Кто ваша тетя?
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
«Эмилия Перес» Жака Одиара, получившая две награды Каннского фестиваля 2024, вошла в новый год с четырьмя «Золотыми глобусами» — в том числе за лучший фильм в категории «комедия / мюзикл» и лучший фильм на иностранном языке. Олег Зинцов попытался разобраться, за что награждают эту картину и из чего она состоит.
«Эмилию Перес» легко пересказать — и при этом она не потеряет ни эмоциональности, ни радикальности, ни неожиданных поворотов (которые кроются не только в сюжете). Юрист из Мехико Рита (Зои Салдана), работающая подручной у знаменитого адвоката, получает внезапное предложение: помочь крупному наркобарону Манитасу дель Монте (Карла София Гаскон) выйти из криминального бизнеса самым удивительным образом — сделав трансгендерный переход (и одновременно инсценировку смерти). Несколько лет спустя Эмилия Перес (так теперь зовут Манитаса) находит Риту в Лондоне и предлагает новую задачу — вернуть из Швейцарии в Мексику детей, по которым она ужасно скучает. Представившись их тетей, Эмилия поселяет детей в своем доме вместе с бывшей женой Джесси (Селена Гомес), которая не узнает Манитаса в новом теле и объявляет, что выходит замуж за давнего любовника (Эдгар Рамирес). Эмилия, основавшая благотворительный фонд помощи жертвам наркокартелей, тоже находит любовь (Адриана Пас), однако детей отдавать не намерена — так в фильме наконец возникает видимый конфликт, но вскоре наступает развязка. На чем держалась история предыдущие полтора часа? В чем фокус Одиара, который почти не дает зрителю выдохнуть? И кто тут главный герой?
Волшебный помощник
Вопрос о герое и его цели — всегда ключевой в драматургической структуре, но бывает, что ответить на него непросто: так было, например, в «Крестном отце», и так же — в «Эмилии Перес», которой каннское жюри выдало коллективный приз за актерский квартет. Сердце этой истории, несомненно, Эмилия, а двигатель — Рита: Одиар ломает привычные схемы, выдвигая на первый план, по сути, «волшебного помощника», который способен выполнить любое задание (в этом смысле Зои Салдана с ее шлейфом ролей из комиксов Marvel и «Аватара» — ироничный и точный выбор). Но чего хочет Рита и в чем ее конфликт, определяющий характер? Вероятно, в том, чтобы превратиться из трудолюбивого гномика в главную героиню. Но она вечная тень Эмилии, чьи желания — почти закон. Рита очарована, захвачена — и нам интересно, сумеет ли она освободиться.
Заложник
В фильме два похищения, и заложник тут центральная метафора, применимая ко всем четырем героиням. Рита — заложница своего подчиненного положения, Манитас — своего тела и своего прошлого, Джесси — семьи, Эпифания, новая любовь Эмилии, — жертва многолетнего абьюза. В благотворительный фонд, который занимается розыском без вести пропавших, она приходит со спрятанным в сумочке ножом, и Одиар создает совершенно хичкоковский саспенс, когда ставит перед ней Эмилию на расстояние удара, — вот лишь один пример виртуозной режиссуры. Но метафора заложника относится не только к персонажам. Одиар в «Эмилии Перес» занимается освобождением жанра — от схем и стереотипов восприятия.
Мюзикл
Может показаться, что фильм снят в традиции, идущей от «Шербурских зонтиков», но уже через несколько музыкальных номеров возникает совсем другая аналогия
— с «Танцующей в темноте». Как и Ларс фон Триер, Одиар использует брехтовское «очуждение», не только раскрывая через «зонги» французской певицы Камиллы эмоции персонажей, но и делая музыкальные вставки комментарием к происходящему. А также создает ту степень условности, которая позволяет зрителю принять довольно фантастический сюжет: вообразить такое в реальности все-таки трудно, а заход через жанр развязывает руки сценаристам и режиссеру. Изначально сценарий «Эмилии Перес» писался как либретто для оперы (по мотивам романа Бориса Разона), и эту историю, наверное, легче представить на сцене, чем на экране. Но мюзикл — не единственный жанр картины Одиара. Это и мелодрама, и криминальный триллер, и даже комедия. Но именно музыкальные номера позволяют связать эти разноприродные элементы в цельную, органичную конструкцию. И напитать ее открытой и мощной эмоциональностью: на песне про запах папы чувствительные зрители могут и прослезиться. Отдельно надо отметить отличную хореографию бельгийца Дамьена Жале: неудивительно — он работал с такими ведущими коллективами contemporary dance, как компания Саши Вальц и Ballet C. de la B Алана Плателя.
Этика
«Будущее — это женщина» — так назывался фильм недооцененного итальянского классика Марко Феррери. Будущее наступило. В «Эмилии Перес» быть женщиной — значит делать мир лучше. Эмилия хочет исправить ошибки прошлого, искупить вину. Она буквально другой человек — и всерьез готова прожить жизнь набело, не причиняя больше вреда. Рита боится Манитаса, но совсем не боится Эмилии: женщина не сделает больно женщине. Это не так, как говорит нам история антагонистки Джесси. И хотя в Эмилии все-таки пробуждается жестокий и властный Манитас, важно, что героиня Карлы Гаскон совершает этическое усилие, пытается измениться внутренне, — и такая трансформация, верит Жак Одиар, доступна каждому.