Blueprint
T

Какой мы запомним «Игру Престолов»

20 мая 2019 года подошла к концу «Игра престолов» — флагманское шоу канала HBO по книгам Джорджа Р. Мартина, растянувшееся на восемь сезонов. «Игра престолов» побила кучу рекордов (как по стоимости и массовости съемок, так и по числу жертв среди героев шоу), хотя ее нельзя назвать эталонным шоу: есть более культовые, более новаторские, на более важные темы или попросту более смешные или хорошо сыгранные. Но несмотря на все это «Игру престолов» можно без сомнений назвать великим сериалом — и одним из самых значимых в истории телевидения. Вместе с автором телеграм-канала One Oscar For Leo Диной Ключаревой вспоминаем, чем он заслужил этот статус. 

ОСТОРОЖНО, В САМОМ КОНЦЕ МАТЕРИАЛА ЕСТЬ ОДИН СПОЙЛЕР ФИНАЛЬНОЙ СЕРИИ!

«Игра престолов», вышедшая в 2011 году, застала сразу две телевизионные эры. Это так называемый золотой век телевидения, стартовавший в нулевые, когда количество сериалов на телевидении выросло на 71% и мир покорили «Клан Сопрано», «Прослушка» и «Секс в большом городе». И период Peak TV — промежуток с 2014 года и по сей день, когда затраты на производство сериалов достигли запредельных сумм, рейтинги перестали иметь прежнее значение, а разнообразных шоу появилось так много, что удержать внимание зрителя стало невероятно сложно. Но «Игре престолов» это удалось — благодаря искусному сторителлингу и продуманной маркетинговой стратегии.


Экранизация «Песни льда и пламени» была для HBO высокой и рискованной ставкой. Цикл книг Мартина еще не был закончен (и две из них не дописаны до сих пор), а в топе на телевидении были стильные модные драмы вроде «Безумцев» и «Во все тяжкие». Представители жанра фэнтези гнездились в нише полнометражного кино, потому что для телевидения все эти рыцари и маги казались отчасти чем-то несерьезным, не способным зацепить публику, отчасти — слишком дорогим. Но после первого же успешного сезона, порвавшего все телевизионные шаблоны, шоу сумело преодолеть предубеждения и предрассудки.

Главная причина популярности и успеха шоу в том, что оно основано на выдающемся материале: пяти томах «Песни льда и пламени», написанных Джорджем Мартином, у которых к началу сериала уже была своя армия преданных фанатов. Это мощная, изумительно проработанная в мельчайших деталях сага, вобравшая в себя отсылки к десяткам реальных исторических событий, персон и эпох, с густой и затягивающей атмосферой жестокости и секса, хладнокровного политического расчета, жарких запретных страстей и дальновидно спланированных союзов.


Именно с воображения Джорджа Мартина началась история государства, одержимого фантомными болями своих прошлых войн, и летопись благородных домов Вестероса. «Песнью льда и пламени» он, по сути, закрыл свой давний гештальт — в 80-х Мартин писал сценарии для телевидения и неоднократно приносил продюсерам пилоты собственных сериалов, однако неизменно получал отказы. «Это классно, но слишком дорого, говорили они, — жаловался Мартин в интервью New York Times еще в 2011 году, — поэтому я плюнул на телевидение и пошел писать романы, которые всегда обожал и где мог развернуться так, как мне хотелось — в любых масштабах, с любыми спецэффектами, с любым количеством героев и зрелищных сражений»

Джордж Мартин, 1976

И вот спустя пятнадцать лет после выхода первой книги мечта автора парадоксально осуществилась. Шоу, наполненное мистикой и магией, с армиями живых мертвецов и драконами, рождающимися в огне, оказало огромное влияние на вполне реальный мир. «Игра престолов» выиграла больше престижных телевизионных премий Emmy, чем любой другой сериал. Планирование программной сетки для всех телеканалов и стриминговых сервисов превратилось в поиск новых «Престолов». Масштабы производства сериала невероятны, немыслимы для телевидения, а стоимость производства за годы съемок выросла до 15 миллионов долларов за серию в финальном сезоне (что сравнимо с бюджетами многих полнометражных фильмов). Одна только массовка в предпоследней серии финального сезона насчитывала 650 человек. Чтобы безболезненно разрушить средневековые здания (сцены в Королевской гавани раньше снимали в хорватском Дубровнике), постановщики с нуля отстроили на парковке под Белфастом древний городок из семнадцати улиц.


Никогда до «Игры Престолов» на телеэкране не случались битвы длительностью без малого час, на съемки которых потратили несколько месяцев. Никогда хитросплетения судеб героев не вызывали такое бурное обсуждение далеко за пределами фэндома.

Шоу повлияло не только на телевидение: оно помогло развить туризм в местах его съемок (особенно в Северной Ирландии, Хорватии и Исландии), а детей по всему миру называют в честь его героев. Будучи основанной на хрониках войны Алой и Белой розы и противостоянии Ланкастеров и Йорков, «Игра престолов» даже спровоцировала рост интереса к истории Средневековья.


Шоураннеры Дэвид Бениофф и Дэниел Уайсс заслуживают не меньшего признания, несмотря на то, что градус восторга в отзывах на сериал поехал вниз, как только его нарратив отошел от книжного. Бениофф и Уайсс превратили историю, хаотично рассказанную от первого лица ее многочисленными героями, в цельное эпическое полотно. Но к финалу дракон укусил себя за хвост, и сериал споткнулся об те самые стереотипы, через которые когда-то перешагнул первым, — темп событий заметно ускорился, а на раскрытие персонажей и их мотивации стали тратить меньше времени. Без опоры на остроумно выписанные Джорджем Мартином диалоги и хитросплетения интриг шоу в последних двух сезонах пришлось больше полагаться на зрелищность и спецэффекты, чем на занимательный словесный пинг-понг между героями, за который мы его полюбили.

И все же «Игра престолов» не рядовой сериал — это блокбастер, который уместнее поставить в один ряд скорее со «Звездными войнами», чем с каким-нибудь «Миром Дикого Запада». Да, у него есть сезоны и еженедельные серии. Однако каждая из них — это поп-культурное событие планетарного уровня, способное стать общей темой для беседы и объединить самых разных людей, невзирая на их возраст, расу, происхождение или достаток. Это универсальная история о долге и призвании, об избранности и одержимости властью. Вот 20 самых ярких моментов (и один бонусный — со спойлером к финальной серии!), благодаря которым мы запомним «Игру престолов» навсегда.

В «Игре престолов» смело пускают под нож героев (и злодеев тоже)

Здесь нет высшей справедливости и никому нет пощады — ни благородным рыцарям, ни коварным злодеям, ни детям, ни потусторонним силам. Зато в «Игре престолов» много приманок и ловушек для зрителя — например, в виде главного антагониста, олицетворяющего безусловное зло, который за два эпизода до финала оказывается вовсе не главным.

Чего не сделаешь ради любви

Две минуты пилотной серии, которые задали тон всему сериалу наперед, — Джейме выталкивает в окно любопытного десятилетнего Брана Старка, который застал златовласых Ланнистеров в разгар инцеста в одной из башен Винтерфелла. Сам того не зная, цареубийца положил начало продолжительной войне, в которой к финалу погибнет вместе с любимой во всех смыслах сестрой.

СЕЗОН 1 ЭПИЗОД 1

Казнь Неда Старка

Момент, навсегда изменивший телевидение. В первом сезоне Шон Бин, с его примечательной ролью во «Властелине кольца», был главной звездой шоу среди огромной массы малоизвестных, преимущественно европейских актеров. Но это не спасло его героя — Ланнистеры казнили Неда Старка, Десницу короля и самого яркого и благородного на тот момент персонажа, оставив судьбу Семи королевств в подвешенном состоянии.

сезон 1 эпизод 9

Красная Свадьба

Пожалуй, самый кровавый и трагичный эпизод всего сериала. Робб Старк празднует свадьбу с любимой в замке Фреев, но в разгар торжества Болтоны, вассалы Ланнистеров, убивают семью и половину армии новоявленного Короля Севера. Пиршественный зал заливают реки крови Старков, Уолдер Фрей довольно улыбается, Арья пополняет список имен своих будущих жертв.

сезон 3 эпизод 9

Кровь из глаз

Харизматичный, сексуальный Оберин Мартелл в исполнении Педро Паскаля (карьера которого резко взлетела даже после непродолжительного участия в сериале) сражается в качестве чемпиона Тириона, осужденного за смерть Джоффри. Увы, акробатические трюки, виртуозное владение копьем и любовь публики не помогают Красному Змею против Горы, который вдвое больше, втрое сильнее и сосредоточен только на убийстве противника.

сезон 4 эпизод 8

Арья убивает Короля Ночи

Старки традиционно спасают Вселенную от гибели, используя единственный шанс на миллион, — и не только в «Мстителях». Когда жизнь Брана — и всех живых обитателей Вестероса — висит на волоске во время решающей битвы за Винтерфелл, из ниоткуда появляется уже забытая зрителями к тому моменту Арья и пронзает сердце Короля Ночи кинжалом из валирийской стали. Именно она становится спасительницей Семи королевств — на что страшно рассердился Кит Харрингтон, исполнитель роли Джона Сноу, как и большинство зрителей, считавший себя избранным для этой миссии.

сезон 8 эпизод 3

Женщины Вестероса становятся настоящими героинями шоу

К финальным сезонам сериала шоу обрело подчеркнуто феминистический настрой. Его бесконечно угнетаемые патриархальным обществом героини эволюционировали из жертв и беспомощных девушек в безжалостных и мстительных женщин. Битва за престол превратилась в противостояние между двумя королевами, каждая из которых пострадала — от эмоционального и физического насилия, совершенного мужчинами, — но смогла в итоге постоять за себя.

Дейенерис выходит из огня дош кхалин

Показательный урок от Матери Драконов на тему #metoo и о том, что женщин (и ее особенно) не стоит недооценивать. Когда после побоища с сынами гарпий Дрогон приносит ее в Дотракийское море, Дени попадает в плен к кхаласару. Надменные кхалы поднимают Дени на смех, а та в отместку сжигает их в доме дотракийских вдов и, неопалимая, выходит из огня к потрясенной армии своих новоявленных почитателей и солдат.

сезон 6 эпизод 4

Санса натравливает на Рамси его собак

Самая заслуженная и долгожданная смерть одного из немногих бесспорно отрицательных героев. После битвы бастардов психопат и насильник Рамси Болтон сидит в заточении, пока к нему не является Санса с ледяным взором и парочкой очень голодных псов. Рамси уверен, что псы не загрызут своего хозяина, — а зря.

сезон 6 эпизод 9

Серсея взрывает Септу Бейлора

сезон 6 эпизод 10

В день решающего суда над Серсеей в септе Бейлора собирается вся знать Королевской гавани, от отпрысков Тиреллов до его Воробейшества — все, кроме самой Серсеи и ее сына Томмена. Маргери Тирелл это замечает — но поздно: глубоко в катакомбах под септой уже зашелся зеленый огонь. Главный храм столицы взлетает на воздух, а с ним и все враги и обидчики королевы-матери. Глядя на пылающую септу, довольная Серсея поднимает бокал с вином, и впервые (и в последний раз) за весь сериал мы болеем за эту хладнокровную и безжалостную властительницу.

Север помнит

Когда мы поняли, что девочка созрела: Арья, ставшая свидетельницей того, как ее семью вырезают на Красной свадьбе, возвращается к Фреям с возмездием. Сначала в облике служанки она подает патриарху рода пирог с начинкой из плоти его сыновей, а потом рассекает его глотку со словами «зима пришла к дому Фреев».

сезон 7 эпизод 1

ЗДЕСЬ НЕТ ПОЛНОСТЬЮ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ (НУ, ПОЧТИ)

Сериал развенчивает устоявшийся миф об Избранном, который сквозь свою героическую арку упрямо бредет к спасению человечества. У персонажей «Игры престолов» нет судьбы с большой буквы (как бы некоторым того ни хотелось), их жизнь непредсказуема. Здесь нет волшебного кольца, которое исправит все одним махом, — есть только обычные люди с недостатками, которые совершают ошибки и невозможный моральный выбор, слишком мало знают и слишком многого хотят. Пропасть между амбициями героев и тем, что они вынуждены делать ради выживания, помогает их личным драмам достичь высочайшего градуса.

Дейенерис говорит на языке предков

Определивший характер Дейенерис момент и первый звоночек ее наследственной склонности сжигать неугодных без долгих разговоров. Она приезжает в Астапор, чтобы обменять дракона на армию безупречных. Хамоватый рабовладелец начинает оскорблять ее на валирийском языке, уверенный в том, что чужестранка не понимает ни слова. Но Дейенерис заговаривает с воинами на языке Таргариенов, освобождает их из рабства и приказывает убить всех господ, а наглого вельможу по команде «Дракарис!» сжигает еще юный, но уже вполне огнедышащий дракон.

сезон 3 эпизод 4

Джейме с Бриенной в ванне

сезон 3 эпизод 5

Поворотный пункт в истории Джейме Ланнистера, который за время сериала эволюционирует из беспринципного прекрасного принца в глубоко одинокого, но отважного и честного воина, и его отношений с Бриенной. «Я вижу этот взгляд семнадцать лет. Все презирают меня — я цареубийца, человек без чести, — рассказывает он Бриенне свою историю клятвопреступничества. — Но представь, что Безумный король приказывает тебе убить твоего отца и сотни невинных мужчин, женщин и детей. Сдержала бы ты тогда свою клятву?»



Суд над Тирионом

сезон 4 эпизод 6

Еще один выдающийся монолог, в котором Тирион выплескивает боль всей своей жизни и ярость на неблагодарных за победу в битве при Черноводной: «Я виновен. Виновен в том, что я карлик. Меня судят за это всю жизнь. Хотел бы я быть монстром, которым вы меня считаете». Впрочем, большинству этот момент запомнился сценой за кадром —танцующим в наручниках Питером Динклейджем на пути к трибуне подсудимых.

Последнее слово за Оленной Тирелл

Большинство смертей в «Игре престолов» унизительны или внезапны — но не уход мудрой и едкой на язык Оленны Тирелл. Когда Джейме берет Хайгарден по приказу Серсеи и предлагает Оленне благородную быструю и безболезненную смерть от яда, та немедленно соглашается, но перед тем, как закрыть глаза навсегда, признается, что это она отравила Джоффри. «Расскажи Серсее. Я хочу, чтобы она знала, что это была я», — это, пожалуй, лучший mic drop на свете.

сезон 7 эпизод 3

ЗДЕСЬ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ЧТО УГОДНО

Непредсказуемые повороты сюжета — фирменная черта сериала и персональный прорыв «Игры престолов» в телевизионном искусстве рассказывать истории. Когда кажется, что хуже уже некуда, расплата уже наступила, хватит, — с героями случается что-то еще более страшное, настолько невыносимое, что сочувствие пробуждается даже к самым бессовестным персонажам.

Пурпурная Свадьба

Казалось бы, из брака садиста Джоффри и интриганки Маргери Тирелл может получиться что-то любопытное, но нет. В разгар собственной свадьбы Джоффри давится отравленным вином, преподнесенным Тирионом, и умирает на глазах у гостей и семьи. Вывод — жениться в Вестеросе опасно для жизни, а счастливых пар не существует: за все 73 серии один только союз Сэма Тарли и Гилли Крастер можно с натяжкой назвать удачным. Но важно и еще кое-что: это яркий момент, иллюстрирующий многогранность персонажей саги и сложность морального выбора даже для зрителя. С одной стороны, трудно не радоваться смерти одного из самых гадких героев, с другой — так ли уж правильно радоваться смерти противного, но все же подростка и горю его безутешной матери?

сезон 4 эпизод 2

Король Ночи поднимает мертвых

Породивший невероятное количество мемов эпизод, когда Джон Сноу понимает, что главной схваткой в войне Семи королевств станет вовсе не битва за Железный трон, а сражение живых против мертвых. Король Ночи поднимает руки, и вокруг Джона и его соратников снова встают только что поверженные зомби — и зрители забывают как дышать.

сезон 5 эпизод 8

Позор! Позор! Позор!

Путь Серсеи Ланнистер к искуплению через всю Королевскую гавань — обнаженной, осыпаемой насмешками и нечистотами, со свирепой голосящей монахиней за спиной — должен был стать торжеством справедливости над горделивой и безжалостной женщиной. Но благодаря таланту Лены Хиди ее героиня здесь, превратившись из королевы в жертву, вызывает только сочувствие.



сезон 5 эпизод 10

Ходор держит дверь

Один из самых трагических и эмоциональных моментов сериала, когда Бран обнаруживает, что это он сделал добродушного сына конюха косноязычным инвалидом. Оказывается, Ходор был обычным мальчиком Уилисом, пока Бран, ставший Трехглазым вороном, не проник в его сознание из будущего с фразой Hold the Door («держи дверь»), которую Ходор, раздираемый зомби, удерживает из последних сил, чтобы Бран и его товарищи могли спастись от ходячих мертвецов.

сезон 6 эпизод 5

Дейенерис сжигает Королевскую Гавань

Момент зрительского катарсиса, разделивший аудиторию сериала пополам, дал повод миллиону человек подписать петицию о пересъеме всего заключительного сезона. Захватив Королевскую гавань, Дейенерис срывается с катушек и сжигает дотла весь город и его жителей. Десятки мемов с Дени в наушниках, помешавших услышать сигнал капитуляции противника, и с гитлеровскими усами появились уже через 5 минут после выхода серии в эфир.

сезон 8 эпизод 5

ВСЕ ЭТО ОДНОВРЕМЕННО ВЕСЕЛО И СТРАШНО

Но «Игра престолов» — это не только убийства (хотя 9 из 10 запоминающихся моментов это именно они) и замирающее двадцать раз за эпизод сердце, но и бездонный источник мемов — вот два самых смешных:

Рамси и его сарделька

Один из самых популярных мемов по сериалу и по-настоящему смешной момент из по-настоящему чудовищной серии, полной издевательств Рамси над плененным им Теоном.

сезон 3 эпизод 10

Дрогон наблюдает за Джоном и Дейенерис

Представив свою новую девушку семье, Джон отправляется с Дейенерис на романтичную прогулку к северным водопадам. Когда он нежно целует возлюбленную, то замечает что Дрогон ревностно наблюдает за тем, кто заявляет права на его мать. Сцена, знакомая всем, у кого есть котик или пес, который любит подглядывать за интимной жизнью своих хозяев.

сезон 8 эпизод 1

Бонус — осторожно, спойлер последней серии!


Шоураннеры искупают свою роковую ошибку:

Джон гладит Призрака

Когда Джон не погладил своего лютоволка на прощание, в последний раз отправляясь в столицу после битвы за Винтерфелл, в соцсетях поднялась буря — как создатели могли допустить такой душераздирающий момент? Тогда Бениофф и Уайсс невразумительно отговорились тем, что сцена с обилием компьютерной графики не влезала в бюджет. Но в финале справедливость все же торжествует, когда Джон возвращается на Стену и радостно треплет питомца по голове — ведь Призрак тоже герой и хороший мальчик.

сезон 8 серия 6

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}
false
767
1300
false
true