Blueprint
T

Свои
и
чужие

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

81-й Венецианский кинофестиваль закончился триумфом Педро Альмодовара и его Room Next Door. Приз за режиссуру забрал Брэди Корбет с «Бруталистом». А награду за главную женскую роль — Николь Кидман. Подробнее о победителях мы писали тут. А теперь писательница и журналистка Катя Морозова подводит итоги Мостры, главной темой которой стала чужеродность.

Искусство компромисса

Как известно, награждаемым на фестивалях накануне намекают, что неплохо бы прибыть на церемонию закрытия. Поэтому, когда на красной дорожке появились Педро Альмодовар и Брэди Корбет, стало понятно, что прогнозы относительно основных победителей оправдались. Впрочем, не совсем. «Золотого льва» прочили «Бруталисту» Корбета. В итоге у него вторая по значимости награда — «Серебряный лев» за режиссуру. А вот триумф Альмодовара, чей Room Next Door вышел менее экспериментальным, напористым и неожиданным, чем фильм Корбета, выглядит немного компромиссным. Это картина, чествование которой может угодить почти всем. Болевшие за другие работы едва ли станут сильно возмущаться, кино предостойнейшее. Но этот тот случай, когда от главного приза хочется большей необузданности. 

«Бруталист» 

«Комната по соседству» 

Одной из центральных тем всего фестиваля стало исследование опыта эмиграции в самых разных аспектах. «Бруталист», напомню, титаническое высказывание на тему вечной инаковости и чужеродности. В секции «Горизонты» показывали фильм «Тихая жизнь» грека Александроса Авранаса с Чулпан Хаматовой и Григорием Добрыгиным. Это могла быть — если бы режиссер усилил некоторые линии — кафкианская драма об эмигрантах из России, дочери которых впадают в кому из-за отказа семье в убежище. Одна из сильнейших сцен в фильме — уроки по улыбке, которые проводят для отчаявшихся родителей. Улыбка здесь, конечно, маска — главный атрибут человека не на своем месте.

Чужаки

«Тихая жизнь»

Программный директор Альберто Барбера перед началом фестиваля особенно выделял возвращение эротики в программу. В первую очередь он имел в виду «Дисклеймер» Куарона, в одной из серий которого реконструируется соблазнение молодой женщиной юноши, вчерашнего подростка. Сюда же можно отнести и «Малышку» Халины Рейн с Николь Кидман, за которую та получила премию как лучшая актриса, — видимо, за телесные подвиги в виде яростной мастурбации и ползания на четвереньках. Эротика в фильме Рейн, впрочем, условная, это скорее ее обещание, не совсем сбывающаяся надежда — как и на вожделенный оргазм, который героиня никак не может испытать с мужем. А вообще «Малышку» довольно сильно критикуют за то, что вместо обещанного эротического триллера нам показали неловкую почти комедию о кинках женщин у власти. Антитезой эротики можно считать «Апрель» Деи Кулумбегашвили — откровенный и шокирующий — думаю, преимущественно мужчин — фильм с натуралистическими сценами абортов и родов. «Апрель», среди продюсеров которого Лука Гуаданьино, удостоился специального приза жюри и продолжил традицию награждения женских боди-хорроров (мы же помним победу «Титана» в Каннах в 2021 году и приз за лучший сценарий для «Субстанции» на фестивале этой весной).

18+

«Дисклеймер»

«Малышка»

Хронометраж

Программа в этом году экспериментировала с выносливостью зрителей. Самым смелым оказался Брэди Корбет с «Бруталистом» — 215 минут и еще 15 минут незабываемого киноопыта — антракта. Другие чемпионы по длительности — «Джокер. Безумие на двоих» Тодда Филлипса (138 минут), «Квир» Луки Гуаданьино (135 минут), «Горизонты: Американская сага» Кевина Костнера в двух частях (181 и 190 минут). Тот же Барбера связывает увеличение хронометража с модой на сериалы — и кино не хочет оставаться в стороне.

«Джокер. Безумие на двоих»

«Горизонты: Американская сага»

«Квир»

Среди как обычно более притягательных для критиков и публики англоязычных картин в конкурсной программе было пять итальянских фильмов, что примерно соответствует ежегодной квоте на «свое кино». Но в параллельных программах родных Мостре фильмов было не в пример больше (фильм закрытия, которым стал хоррор Пупи Авати Orto americano, «Американский сад»), корометражки Аличе Рорвахер и Маттео Бурани, сериал о поэте Леопарди Серджио Рубини и многое другое). Тут стоит напомнить, что в конце прошлого года у биеннале (кинофестиваль — лишь одна из ее секций наравне с искусством, архитектурой, театром, музыкой и танцем) сменился президент, им стал близкий к премьер-министру Джорджии Мелони журналист правых взглядов — при этом мусульманин по вероисповеданию — Пьетранджело Буттафуоко. Он продлил полномочия Альберто Барберы, многолетнего директора кинофестиваля. По словам последнего, назначение нового президента никак не повлияло на программу, но поворот в сторону национального итальянского кино — особенно с упором на родную историю (тут и культурные деятели, и войны, и печально известные правители) — не заметить невозможно.

Свое кино

«Американский сад»

Диктаторы

На старте фестиваля в Венеции показали документальный фильм о Лени Рифеншталь, в последние дни — игровой сериал Джо Райта о становлении Муссолини. У этих работ были разные задачи. Если Андрес Файель, режиссер «Рифеншталь», пытается разоблачить некоторые заблуждения относительно осведомленности Рифеншталь о происходившем в Германии, то Джо Райт решил поиграть в опасные игры. Он раскрывает механизм соблазнения, пытаясь понять, что и как произошло между Муссолини (в исполнении Луки Маринелли, который, как и сам Райт, убежденный антифашист) и итальянцами. Муссолини-Маринелли смотрит прямо на нас, добивается внимания, соблазняет, потом обманывает, угрожает и предает — до тех пор, пока любая близость не перестанет быть возможной.

«Рифеншталь»

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}