Blueprint
T

Как устроен Дом Мельникова

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

Дом по адресу Кривоарбатский переулок, 10, который Константин Мельников построил в 1929-м для себя, своей жены-домохозяйки Анны и детей-школьников Людмилы и Виктора, таки закрылся на реставрацию. Она продлится до конца 2025-го, так что возможность побывать внутри первого и последнего подобного образца показательного жилья для советского гражданина появится еще не скоро. Рассказываем про смелые архитектурные решения Мельникова — и показываем самые любопытные объекты в доме.

СНАРУЖИ — АВАНГАРДНАЯ ФОРМА

Елизавета Лихачева. «Чувство Мельникова». Из каталога выставки «Мельников/ Melnikoff» в Музее архитектуры

«Будучи для всего мира главным русским авангардистом, Мельников никогда не ограничивал свою архитектуру рамками законов эпохи авангарда. Более того, его архитектура предельно традиционна, причем традиционна именно для России. Архитектура Мельникова — результат его проективного мышления. Он не мыслит стилевыми категориями, он мыслит категориями архитектурной формы, изменения которой зависят не от стиля и направления, а от воли архитектора»

Елизавета Лихачева. «Чувство Мельникова». Из каталога выставки «Мельников/ Melnikoff» в Музее архитектуры

«КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР» как заявление о себе

С уверенностью в себе у Константина Мельникова был полный порядок. Тому доказательство — именная надпись, которая венчает фасад. «Пожалуй, подобное можно увидеть лишь в одном собственном доме архитектора в мире — в студии Фрэнка Ллойда Райта в Чикаго, — рассказывал исследователь и первый директор музея в Доме Мельникова Павел Кузнецов. — Но если в случае с Райтом такая вывеска была обоснована целями рекламы (здесь он принимал клиентов), то у Мельникова, заказчиками которого были государство и подконтрольные государству профсоюзы, такого рода потребность в саморекламе отсутствовала». Сам Мельников писал об этой надписи так: «Не в перекор и не в угоду укладу, составившему общую одинаковую жизнь для всех, я создал в центре Москвы, лично для себя, дом с надписью: КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР, настойчиво оповещающей о высоком значении каждого из нас. Наш дом, что соло личности, гордо звучит в гуле и грохоте нестройных громад столицы».

Врезанные друг в друга цилиндры

Дом по адресу Кривоарбатский переулок, 10, современники Мельникова называли просто — «цилиндрический». Эту форму архитектор называл одной из своих любимых и считал, что только благодаря врезанным друг в друга цилиндрам разной высоты (8 и 11 метров) дом «принадлежит геометрии».

Сад и огород

«Похолодало. Огород окончил: посажено 2 гряды огурцев, ½ гряд фасоли, ½ гряд бобов, ¼ - репы, ¼ моркови и ½ гряды — всякой всячины», — записал Константин Мельников в своем дневнике 23 мая 1939 года. Помимо огорода и сада, засаженного кустами сирени и белой акации, за домом была спортивная площадка для городков и волейбола — любимых игр семейства Мельниковых.

К.С. Мельников во дворе своего дома. 1936

ВНУТРИ — ОБСТАНОВКА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО МЕЩАНСКОГО БЫТА

«От этого дома все ждут манифеста модернизма, но на поверку он оказывается предельно традиционным — это практически изба, как по конструкции, так и по жизненному укладу. В нем Константин Мельников воплотил свою идею: человек из быта, из бесконечных житейских проблем поднимается по узкой винтовой лестнице, попадая в пространство чистого света, в мастерскую, где „освобождается“. Он освобождается от всего того, что мешает ему быть творцом»

Елизавета Лихачева. «Чувство Мельникова». Из каталога выставки «Мельников/ Melnikoff» в Музее архитектуры

1 ЭТАЖ

ЗАДУМЫВАЛСЯ МЕЛЬНИКОВЫМ ДЛЯ ВСЕХ «ПОМЕЩЕНИЙ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ»

1 этаж

2 этаж

3 этаж

1 этаж

Столовая без дверей для эффекта «единого сложного пространства» 

1 — передняя

2 — столовая

3 — кухня

4 — коридор

5 — санузел

6 — комната хозяйки

7,8 — рабочие комнаты детей

9 — туалетная (гардеробная) комната

10 — гостиная

11 — спальня

12 — мастерская

13 — открытая терраса

1 — передняя

2 — столовая

3 — кухня

4 — коридор

5 — санузел

6 — комната хозяйки

7,8 — рабочие комнаты детей

9 — туалетная (гардеробная) комната

В доме Мельниковых столовая — отдельная комната. Но дверей в ней нет (на их месте — два широких сквозных проема во всю широту стен). За счет этого получается, как пишет исследователь Павел Кузнецов, «эффект единого сложного пространства».  

Экспериментальный жилой дом-мастерская К.С. Мельникова. Внутренняя планировка

Буфет конца XIX века

Вся мебель в доме Мельниковых относится к концу XIX — началу XX века. В частности, буфет из красного дерева — любимый предмет интерьера жены Мельникова, Анны Гавриловны. «Его место выбрано не случайно: по первоначальной планировке Мельников задумывал сделать в этом месте проем, который потом был заложен по просьбе его жены, — рассказывает Дина Сахно, научный сотрудник Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. — Ей как настоящей хозяйке было необходимо хранить посуду и разные хозяйственные принадлежности. Вся посуда и столовые приборы, которые использовала семья, сохранились. Посуда интересна и сама по себе: есть образцы нескольких фарфоровых заводов — Ленинградского и Кузнецовского, например».

НАВЕДИТЕ НА КРУЖОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Анна Мельникова буфетом очень дорожила — и категорически отказывалась его продавать (вырученные деньги Мельников хотел отправить сыну Виктору). «Ноет сердце, хочется помочь Ватуленьке — выслать денег. Мать не дает, говорит, что такие деньги у него всегда будут. Тут у нас покупали буфет за 1000-1200 руб. — конечно, нужно было бы продать, хотя бы половину выслать Ватуленьке. Но где тут. Ни продать не позволила и высылать возразила», — писал Константин Мельников 1 декабря 1941-го.

Воздушные телефоны

Два отверстия в стене коридора — не что иное, как воздушные телефоны. Это, по сути, две металлические трубы: одна ведет в мастерскую на третьем этаже, вторая — к калитке. В начале ХХ века такие «телефоны» использовали во всем мире (в частности, в домах и на кораблях).

НАВЕДИТЕ НА КРУЖОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Две рабочие детские комнаты — для школьных занятий

В 1926-м 12-летний сын Константина Мельникова, Виктор, нарисовал план своей комнаты — с кроватью, столом, стулом и ковриком. Осуществлен он не был — кровати детей Мельников-старший расположил в спальне, а рабочие места организовал в двух идентичных крохотных комнатах (площадью в 5,6 квадратного метра). «Цветовые акценты вторят форме самих комнат-„долек“, композиционно поддерживая пространственное решение. Например, желтый с потолка в комнате дочери Людмилы переходит на восточную стену помещения, заполняя собой плоскость перегородки, а затем продолжает звучать в соседней гардеробной комнате — первоначально им были окрашены и шкафчики на ее западной стене», — объясняла архивист Патриция Семенюк.

Цветовая палитра ле корбюзье

«Средневековая» лестница — привет Ле Корбюзье

По мере продвижения наверх деревянная лестница, как отмечают исследователи, начинает напоминать «скорее о средневековой крепостной башне, нежели об авангардной постройке». Сами ступеньки — розовые, а стены — бледно-зеленые. На цветовой палитре Ле Корбюзье эти оттенки расположены рядом (французский архитектор, кстати, Мельникова уважал: его павильон на парижской выставке считал «единственным, на который стоит смотреть»).

2 ЭТАЖ

ЗАДУМЫВАЛСЯ МЕЛЬНИКОВЫМ КАК «ПАРАДНЫЙ»

Гостиная как главное место сбора

НАВЕДИТЕ НА КРУЖОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Восьмиугольное окно для особого светового эффекта

Из восьмиугольного окна виднелись купола церкви Николы на Плотниках (правда, только до 1932-го — потом ее снесли). Это важная деталь: по воспоминаниям Мельниковых, окно пропускало в дом лучи заходящего солнца, отраженные от церковных куполов. Сейчас этот световой эффект можно наблюдать лишь в мае на закате, когда солнце находится достаточно высоко, чтобы преодолеть высоту жилого здания, построенного вплотную к дому в 2000-х. Из окон дома открывались и другие виды, важные для глубоко православного Мельникова (который поставил едва ли не на самом видном месте в доме киот — и это в годы агрессивного государственного атеизма): на церковь Спаса на Песках за Арбатом и колокольню Ивана Великого в Кремле.

ПЕЧЬ — СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

Дело рук самого Константина Мельникова. Подобные печи-времянки он собирал в 1940-х, чтобы поддерживать тепло в доме. Система отопления в доме была авторская и несколько раз менялась: была и печной, и воздушно-водяной (а после дом подключили к центральному отоплению).

Ковер в духе ар-нуво

По размерам сопоставим с окном-витриной площадью 20 квадратных метров. По одной из версий, ковер был куплен в Бельгии в 1925-м (туда Мельников заезжал по пути из парижской командировки в Москву).

Спальня для «золотых снов» без единого прямого угла

«Одну треть жизни человек спит. Если взять 60 лет — 20 лет сна; 20 лет путешествий в область загадочных миров без сознания, без руководства, касаясь, неизведанных глубин, источников целительных таинств, а может быть — чудес, да, может быть, и чудес», — писал Мельников. Спальня в доме (общая для взрослых и детей) представляла собой пространство без единого прямого угла. Стены были выкрашены охрой — этот цвет, по мнению Мельникова, навевал «золотые сны».

3 ЭТАЖ

ЗАДУМЫВАЛСЯ МЕЛЬНИКОВЫМ КАК РАБОЧИЙ И СЛУЖИЛ МАСТЕРСКОЙ (СНАЧАЛА ДЛЯ КОНСТАНТИНА, ПОТОМ ДЛЯ ЕГО СЫНА ВИКТОРА)

НАВЕДИТЕ НА КРУЖОК, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ

Окна-соты

Их в мастерской 38. В изначальном проекте дома шестиугольные окна отсутствовали вовсе — вместо них Мельников задумывал поставить два узких витража. «Соты» наполняли помещение рассеянным светом — по мнению Мельникова, единственно пригодном для работы (мастерскую, как и гостиную, предполагалось использовать только при дневном свете).

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}