Blueprint
T

Чей Марчелло?

ФОТО:
АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

В российский прокат выходит комедия «Мой Марчелло», в которой Кьяра Мастроянни играет саму себя — актрису и дочь двух кинозвезд: Марчелло Мастроянни и Катрин Денев (она также появляется в роли себя самой). Устав от требований играть в стиле великих родителей, Кьяра решает буквально перевоплотиться в отца — одеваться как он и копировать его манеры. Чтобы понять, насколько ей это удалось, Олег Зинцов решил воскресить Мастроянни в собственной памяти и выбрал образы, локации и моменты, которые ассоциируются с одной из главных знаменитостей итальянского кино. Ну и как же без женщин, которые оказываются в эти моменты рядом с Марчелло.

Фонтан Треви, Анита Экберг

Сладкая жизнь, 1960

Мастроянни, каким мы его знаем, начинается, конечно, со «Сладкой жизни» (1960) Федерико Феллини. Его героя, светского хроникера, зовут Марчелло, он живет со страдающей депрессией невестой в новостройке на римской окраине, но большую часть времени проводит в центре, играя роль пресыщенного циника и соблазнителя, ухлестывающего за богатыми и модными дамами. Увлекшись заезжей кинодивой, Марчелло предлагает ей сбежать с шумной вечеринки и побродить по ночным переулкам. Уже перед рассветом пара залезает в фонтан Треви — один из символов Вечного города. Сцена становится иконической, родившийся в деревне сын столяра превращается в эталон стиля, а образ рефлексирующего героя-любовника, который мечется между женщинами, прирастает к нему навсегда. В день смерти актера фонтан Треви закрывают и драпируют в черное.

В интервью американскому кинокритику Роджеру Эберту Мастроянни вспоминал эту сцену как самую неудобную в своей карьере: «Мне пришлось стоять по колено в фонтане с холодной водой зимой, на рассвете, с Анитой Экберг, чья кожа была такой белой, что, когда я коснулся ее щеки, мои испачканные никотином пальцы выглядели такими темными, что пришлось нанести на них макияж. Феллини посмотрел на мои пальцы и сказал, что мне следует научиться правильно вытирать зад».

Сладкая жизнь, 1960

Поле для гольфа, Жанна Моро

Ночь, 1961

В «Ночи» (1961) Микеланджело Антониони Мастроянни играет писателя в кризисе, который вместе с женой едет навестить умирающего друга. Пара проводит день и ночь в нарастающем взаимном отчуждении и тщетных попытках завести интрижку на стороне. Утро застает их на пустом поле для гольфа, они медленно идут на таком расстоянии друг от друга, как будто между ними есть невидимый третий. Героиня Жанны Моро сообщает герою Мастроянни, что его друг умер, затем признается, что больше его не любит, и, наконец, читает любовное письмо, которое герой не узнает, хотя сам написал его когда-то. Потрясенный, он пытается целовать жену, но она сопротивляется. Можно, наверное, сказать, что эту сцену «украла» Моро, которая как никто умела играть смерть любви, но и Мастроянни виртуозен — он очень скупой мимикой отыгрывает целую гамму чувств: непонимание, осознание, печаль, надежду, опустошение.

Ночь, 1961
Ночь, 1961

«Ночь» (1961) 

Комната, Софи Лорен

В фильме Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра» (1963) есть сцена, которую вы точно видели, даже если не подозревали о существовании этой картины. Бывают великие пародии, затмевающие оригинал, и одна из них — эпизод со стриптизом в отеле из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая, где Светлана Светличная и Юрий Никулин почти буквально повторяют жесты Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Де Сика, несомненно, крут, но Гайдай — режиссер уровня Феллини, а Никулин, внешне полная противоположность Мастроянни, такой же актер очень тонкой настройки, слишком часто скованный рамками привычного зрителю амплуа.


Вчера, сегодня, завтра, 1963
Вчера, сегодня, завтра, 1963

«Вчера, сегодня, завтра» (1963)

Гарем, много женщин

Марчелло в пальто и шляпе, припорошенных снегом, входит с улицы в просторное помещение, полное женщин. В руках у него подарки, которые он тут же начинает раздавать подобно Санта-Клаусу. Женщины в радостном возбуждении. Они снимают с Марчелло пальто, согревают его руки своим дыханием и готовят для него ванну, куда он величаво погружается, не снимая очков и шляпы. Эта картина из мира фантазий режиссера Гвидо Ансельми, главного героя «8 ½» (1963) Феллини, в каком-то смысле и гротескный, гиперболизированный публичный образ самого Мастроянни, точнее, его зрительская проекция. Им все восхищаются, его все любят, его все хотят, он купается в обожании.


«8 ½» (1963)
«8 ½» (1963)

«8 ½» (1963)

Квартира, Софи Лорен

Действие фильма Этторе Сколы «Необычный день» (1977) разворачивается 4 мая 1938 года, когда Гитлер приезжает с официальным визитом к Муссолини. Мастроянни играет радиоведущего, которому в фашистской Италии не место, — он относится к преследуемым сексуальным меньшинствам и, конечно, совсем не разделяет господствующей идеологии. В момент, когда он уже готов покончить с собой от безысходности, в квартиру влетает скворец-майна, а следом в дверь стучится его хозяйка — прибитая бытом соседка, чей муж-фашист ушел с детьми на парад в честь прибытия фюрера. Играет ее Софи Лорен, с которой Марчелло снялся в 14 фильмах. Прижав птицу к груди, она удивленно озирается в непривычной обстановке, пока не замечает на полу нарисованные мелом следы. И тут герой Мастроянни начинает вдруг танцевать: раз-два-три, раз-два-три! — следами размечены позиции для румбы. Героиня Лорен стыдливо прячет дырку на носке поглубже в тапок (тоже дырявый), пытается закрыть халатом затяжку на чулке и неуверенно следует указаниям соседа, который в этот момент как будто забывает обо всем том кошмаре, что сгустился вокруг.


Необычный день, 1977
Необычный день, 1977
Необычный день, 1977

Вилла, Уго Тоньяцци

Большая жратва, 1973

В саркастической «Большой жратве» (1973) Марко Феррери четверо друзей, уединившись на вилле, предаются разнузданному чревоугодию с целью умереть от обжорства. Всех четверых играют звезды европейского кино: Марчелло Мастроянни, Уго Тоньяцци, Мишель Пикколи и Филипп Нуаре, отдав героям свои имена. В одной из сцен Марчелло и Уго соревнуются, кто съест больше устриц за 15 секунд. Уго поглощает их очень быстро, но Марчелло изобретательней — он собирает на одну вилку сразу полдюжины моллюсков, отправляет их в рот и выигрывает. Впрочем, именно он в итоге сдается первым и орет, что идея умереть от еды глупа. В гневе Марчелло страшен — он разносит трубу канализации и заливает виллу фекалиями, оставляя в истории кино один из самых гомерических образов «заката Европы».

Большая жратва, 1973
Большая жратва, 1973

Берег моря, официантка

В финале «Сладкой жизни» группа тусовщиков выбегает утром на берег моря, где рыбаки вытаскивают из воды сеть с огромным скатом. Марчелло, посмотрев скату в мертвый глаз, отходит и садится на песок в своем пижонском белом костюме. Невдалеке ему отчаянно жестикулирует юная официантка местного ресторанчика, отделенная от Марчелло мелким лиманом. Он не очень понимает, что она хочет сообщить, разводит руками, встает и меланхолически машет ей на прощание. Девушка машет в ответ и загадочно улыбается. Чао, Марчелло! Марчелло — ничей.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}