Золушка интернешнл
ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
В Москве стартует кинофестиваль «Каро.Арт», и главный номер в его программе — «Анора», к удивлению многих получившая в этом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Олег Зинцов решил, что из всех обладателей этой награды в XXI веке фильм американского режиссера Шона Бэйкера, пожалуй, и правда самый мейнстримный, если не сказать народный. Но если убрать фестивальный контекст, нельзя не признать, что картина сделана очень лихо и может служить примером того, как рассказать простую историю, чтобы она зацепила всех. После премьеры на «Каро.Арт» «Анора» выйдет в российский прокат.
Одна из историй, которые люди будут пересказывать бесконечно, — о Золушке. На этот раз ее зовут Анора, но это узбекское имя героине не нравится, она предпочитает Эми. Так звучит больше по-американски, да и выговорить проще. Как и положено, своего принца она встречает на балу — в шумном нью-йоркском стрип-клубе, где Золушки обслуживают клиентов не только в общем зале с дискотекой, но и в приватных комнатах. И, в общем, ни в чем им не отказывают. Принцем оказывается русский Иванушка — в каком-то смысле дурачок; мажор и повеса, сын олигарха, недоросль, живущий сегодняшним днем и на всем готовом.
Так встречаются две сказки, так они и говорят, Золушка на ломаном русском (научила бабушка, жившая в СССР), Иванушка на ломаном английском, потому что учиться лень, поиграю лучше в плейстейшн. В роли Эми 25-летняя американка Майки Мэдисон, Ваню играет 22-летняя российская звезда Марк Эйдельштейн, и по фильму их героям почти столько же. Национальность тут вроде бы не имеет принципиального значения, с тем же успехом принц мог быть сыном колумбийского наркобарона, но режиссеру и сценаристу Шону Бэйкеру важна сама разница потенциалов, менталитетов, и в этом смысле русские, вероятно, стоят по шкале экзотичности несколько выше латиноамериканцев, сильнее искрят.
В первой, атмосферной части «Аноры» Бэйкера как будто пьянит русский мир, каким он плещется на Брайтон-Бич и Кони-Айленде — с бесконечным загулом, заразительной витальностью и нелепым гусарством. А давайте еще выпьем! Танцуют все! А полетели в Лас-Вегас! А давай поженимся! Наши с Ваней соотечественники тут, правда, могут слегка подустать — режиссер уж слишком затягивает эту вечеринку, а она на самом деле только присказка. По-настоящему история начинается в тот момент, когда карета превращается в тыкву. То есть когда Эми узнает, что богатые родители Ивана из далекой Москвы требуют срочно аннулировать неравный брак.
Как шутит Дэвид Говард, автор учебника по кинодраматургии для Университета Южной Калифорнии, написать хороший сценарий очень просто: надо лишь интересно рассказать интересную историю об интересных героях. Именно это, как ни смешно, и делает Шон Бэйкер — на «Аноре» можно учить сценарному мастерству, она построена по четкой схеме, но с тонкой нюансировкой. Если в начале картина выглядит скорее ромкомом, то в основной своей части это роскошная драмеди. Тут есть классная героиня с ясной целью и бойцовским характером, который с комической буквальностью раскрывается в первой же сцене «основного» сюжета — когда в особняк, где она уже живет с Иваном, вламываются посланные его родителями люди, призванные решить проблему, и молодой муж, сверкая пятками, исчезает за углом, оставляя Эми разруливать все в одиночку.
Вот та точка, где героиня рождается практически у нас на глазах, обретает субъектность и волю, пинаясь, кусаясь и разнося все вокруг. Вот момент, когда она становится действительно интересной, и мы захвачены историей, нам не терпится узнать, как Эми пройдет весь свой путь до победы. Но мы уже подозреваем, что финал вряд ли будет таким, какого бы ей хотелось.
Что Шон Бэйкер делает дальше? Он остроумно запирает стороны конфликта в одном большом внедорожнике и заставляет их вместе решать одну задачу, но с противоположными целями: «русским» надо найти Ивана, чтобы оформить развод, Эми — чтобы сохранить брак. И дело, конечно, не в любви. Эми только что схватила удачу за хвост, а теперь рискует все потерять. То есть сочувствуем мы ей вовсе не потому, что она хорошая, а потому, что ставка для нее высока.
«Русские» взяты в кавычки, потому что двое из «решал» — комические братья-армяне (Карен Карагулян и Ваче Товмасян), которым очень хочется свалить ото всей этой канители в родной Ереван, и только третий, как будто совершенно лишний персонаж Юры Борисова, представляет архетип российского гопника. И чем дальше, тем больше разрастается его роль. Если армянские «гангстеры» — характеры скорее сочные, выполняющие функцию «коверных», то задача Борисова в том, чтобы получился еще один «интересный герой», как и Эми, переживающий трансформацию.
Что здесь важно еще — это редкая американская картина с «русскими» (снова возьмем их в кавычки) персонажами, которые не кажутся ходячими клише, и дело не только в том, что их играют на родном языке хорошие российские актеры. Они — органичная часть хорошо рассказанной истории, в которой точно сбалансированы комизм, авантюрность и драматизм, нет назойливой морали, но есть динамика внутренней жизни героев, которая не теряется в галопе сюжета и местами почти клипового монтажа.
То есть это такое кино, которое будет понятно повсюду и всем. Это жанр в лучшем виде, когда сквозь типовые кинематографические и социальные маски (секс-работницы, гангстеры, олигархи, мажоры) проступают человеческие лица и отношения, за развлечением прячутся живые, не всегда простые эмоции. А за всем этим, в общем-то, мы и ходим в кино.