Скрытое, прозрачное: роли и стиль Изабель Юппер
ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
На острове Лидо проходит 81-й Венецианский кинофестиваль. Его жюри возглавляет Изабель Юппер — обладательница более сотни наград, от «Сезара» и «Золотого глобуса» до призов Каннского фестиваля и Европейской театральной премии, самая французская из французских актрис. Редакторы The Blueprint выбрали знаковые роли и образы Юппер.
Скрытое
Изабель Юппер уже возглавляла жюри престижного кинофестиваля — самого главного, Каннского — в 2009 году. «Золотую пальму» получила тогда «Белая лента» Михаэля Ханеке, у которого Юппер сыграла в знаменитой «Пианистке», в 2001-м принесшей ей каннский приз за лучшую женскую роль. И можно сказать, что именно роль преподавательницы венской консерватории Эрики Кохут, которая безупречно исполняет Шуберта и живет с истеричной матерью в исполнении другой французской звезды Анни Жирардо, стала для Юппер эмблематичной.
«Пианистка», 2001
Юппер — воплощенное скрытое. За неброской внешностью в ее героинях прячутся дикие, разрушительные страсти. Сюжет «Пианистки» — рождение патологии из духа музыки. По дороге из консерватории домой, от Шуберта к маме, Эрика заглядывает в видеосалон, выбирает порнофильм и, уединившись в отдельной кабинке, вдыхает запах спермы из выброшенных в мусорную корзину салфеток. Или подглядывает за парочкой, занимающейся сексом в машине, и от возбуждения мочится на мостовую. Снято все это очень отстраненно, и, только когда Ханеке показывает крупным планом спокойное лицо Юппер, делается не по себе: в ее взгляде светится такая одержимость, что ничего не надо объяснять.
«Пианистка», 2001
Но влюбившийся в Эрику юноша никак не хочет понять, в чем дело. И она объясняет очень подробно, на нескольких мелко исписанных страницах: как глубоко засовывать ей в рот чулок, как туго связывать ремнями и с какой силой бить в живот. Этот фильм, конечно, не про частную перверсию, а про подсознание культурного европейца. Здесь все символично: и место действия — Вена, и музыка Шуберта, и диагноз, который зритель ставит героине. Трагедия подавленной женской сексуальности становится у Ханеке и Юппер анализом европейской культуры как тоталитарного института. А классическая музыка — моделью репрессивной системы, поэтому от воспитанных на ней людей ничего, кроме мазохизма, ожидать не приходится. Жестокость — не изнанка этой культуры, а ее суть. Есть что-то безжалостное уже в черно-белых клавишах рояля.
Символично, что и самые эффектные платья в гардеробе Юппер — черного цвета и максимально закрытые. Как платье с капелетом Chanel на их же показе в 2015-м или платье из твида Balenciaga на премии «Сезар» в 2022-м. Самое любимое, по словам актрисы, тоже черное, с драпировкой, чем-то напоминающей бант, на спине, — авторства Ива Сен-Лорана. Его актриса надевала на «Сезар» еще в 1999-м. «Но если могла бы, то носила бы его каждый день... Всегда оставляйте что-то воображению. Прозрачная блузка привлекательней глубокого декольте, а платье длиной до пола — мини-юбки, — объясняла свой выбор актриса. — Кажется, в этом суть французского стиля: сохранение тайны — и не только в плане одежды. За свою карьеру я снялась более чем в сотне фильмов, побывала на множестве обложек и красных дорожек, но за пределами моего ближайшего окружения до сих пор нет никого, кто мог бы рассказать вам, что я делаю в субботу вечером. В эпоху, когда каждый аспект нашей жизни — общественное достояние, есть мощь в том, чтобы держать что-то при себе».
Chanel
Yves Saint Laurent
Маскулинность и феминность
В недооцененном фильме Клер Дени «Белый материал» (2009) Изабель Юппер играет француженку, управляющую кофейной плантацией в неназванной африканской стране, где политический кризис перерастает в смятение и кровавый хаос. Мужчины в фильме больны страхом и безволием, это негодный, гнилой «белый материал» — в отличие от героини Юппер, для которой максима «делай, что должен, и будь что будет» становится одержимостью, не имеющей рациональных объяснений. Все вокруг бегут, она остается. Пытается спасти урожай, когда давно понятно, что надо спасать жизнь. Не хочет признать, что разрушено все: семья, страна. На уговоры военных покинуть зону конфликта бормочет: «Вы просто шваль, недостойная этой прекрасной земли». Ее кожа в пятнышках маленьких солнц. Ее волосы цвета земли на пыльной дороге, ведущей сквозь лес к плантации. Она слишком давно здесь живет, она вросла в этот пейзаж, стала его частью и смыслом (и платит за эту гордыню). Клер Дени снимает жестокое и гипнотическое кино, в котором картинки наплывают друг на друга под медитативный звукоряд, иногда смешивая сон и явь, то, что было, и то, что будет. Тонкая до прозрачности Юппер играет среди бессильных белых мужчин маскулинную роль, неумолимо идет к безумию как героиня античной трагедии и в финале берет в руки мачете.
«Белый материал», 2009
Маскулинность ей вообще к лицу. «Не представляю, как другие воспринимают то, что я ношу, — и слава богу. Было бы утомительно учитывать чужой вкус. Поэтому ношу все, что приносит мне настоящее удовольствие», — как-то заявила Юппер на страницах британского Vogue. Самое что ни на есть настоящее удовольствие актрисе приносят брючные костюмы — их ревизию мы попытались провести еще в 2018-м. Недостачи не обнаружили: в гардеробе Юппер, кажется, бесконечное количество костюмов Armani Privé, Berluti и Dior на любой случай. Но есть среди них те, что сидят на актрисе особенно хорошо, — черные смокинги. Как смокинг Burberry на их же шоу в сентябре 2019-го или смокинг Balenciaga на Берлинале этого года. «Она хорошо балансирует между маскулинностью и феминностью», — как-то подчеркнул ее стилист Джонатан Хьюгет.
Сочетание внешней хрупкости и внутренней силы увидел в Юппер и Роберт Уилсон, пригласив ее на роль Марии Стюарт в спектакле «Мэри сказала то, что сказала» — монологе королевы накануне казни. Одетая в пышное черное платье Юппер зажата, словно корсетом, скупым и острым пластическим рисунком роли, ее лицо похоже на маску, но каждое слово, которое она произносит, кажется, можно взвешивать на весах. В финале, перед казнью, платье меняется на кроваво-красное.
«Мэри сказала то, что сказала»
Звездная компания
В фильме Франсуа Озона «Восемь женщин» (2002) — комедийном мюзикле и детективе а-ля Агата Кристи, где в богатом особняке заперты труп хозяина и восемь героинь, у каждой из которых был резон для убийства, — Юппер очутилась в компании французских звезд нескольких поколений: Даниэль Дарье, Катрин Денев, Фанни Ардан, Эмманюэль Беар, Фирмин Ришар, Виржини Ледуайен и Людивин Санье. У каждой есть сольный номер и референсы к знаковым амплуа. Характерно, что героиня Юппер — девственница, одержимая внутренними демонами, и это, конечно, собирательный образ ее ролей.
«Восемь женщин», 2009
В не менее звездную компанию Изабель попала и став клиенткой стилиста Джонатана Хьюгета, который специализируется на французских актрисах первого эшелона — кроме Юппер его бинго состоит из Жюльет Бинош, Катрин Денев, Ванессы Паради, Шарлотты Генсбур и Леа Сейду. Он же разделяет любовь Юппер не только к костюмам, но и к облегающим платьям в пол с длинным рукавом и высоким воротником — особенно авторства Balenciaga. Официально актриса стала амбассадором бренда лишь в начале 2024-го (после выхода кампейна, посвященного сумке Rodeo), но ее дружба с Демной завязалась еще в 2022-м. С тех пор, кажется, ни одна красная дорожка не обходится без Balenciaga — будь то сделанное словно бы из серебристого дождика платье на венецианской премьере «Маэстро» в 2023-м, сшитое из молочного атласа платье с длинным шлейфом на Met Gala 2024-го или усыпанное черными пайетками платье, в котором Юппер дефилировала на показе Haute Couture 2023.
Balenciaga
Премьера фильма «Маэстро», 2023
Как стекло
«Любовь», 2009
В 2012 году Изабель Юппер снялась в двух фильмах, которые соревновались в конкурсе Каннского кинофестиваля, — «Любовь» Михаэля Ханеке и «В другой стране» Хон Сан Су. И если в первом (выигравшем в итоге «Золотую пальму») ее роль была вспомогательной, то во втором она сыграла сразу трех женщин, попадающих в одинаковые ситуации, но при этом имеющих совершенно разные характеры и исходные обстоятельства. В этом фильме Юппер дает мастер-класс актерской легкости и невероятной пластичности. Иная и та же, знакомая и посторонняя, она словно бы дразнит зрителя, который пытается поймать ускользающий смысл повторяющейся с вариациями истории.
«В другой стране», 2009
«Ее лицо похоже на окно. Когда вы фотографируете большинство людей, окно закрыто. Некоторые окно приоткрывают. Но Изабель — она как стекло», — говорил про Изабель Питер Линдберг. Поддерживает Линдберга и бывший креативный директор Barneys NY Саймон Дунан, намекая The New York Times на сочетание в Юппер «шика и чувственности» и употребляя расхожие обороты «resting bitch face» и «загадочное je ne sais quoi». Все потому, что слов одного языка, чтобы раскрыть секрет Изабель Юппер, очевидно, не хватает.