Ежики не те, кем кажутся
ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
В октябрьском прокате продолжается тенденция «импортозамещения» Голливуда, но не столько отечественными картинами, сколько фильмами «дружественных» стран — изрядная доля релизов приходится на жанровую продукцию из Индии, Китая и других южноазиатских территорий. Но, как ни странно, есть и хиты европейских кинофестивалей, включая обладателя каннской «Золотой пальмы». Параллельно кинотеатры и прокатные компании пытаются удержать интерес публики тематическими программами. А кинематографической столицей в октябре традиционно становится Санкт-Петербург, где пройдет 34-й международный кинофестиваль «Послание к человеку».
Прокат
«Арт-лекторий: Марсель Дюшан. Искусство возможного»
Документальный фильм об одном из ключевых художников ХХ века. Главным вкладом Дюшана в историю искусства считается реди-мейд — готовый объект, который становился произведением лишь потому, что на него указал художник. Почему человек, притащивший на выставку унитаз и пририсовавший усы «Мона Лизе», совершил революцию в искусстве, в фильме объясняют художники, делавшие не менее странные и радикальные вещи, — например, Марина Абрамович, в каком-то смысле ставшая реди-мейдом сама.
Со 2 октября
«Другой человек»
«Королевство»
Начинающий актер, страдающий нейрофиброматозом — редким заболеванием, уродующим лицо, решается на экспериментальную операцию, надеясь не только исправить внешность, но и подстегнуть карьеру. С внешностью выходит лучше некуда, зато все остальное в жизни начинает идти совершенно не так, и теперь герой одержим идеей возвращения к прежнему образу. Критики описывали фильм как тревожный и сюрреалистичный. Героя сыграл Себастиан Стэн — Зимний солдат из киновселенной Marvel. И получил приз Берлинале за лучшую роль.
С 3 октября
Дебютный фильм Татьяны Рахмановой о выпускниках детдома, которые за два дня спускают все деньги на вечеринку в арендованном коттедже, а потом не хотят оттуда съезжать. Теперь это их Королевство. Рахманова изучала тему несколько лет, собирала материалы, архивные фото и видео, но сняла не док, а игровое кино с реальными подростками (в фильме всего два профессиональных актера). Итог — призы фестиваля «Маяк» за лучший дебют и лучшую работу оператора Алишера Хамидходжаева, чья камера практически не отлипает от героев.
С 3 октября
«Мельников»
Документальный фильм о знаменитом советском архитекторе Константине Мельникове, спроектировавшем павильон СССР для Международной выставки искусств в Париже 1925 года, саркофаг для Ленина и авангардный собственный дом в форме цилиндра с шестиугольными окнами в Кривоарбатском переулке.
С 3 октября
«Сидони в Японии»
Недавно овдовевшая французская писательница едет в Японию, где заводит роман со своим таинственным издателем. Но ее преследует призрак мужа. Главная причина для просмотра этого фильма вполне очевидна — это Изабель Юппер, в последнее время зачастившая в Юго-Восточную Азию: недавно она снялась в «Нуждах путешественника» Хон Сансу.
С 10 октября
наводите на изображение, чтобы узнать подробнее о фильме
«Мельников»
Документальный фильм о знаменитом советском архитекторе Константине Мельникове, спроектировавшем павильон СССР для Международной выставки искусств в Париже 1925 год, саркофаг для Ленина и авангардный собственный дом в форме цилиндра с шестиугольными окнами в Кривоарбатском переулке.
С 3 октября
«Анора»
«Пришелец»
Неожиданно выигравшая каннскую «Золотую пальму» история о Золушке из Бруклина и русских олигархах (с участием российских актеров Марка Эйдельштейна, Юры Борисова, Алексея Серебрякова). По замечанию одного из американских критиков — романтическая драма на грани фола. Другие писали об иммерсивном эффекте фильма — режиссеру Шону Бейкеру удалось закрутить действие так, что сердца зрителей «начинают танцевать в унисон с персонажами». Короче, американские горки. Или русские, если смотреть из Нью-Йорка.
С 17 октября
Фантастика в русской деревне. Главный герой — конюх со слуховым аппаратом — строит из найденного мусора башню с антенной для передачи сигналов в космос. Все соседи, понятно, считают это придурью, но однажды на его пороге появляется нездешняя девочка и транслирует прямо в мозг вопрос: «Зачем ты меня звал?». Эта сентиментальная история нашла отклик у жюри и публики уже двух фестивалей — ММКФ, где получила «Золотого Георгия» за лучший фильм, и Voices, зрители которого проголосовали и за фильм, и за режиссера, финалиста Blueprint100 Ивана Соснина. Видимо, так уже хочется из сегодняшнего дня улететь хоть куда-то.
С 24 октября
«Ученик. Восхождение Трампа»
Себастиана Стэна, как маму Дяди Федора из Простоквашино, в октябре и тут, и там показывают. На этот раз он играет молодого Дональда Трампа, который еще не волшебник бизнеса и политики, а только учится зарабатывать миллионы в Нью-Йорке 1970-х. Голливуд традиционно играет на стороне демократов, и, судя по отзывам критиков, фильм получился о том, как у будущего 45-го президента США отрастают клыки, рога и копыта — что тоже по-своему увлекательно.
С 31 октября
ФЕСТИВАЛИ
Программа «Прекрасная эпоха французского кино. Эпизод 2»
В кинотеатре «Художественный» уже во второй раз собрали красивую мини-коллекцию французских фильмов 1950–1970-х, в которой отражается разнообразие национального кинематографа эпохи. Два поздних фильма классика новой волны Франсуа Трюффо — «История Адели Г.» (1975) и «Карманные деньги» (1976); криминальный триллер «Дьяволицы» (1954) мастера саспенса Анри-Жоржа Клузо; детектив «Убийцы в спальных вагонах» (1965) с Ивом Монтаном и Симоной Синьоре — режиссерский дебют Коста-Гавраса, еще чисто жанровый, без политических акцентов, которые будут фирменным знаком этого автора; фильм ужасов «Глаза без лица» (1959) Жоржа Франжю, историческая мелодрама Макса Офюльса «Мадам де...» (1953) и короткий метр «Взлетная полоса» (1962) Криса Маркера — уникальный фильм, смонтированный из статичных кадров.
2–7 октября
#3 Фестиваль Каро.Арт
Одна из крупнейших российских кинотеатральных сетей в третий раз проводит фестиваль авторского кино. Он откроется показом анимационной классики Юрия Норштейна «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» и продолжится зрительскими премьерами фильмов, побывавших на главных мировых киносмотрах в 2024 году. Помимо «Аноры» Шона Бейкера в программу вошли получившая в Каннах приз за режиссуру поэтичная черно-белая драма Мигела Гомиша «Гранд тур» в сеттинге Британской Бирмы начала XX века и мелодрама Джона Краули «Время жить» с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом, мировая премьера которой прошла на кинофестивале в Торонто.
15–20 октября в Москве
22 — 27 октября в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новосибирске
«Мельников»
Документальный фильм о знаменитом советском архитекторе Константине Мельникове, спроектировавшем павильон СССР для Международной выставки искусств в Париже 1925 год, саркофаг для Ленина и авангардный собственный дом в форме цилиндра с шестиугольными окнами в Кривоарбатском переулке.
С 3 октября
«Послание к человеку»
Один из важнейших в России международных кинофестивалей отличается тем, что не делит кино на игровое, документальное и анимационное, а также на полный и короткий метр, — все они соревнуются на равных. Составить собственное расписание показов — отдельная головоломка для зрителей: в программе полторы сотни фильмов со всего света. Помимо конкурса в этом году рекордное количество спецпрограмм — 13, и пока что объявлено только их содержание. Среди очевидного — хиты мировых кинофестивалей последних двух лет (название программы «Двойные вершины» отсылает к сериалу Дэвида Линча «Твин Пикс», а собранные в ней фильмы, по словам кураторов, дают представление о двойственной природе кино) и самые успешные документальные полные метры, также за последние два года (Панорама.doc — здесь среди прочего есть новая картина Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени» о художнике Ансельме Кифере). А дальше — на любой вкус и интерес — от большой ретроспективы аргентинского кино до ярких дебютов из Южной Кореи, от искусственного интеллекта в кинематографе до рефлексии о посттравматическом опыте — вот сюда, пожалуй, тоже надо обязательно заглянуть.
18–27 октября, Санкт-Петербург
The Art Film Festival
Седьмой кинофестиваль фильмов об искусстве пройдет в семи городах России. В программе — игровые и документальные картины 2024 года. В итальянской семейной драме «Далекие близкие» за «арт» отвечают интерьеры. Другой итальянский фильм — документальная «Арте повера, заметки для истории» — посвящен течению «бедного искусства», которое вот-вот займет Биржу Франсуа Пино в Париже. Испанский док «Больше, чем искусство» дает слово современным классикам Марине Абрамович, Дэвиду Хокни, Джулиану Шнабелю, Джеффу Кунсу и Ай Вэйвэю, которые размышляют о природе и смысле своих работ. Франко-индийская картина «Чувство ритма» исследует взаимодействие художника с городской средой. Эту же тему поднимает «Мануфактура культуры» — картина о джентрификации в пяти российских городах, где индустриальные здания превращаются в арт-пространства. Американский фильм «Критика мертва, да здравствует критика» делает героями тех, кто обычно остается наблюдателями, — это первое документальное кино об арт-критиках США. Еще одна картина из Америки, «Глазами Джейми Уайета», — о том, как непросто быть сыном и внуком знаменитых художников. Якутский «Король Лир», победивший на фестивале «Горький fest», балансирует между игровым и документальным — это история о том, как постояльцы дома-интерната для престарелых и людей с инвалидностью вместе с профессиональными актерами ставят шекспировскую трагедию. А картина «Рембрандт. Посвящение» рассказывает о работе над выставкой Александра Сокурова в Эрмитаже, посвященной Рембрандту и его «Возвращению блудного сына».
21 октября — 3 ноября
Москва, Санкт-Петербург, Самара, Пермь, Владимир, Екатеринбург, Нижний Новгород