Blueprint
T

Хлеб зрелища

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}},{"id":3,"properties":{"x":391,"y":44,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Один из главных памятников конструктивизма в Москве — бывший Хлебозавод № 5 по адресу Ходынская улица, 2, — наконец-то отреставрировали и превратили в центр изучения конструктивизма «Зотов». Объект регионального значения (и культурного наследия) долгое время стоял с выбитыми окнами и потрескавшимся фасадом. Теперь там будет выставочное пространство, мини-кинотеатр, лекторий, кофейня и книжный клуб. Для посетителей «Зотов» откроется только в ноябре, но мы там уже побывали — и составили краткий путеводитель.

Хлебозавод № 5 появился на Ходынской улице не случайно. Если верить утвержденному в 1926-м градостроительному плану «Большая Москва», неподалеку располагались депо и подъездные пути товарных станций. Их использовали и для поставок муки. К 1931 году хлебозавод достроили и наградили порядковым номером 5. Кольцевой конвейер, одетый в чехол из красного кирпича, — это революционная идея советского инженера Георгия Марсакова. Он же построил в Москве несколько других кольцевых хлебозаводов-автоматов (самый известный из них на сегодняшний день — пристанище шоурумов и офисов на Новодмитровской улице — носит № 9). На верхний этаж отправляли муку, а внизу получали готовые батоны и булки. Все, что можно, было автоматизировано. В результате хлеб выпекался быстрее, а стоил — дешевле. «Огромное здание цилиндрической формы со всех сторон открыто солнцу, дневному свету, — писал журнал „Огонек“ в 1952-м. — Круглые залы выложены сияющей белизны кафельной плиткой. Почти не ощущается мучная пыль, хотя завод перерабатывает в сутки несколько сотен тонн муки. Весь производственный процесс, начиная выгрузкой муки из железнодорожных вагонов и до выдачи продукции — механизирован и автоматизирован, переходя по конвейеру с этажа на этаж».

До 

Георгий Марсаков

Хлебозаводом имени Зотова Хлебозавод № 5 стал в 1978-м, через год после смерти Василия Петровича Зотова, хлебореза Филипповской булочной, ставшего министром пищевой промышленности СССР. Именно он был одним из идеологов массового строительства хлебозаводов (а значит, помог прокормить население Москвы, которое со времен НЭПа росло как на дрожжах). Так или иначе, хлеб в здании на Ходынской улице, 2, не производят уже 17 лет — последнюю партию выпекли в 2005-м.

после

Автор проекта «Зотова» Сергей Чобан говорит, что приступил к реконструкции хлебозавода еще в 2018-м. Все, что вы видите внутри, заслуга сотрудников его архитектурного бюро «Спич» — Игоря Членова, Алины Гарновской, Юлии Верницкой и Ксении Чупиной. Вы узнаете их почерк, если видели новое здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной или российские павильоны на дубайской всемирной выставке Expo 2020 и 13-й архитектурной биеннале в Венеции. 44-этажный жилой комплекс «Пресня Сити» (который по пути в культурный центр, мягко говоря, сложно не заметить) тоже дело рук команды «Спич». «Высотные башни расходятся от здания хлебозавода лучами, а памятник становится главным контрапунктом всей композиции», — так объясняет свою задумку архитектор Сергей Чобан. Ответственность за отреставрированные фасады хлебозавода лежит на АО «Центр комплексного развития».

Главная задача новоиспеченного центра конструктивизма — изучение и исследование этого направления. Обещают щедрую грантовую программу для теоретиков и ученых — «Зотов» будет развиваться как филантропический проект ВТБ по сохранению и развитию культурного наследия авангарда в искусстве. Как говорит архитектор Сергей Чобан, «сооружение эпохи конструктивизма теперь станет центром изучения конструктивизма».


Там, где когда-то выпекали хлеб, теперь будут выставочные пространства, общественная зона с книжным клубом и кафе, лекторий, детский клуб (с программой помогла Британская высшая школа дизайна и художник Лада Шаповалова, рассказывающая про современное искусство для подростков в Universal University). В «Зотове» откроются и два кинозала (в том числе с расчетом на тех жителей Пресненского района, которые все еще тоскуют по закрытию «Соловья»). А весной команда центра планирует водить экскурсии по городу и рассказывать про историю конструктивизма (знаменитый Дом Наркомфина расположен всего в получасе ходьбы). Соавтор концепции «Зотова» — директор центра Дарья Филиппова.

1 этаж

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":360,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":180,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Общественное и выставочное пространство

1 этаж     ОБЩЕСТВЕННОЕ И ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Первый этаж «Зотова» сотрудники называют форумом. Это общественное и выставочное пространство, открытое для свободного посещения (а справа от входа есть кафе). Кирпичную стену на первом этаже «Зотова» архитекторы оставили нетронутой (правда, еще в 1990-е оригинальный красный кирпич местами заменили на силикатный). И обязательно посмотрите наверх: особая гордость архитекторов — оригинальный бетонный потолок с «заплатками». «Климат на первом этаже подойдет не для всех произведений искусства, а вот на втором и третьем можно выставлять все что угодно — объекты любой значимости и давности», — уточняет Сергей Чобан.


«Мы зафиксировали конструктивистскую архитектуру в том виде, в каком она дошла до нас под влиянием процесса эксплуатации, а также смены эпох и владельцев». А владельцев у здания по адресу Ходынская улица, 2, было достаточно: в 2006-м тогдашний мэр столицы Юрий Лужков поручил перенести хлебозавод с Ходынской улицы на окраину Москвы, а на освободившейся территории возвести офисный центр класса «А». Дальше дело застопорилось, а уже в середине 2010-х из Хлебозавода № 5 решили сделать центр конструктивизма — деньги на реконструкцию нашлись у ВТБ (теперь здание в собственности банка, никакого государственного статуса у «Зотова» нет).

2 этаж

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":360,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":180,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ


Автор идеи первой выставки «1922. Конструктивизм. Начало» — Дмитрий Озерков, который раньше заведовал отделом современного искусства Эрмитажа (а в октябре 2022-го сообщил, что покинул музей после 22 лет работы). Куратор — Полина Стрельцова — историк архитектуры, заведовавшая сектором хранения советской графики ХХ-ХХI веков в Музее архитектуры им. А.В. Щусева.


Первый проект посвятили Василию Кандинскому, Александре Экстер, Любови Поповой, Велимиру Хлебникову, Казимиру Малевичу, Варваре Степановой, Эль Лисицкому и другим деятелям русского авангарда. В экспозицию войдут работы из 17 российских музеев и институций. Среди них, например, Государственная Третьяковская галерея и Музей архитектуры им. А.В.Щусева. «Мы все-таки хотим сделать конструктивизм живым, — говорит директор „Зотова“ Дарья Филиппова. — На первой выставке мы решили не ограничиваться скульптурами, живописью и архитектурой: будут стихи, музыка, кино».


Выставка откроется в ноябре и проработает до 12 марта.


2 этаж     ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ 

Александр Скрябин

Велимир Хлебников

Владимир Шухов

3 этаж

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":360,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":180,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Выставочный зал 

3 этаж     ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ 

«Для нас было очень важно сохранить все подлинные элементы внутренней отделки. Причем мы не стремились вернуть им вид „как было“ — решение сохранить все слои показалось нам куда более честным», — рассказывает Сергей Чобан. Поэтому в здании сохранили оригинальную плитку. А в лестничном пролете осталось живописное панно неизвестного художника — автор этого текста, как и редактор культуры The Blueprint Мария Бессмертная считают эту деталь интерьера «Зотова» самой очаровательной.

4 этаж

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":360,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":180,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Два кинозала, лекторий и книжный клуб

3 этаж     ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ 

На последнем этаже центра расположатся лекторий и книжный клуб. На барабане бывшего конвейера сохранили исходную керамическую плитку.


Тут же разместили два кинозала — черный и красный. Ответственная за кинопрограмму, бывший программный директор «Иллюзиона» Полина Прибыткова обещает показывать тут не только ретроспективы (на кинопленке!), но и прокатное кино.


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}