кстати, она была довольно экономна в своих личных расходах на гардероб. Но церемониальные платья — совсем другое дело! Когда речь идет об образе власти и о престиже страны, нельзя перестараться, все средства хороши!

Именно эту, представительскую часть гардероба Екатерины зритель в первую очередь видит в сериале. Команде художников по костюмам не позавидуешь: с одной стороны, об этом времени уже снято и написано немало и у каждого в голове есть картинки помпезной роскоши русского двора XVIII века. Елизаветинского, а не екатерининского времени (это предшественница и «свекровь» Екатерины)? Не важно. Откуда они, эти образы? Не важно. Но в подсознании русского зрителя они есть. Вот и получается, что «вывести на чистую воду» британских кинематографистов сложно. Не слишком ли вольно они истолковали костюмы русского двора? Не переборщили ли они?


Ответить на этот вопрос можно односложно. Нет, не переборщили и не переврали. Постарались как могли. И даже если кое-что вольно проинтерпретировали, все равно русскую историю не обидели. А наоборот, смогли показать «в кратком изложении» все то, что мы должны знать и чем должны гордиться.

Что мне как историку сразу заметно — так это то, что художники по костюмам подключили экспертов, которые отобрали всю известную по Екатерине иконографию. То есть изобразительные источники — проще говоря, картины, портреты, карикатуры. Без внимания не остались ни сохранившиеся в отечественных музеях экземпляры «мундирных» платьев, ни реконструкция русского платья из коллекции музея-заповедника «Царицыно».

Платье Екатерины II из коллекции музея-заповедника «Царицыно»

Сравните, например, эти изображения с кадрами из сериала.

Неизвестный художник, «Портрет императрицы Екатерины II»

Неизвестный художник, «Портрет Екатерины II»

Видно, что создатели сериала правильно определили цветовую гамму: оттенки палевого, оливкового, золотого. Исторически верно преобладание синего. Это опять же подтверждают известные портреты. «Металлические» цвета — но не золотой, а преимущественно серебристый — традиционно относятся к цветам коронационного одеяния. Сочный бордовый и изумрудный зеленый опять же исторически верны: когда реальная Екатерина решила ввести «униформу» и приказала дамам являться при дворе в платьях трех установленных цветов, этими цветами были как раз синий, бордовый и зеленый.

Второй удачный ход, кроме цветовой гаммы, — работа с линией силуэта. То, что мы видим в кадре, вполне соответствует реалиям времени. Это так называемые робронды (роброны), которые пришли на смену платьям на фижмах. Последние могли достигать нескольких метров в ширину, а «круглые» платья (от фр. robe ronde) были более умеренных размеров и выгодно отличались от предыдущей модели своей относительной «компактностью». Помимо формы юбки обратим внимание на талию. Как и показано в сериале, в начале 1760-х годов носят сильно приталенные наряды. Эта сверхъестественная стройность достигалась корсетами.


Довольно удачно, на мой взгляд, показана и сложная история взаимоотношений русских женщин с декольте. Дело в том, что тенденции европейской моды входили в противоречие с традиционной стыдливостью, предписываемой церковью. Именно поэтому разные ухищрения, чтобы прикрыть грудь, типа шейных платков (это называлось «фишю») или кружевных косыночек так пришлись по вкусу русским женщинам, начиная с императрицы. На одном из портретов Екатерины мы как раз можем увидеть такой кружевной «воротник», который, вероятно, вдохновил костюмеров сериала на создание жабо цвета кофе с молоком.

Третьим выигрышным моментом можно считать грамотно выбранные акценты на некоторых деталях — элементах костюма. Я имею в виду рукава, пояс и орнамент отделки, которые привносят русский колорит в официальный костюм. Обратите внимание на оригинальные сборчатые рукава всех нарядов императрицы. Эта деталь абсолютно верна исторически. На портретах не только Екатерины, но и ее современниц, например, княгини Дашковой, можно увидеть именно такую модель, по-видимому, вдохновленную азиатскими веяниями.


Пояс, которым не раз подпоясана кинематографическая Екатерина, был дорог сердцу настоящей Екатерины как истинно русская деталь. Изобретенное позже императрицей русское платье обязательно включало пояс. Впрочем, как его подпоясывали, современным исследователям неизвестно. И наконец, растительный орнамент: в сериале он очень выигрышно смотрится, например, на вишневом платье. Эта деталь опять же исторически верна: вертикальные растительные мотивы очень характерны для русского костюма — в екатерининском понимании.

В чем я не всегда согласна с командой художников по костюмам? Меня смущает та легкость, с которой они путешествуют во времени и одевают Екатерину образца 1762 года в костюм конца 1780-х. Начнем с того, что настоящей Екатерине в самом начале царствования 33 года. И тем, у кого в голове есть эта цифра, сложно смириться с морщинами 74-летней Хелен Миррен. В ее возрасте Екатерина уже предпочитала неприталенные платья и не могла позволить себе корсеты. Если вам, как и мне, это известно, то возникает определенный диссонанс: мы видим Екатерину в зрелых годах, Екатерину конца царствования — но в нарядах начала правления.


Или, например, тот же пояс, исторически точный в принципе; правда, элементом придворного платья он становится с 1780-х годов, то есть на 20 лет позже изображаемой эпохи. Самый яркий из таких исторических недочетов — гвардейский костюм. В сериале он показан как платье, а на самом деле императрица совершала переворот в мужском мундире, то есть однозначно в форменных штанах. По историческим источникам точно известно даже то, кто ей этот самый мундир одолжил! К мундирному платью Екатерина пришла в начале 1770-х годов, так что «длинный мундир» (именно так называли тогда этот наряд) 1762 года — несомненный анахронизм.


Почему мне кажется, что вольную трактовку некоторых исторических реалий создателям сериала можно простить? Потому что их Екатерина II носит то, что она действительно носила, в молодости или в старости. Потому что политический месседж, который она хотела передать через костюм, правильно уловлен. Для Екатерины было чрезвычайно важно поставить моду на службу государственной идеи. И та панорама нарядов, которую мы видим в сериале, в несколько сжатом виде эту историю приручения моды идеологией описывает.

{"width":1200,"column_width":120,"columns_n":10,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}