Blueprint
T

Зизи, кристалл души моей 

ФОТО:
GETTY IMAGES, АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

«Ты говоришь, как Марлен Дитрих, и танцуешь, как Зизи Жанмер», — пел британец Питер Сарстедт в Where Do You Go to My Lovely. Парижская балерина, которая выступала на одной сцене с Рудольфом Нуреевым, Михаилом Барышниковым и Роланом Пети, одинаково хорошо танцевала и балет, и кабаре. Снималась в кино и пела. Ее самый известный номер — Mon Truc en Plumes — на открытии Олимпиады в Париже повторила Леди Гага. Рассказываем, что нужно знать про Зизи Жанмер — одну из самых ярких танцовщиц прошлого века, а еще «безумную фрикессу» и икону стиля.

«Мой маленький Исусик» 

«Так меня называла мать, — вспоминала Зизи Жанмер в мемуарах. — В какой-то момент mon Jésus превратилось в mon Zizi». На том, чтобы сделать уменьшительно-ласкательное детское прозвище псевдонимом, настоял голливудский продюсер Сэмюэл Голдвин. Он посчитал, что Зизи запоминается куда лучше, чем Рене Марсель. Это имя родившейся в 1924 году Жанмер дала мать, уроженка Швейцарии Ольга Брунус. Отец будущей танцовщицы, бизнесмен Марсель Жанмер, работал в хромовой промышленности и сколотил неплохое состояние («Homme autodidacte», или «мужчина, который сделал себя сам» — так про отца писала Зизи). Жанмер родилась в Париже — и там же и выросла. Танцевальной карьерой она обязана дедушке, который в детстве сводил ее на балет «Ромео и Джульетта». В 1933-м девятилетняя Жанмер попросила родителей отправить ее в балетную школу при Парижской опере. Там она познакомилась с будущим мужем, танцовщиком и хореографом Роланом Пети.

«Секс и еще раз секс»

Так журналист New York Herald Tribune Уолтер Терри сформулировал свое впечатление от «новой, эротической версии» балета «Кармен» с Зизи Жанмер в главной роли, которая, по признанию критиков, ошеломила лондонскую и нью-йоркскую театральную публику. Легенда гласит, что Ролан Пети в 1949 году поставил «Кармен» в лондонском театре Шефтсбери (тогда — New Prince’s Theatre) специально под Зизи, потому что рассчитывал таким образом загладить вину за измену. «Придумай мне главную роль, или мы расстаемся» — так якобы заявила Жанмер, когда узнала про его роман с примой Лондонского королевского балета Марго Фонтейн; после успеха «Кармен» Пети и Жанмер сыграли свадьбу.

Голливудский продюсер Говард Хьюз остался под таким впечатлением от «Кармен», что предложил Зизи контракт и настоял на переезде в Штаты (там Жанмер, к слову, сдружилась с Энди Уорхолом, который называл свою подругу «безумной фрикессой»). У Зизи сложилась неплохая кинокарьера (самые громкие работы в ее фильмографии — мюзикл «Ханс Кристиан Андерсен», номинированный на шесть «Оскаров», и киноверсия бродвейского хита Коула Портера «Что бы ни случилось»), но Голливуд ее, как она потом признавалась, «быстро утомил».


Жанмер считала себя и была в первую очередь танцовщицей. За свою 60-летнюю карьеру она танцевала и в Парижской опере, и в мюзик-холлах, умела и в классический балет, и в кабаре — и вообще постоянно перепридумывала себя. А еще отлично пела. Из всех ее номеров больше всего шума наделал Mon Truc en Plumes (самый целомудренный перевод, как пишет газета Independent, звучит как My Thing In Feathers — «Моя штучка в перьях»). Его Жанмер впервые исполнила на сцене лондонского театра «Альгамбра» в 1961-м. Провокационным выступление посчитали не только из-за откровенного наряда (Зизи выступала в черном корсете и чулках авторства Ива Сен-Лорана), но и из-за эротического подтекста песни. «Это причина твоих мечтаний, это святыня, но ты можешь к ней прикоснуться», — пела Зизи, пока танцовщики прикрывали ее розовыми перьями.


My Thing In Feathers

Champagne Style

Так Vogue описывал стиль Зизи Жанмер, при этом цитируя театрального критика Ирен Лидову, которая теми же словами характеризовала постановки Ролана Пети. В перьях и стразах, мехах и бриллиантах Зизи Жанмер чувствовала себя максимально органично. «И потому выглядела в этом не вульгарно, а живо и привлекательно», — констатировал ее приятель Ив Сен-Лоран. С ним Зизи познакомилась в 1956-м, когда дизайнер еще трудился ассистентом Кристиана Диора. Позднее, в интервью Vogue, Ив признавался, что Зизи Жанмер и Ролан Пети сильно повлияли на его вкусы — любовью к корсетам, например, он проникся именно под впечатлением от «Кармен»: «Я хорошо запомнил корсеты, которые на ней были в той постановке. Один — черно-синий, другой — черно-белый. Образ Зизи меня поразил: у нее были очень короткие волосы, хотя в то время такую стрижку почти никто не носил». На ту самую ультракороткую пикси Жанмер уломал муж: перед тем как укатить в Лондон на премьеру «Кармен», он отправил ее в самый модный парижский салон — Antoine de Paris.

Зизи Жанмер и Ив Сен-Лоран

Зизи Жанмер и Ролан Пети

За пределами сцены Зизи Жанмер тоже носила блестящее (хотя иногда и появлялась на публике в песочных рубашках и смокингах Yves Saint Laurent). Впрочем, не Сен-Лораном единым, были у нее и платья Versace, и сумки Goyard, и сапоги Christian Dior пост-сен-лорановской эпохи. В гардеробе Зизи усеянные пайетками туфли Roger Vivier уживались с классическими кожаными оксфордами Repetto на невысоком каблуке, которые основательница бренда Роз Репетто, мать Ролана Пети, создала специально для своей невестки в начале 1970-х. Эту модель — с лаконичным названием Repetto Zizi — обожали Серж Генсбур и Мик Джаггер. Ее же в начале 2024-го взялся перепридумывать Симон Порт Жакмюс, когда задумал коллаборацию с Repetto: высоту каблука он оставил прежней — но изменил форму мыса, с круглой на квадратную. А еще Зизи Жанмер была той еще фанаткой бриллиантов и больше всего жаловала броши, клипсы и заколки в духе ар-деко. Украшения ушли с торгов Sotheby’s после ее смерти в 2020 году.

Repetto Zizi 

Repetto x Jacquemus

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}