T

ВХУТЕМАСу — 100

Текст: 

Екатерина Ярмахова, Ирина Драгунская

12 ноября Музей Москвы запустил образовательную онлайн-программу, посвященную выставке «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». В связи с новыми коронавирусными ограничениями, экспозицию посетить уже не удастся — она закрылась, но изучить этот важный для развития отечественного авангарда институт, которому в этом году исполняется 100 лет, — можно всегда. Рассказываем обо всем, что нужно знать об этой школе, которую за пределами нашей страны называют «русским Баухаусом».

20-е

В архитектуре, искусстве и дизайне на смену избыточной декоративности пришла эргономика и функциональность. Неизбежная индустриализация требовала нового, более эффективного подхода к производству, а междисциплинарность стала основным инструментом для понимания окружающей среды и ее изменения на благо человека. Так появились две главные школы авангарда — ВХУТЕМАС и Баухаус.

расцвет

Здание Моссельпрома

«Оттепель»

Строительство хрущевок

В сталинское время авангард по идеологическим причинам оказался непопулярен у власти, зато в эпоху «оттепели» многие вхутемасовские идеи смогли воплотиться в жизнь в лаконичных (и что скрывать — дешевых) решениях тех лет. Хрущевское массовое строительство при всех своих недостатках содержит явную отсылку к конструктивизму и «мечте о светлом будущем», о продукции общедоступной, недорогой, но радующей глаз. Что посуда тех оттепельных лет, что мебель — конструктивно осмысленная и строго функциональная — воплощает в себе идеи ВХУТЕМАСа. В 60–70-х вхутемасовскую эстетику унаследуют ткани для интерьера и для одежды с четкой геометрией и яркими чистыми цветами без полутонов.

Текстильные эскизы Любови Поповой

Начало

29 ноября 1920 года В. И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров о создании Высших художественно-технических мастерских, или, говоря короче — ВХУТЕМАСа. Новый ВУЗ создали на базе Строгановского промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества. Студенты классических художественных академий к тому моменту уже вовсю требовали нового подхода к образованию, а по всей стране возникали свободные художественные мастерские, где под руководством уже сформировавшихся мастеров любой желающий мог обучаться архитектуре, живописи, скульптуре или промышленному производству.

история

Здание ВХУТЕМАСа

Конец 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ВХУТЕМАС прожил всего десять лет. В 1930 году институт, уже переименованный во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), был расформирован, а на его базе были созданы МАРХИ, МГАХИ им. Сурикова и Московский полиграфический институт. В итоге, несмотря на «опалу», в которую попали конструктивисты, именно в МПИ (позже МГУП) удалось сохранить осколок ВХУТЕМАСа — студенты и выпускники легендарного заведения определяли педагогическую политику Полиграфа вплоть до 1990-х годов. Ну а сегодня работы студентов ВХУТЕМАСа хранятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, МАРХИ, Музея Гетти и Центра Помпиду.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Вхутеин

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

мархи

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кукрыниксы

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Группа молодых художников, которые впервые встретились в 1921 году во время учебы во ВХУТЕМАСе. Куприянов, Крылов и Соколов начали с создания институтской стенгазеты, но прославились своими карикатурами и иллюстрациями к классическим книгам — от «Золотого теленка» до «Дон Кихота».

Иллюстрации к книге «Золотой теленок»

группировки

ОБМОХУ 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Художественная группировка, которая появилась на базе Государственных свободных художественных мастерских и просуществовала два года. А в 1921 году, после своего официального распада, «подарила» нескольких важных участников «Рабочей группе конструктивистов» при мастерской Родченко во ВХУТЕМАСе. Члены Общества молодых художников создавали праздничные декорации для советских городов, эскизы плакатов и театральное оформление, а также экспериментировали с цветом и материалами — металлом, деревом, стеклом и другими.

Выставка ОБМОХУ

запад

Журнал "Современная архитектура"

Баухаус

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Профессора и студенты обеих великих школ, ВХУТЕМАСа и Баухауса, работали параллельно, встречались на международных выставках и даже ездили друг к другу в гости — до тех пор, пока политические перемены в обеих странах не сделали невозможным не только обмен опытом, но и существование этих институтов в целом. Обе школы так или иначе были «в контакте». Например, венгерский художник и фотограф Ласло Мохой-Надь был большим поклонником русского авангарда, с тех пор как посетил выставку работ Татлина, Родченко, Малевича, Лисицкого и Поповой в Будапеште. А конструктивисты, входящие в состав ВХУТЕМАСа, в 1926 году начали издавать журнал «Современная архитектура», который рассказывал об этом стиле и о подходе к нему в разных странах и школах — в том числе в Баухаусе.

Павильон Мельникова

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Советский павильон, который построил Мельников на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, по мнению Ле Корбюзье, «был единственным, заслуживающим внимания» на всей выставке. Там же страну представлял Родченко со своими студентами — они спроектировали и построили модель Рабочего клуба, воплощающего в себе все ключевые принципы функционального дизайна. Образцовый клуб после выставки подарили Французской коммунистической партии. Увезли же с собой студенты награды — за метод, программу и учебные проекты.

Совесткий павильон на Всемирной выставке в Париже, 1925

Модель Рабочего клуба

Преподаватели

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Изначально ВХУТЕМАС состоял из восьми факультетов: архитектуры, живописи, скульптуры, обработки металла, обработки дерева, полиграфии, керамики и текстиля. За десять лет существования в нем преподавали среди прочих Моисей Гинзбург, Иван Жолтовский, Константин Мельников, Алексей Щусев, Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Владимир Фаворский, Александр Шевченко, Роберт Фальк, Вера Мухина, Павел Флоренский, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Владимир Татлин.

образование

Ректоры

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Полиграфический факультет во главе с Фаворским и Купреяновым

За десять лет существования института в нем сменилось три ректора, каждый из которых придерживался собственных взглядов на учебный процесс. Равдель (1920–1922) делал ставку на развитие промышленного дизайна. Фаворский (1923–1926) стремился к равновесию между всеми направлениями, и период его ректорства считается наиболее благополучным этапом развития, золотым веком школы. При Новицком (1926–1930) ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), в связи с событиями в стране стал концентрироваться на запросах промышленности, а затем был и вовсе расформирован.

Равдель

Фаворский

Новицкий

фокус

Цвет

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Цвет

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

С первых лет существования ВХУТЕМАСа отдельная и важнейшая дисциплина. Важнейшие художники авангарда рассказывали студентам о том, как работает цвет в рисунке — и как с помощью цвета можно передать форму. Они выработали свою систему преподавания, которая остается актуальной и эффективной до сих пор.

Дисциплина «Цвет». Работы Надежды и Веры Колпаковых

Дисциплина «Цвет». Работы Надежды и Веры Колпаковых

Объем

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Объем

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Еще одна фундаментальная дисциплина в программе ВХУТЕМАСа. Будущих архитекторов, скульпторов и живописцев одинаково усердно учили строить или выявлять объем, добиваться цельной гармоничной композиции, выделять в ней ведущие элементы.

Работа студента скульптурного факультета

Работа студента скульптурного факультета

Работа студента архитектурного факультета

Работа студента архитектурного факультета

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":9}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":9}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

имена

Александр Дейнека

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Александр Дейнека

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Выпускник ВХУТЕМАСа, ученик Фаворского, друг Маяковского, который за годы своего творчества перешел от острой социальной графики для пролетарского журнала «Безбожник» к иллюстрированию детских книг, никогда не оставляя при этом творчество большого формата. Настенные панно в Театре Красной Армии и мозаика на станции метро «Маяковская» — его рук дело.

Мозаика метро «Маяковская»


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-9}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Панно в Театре Красной Армии

Панно в Театре Красной Армии

Эль Лисицкий 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Эль Лисицкий 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Авангардист, дипломированный архитектор, развивавший идеи супрематизма в малых и крупных формах. Все его работы — от журнальных обложек и книжных иллюстраций до проекта здания типографии журнала «Огонек» — были отражением его футуристического мышления и попытками воплотить собственную мечту о мире будущего.

Проун 99

Обложка журнала «Вещь»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":9}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Василий Кандинский

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Василий Кандинский

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Российский художник и теоретик искусства, сыгравший одну из ведущих ролей в становлении русского авангарда. Формально он никогда не преподавал во ВХУТЕМАСе (зато преподавал в Баухаусе), но был важной фигурой в ИНХУКе — Институте художественной культуры, который работал в 1923–1926 годах в Петрограде под руководством Малевича и в тесной связи с ВХУТЕМАСом.

{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":9}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":9}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Любовь Попова

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Любовь Попова

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Художница и преподаватель ВХУТЕМАСа, прославившаяся своим дизайном узоров для текстиля, — вместе с Александром Родченко она стремилась объединить искусство и производство. Со своей коллегой Варварой Степановой она создала больше ста ярких, графичных рисунков, которые украсили женские платки (их носила, например, Лиля Брик), спецодежду и спортивную форму, которую можно увидеть на некоторых фотографиях Родченко.

Живописная архитектоника. Черное, красное, серое, 1916

Рабочая одежда актера

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-9}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Александр Родченко 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Проект Шахматного стола

Один из главных героев ВХУТЕМАСа, в наше время его назвали бы мультидисциплинарным художником. Он был одновременно скульптором, графическим дизайнером, художником, фотографом и теоретиком искусства. Родченко создавал декорации и мебель для кино, разработал знаменитую графику на стенах Дома Моссельпрома в центре Москвы и до сих пор служит ориентиром для современных дизайнеров всех направлений.

{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-9}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":9,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Владимир Татлин

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":524,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":262,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Фотография Родченко

Один из лидеров русского авангарда и ведущих преподавателей ВХУТЕМАСа. От объектов футуристической архитектуры он со временем — уже став профессором, — начал переходить к новому творческому мышлению, строящемуся на идеях функциональности и «нового быта». Вместе с тем он продолжал создавать ироничные проекты, которые во многом предвосхитили современный подход к дизайну.

Памятник III-му интернационалу,

1919

Контррельеф, 1916

Басманная

Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1201,"column_width":92,"columns_n":13,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}