Стиль в фильме «Жареные зеленые помидоры»
Текст:
Марина Бакиева
В этом фильме есть сразу две хорошие истории: одна происходит в 1930-х годах, а вторая — в 1980-х, и в каждой — женская дружба, вдохновляющая на маленькие и большие подвиги. А еще — платья в цветочек, соломенные шляпы и комбинезоны: настоящий летний гардероб.
«Жареные зеленые помидоры» начинаются со знакомства с Эвелин Коуч (Кэти Бэйтс). Она выглядит скорее как персонаж карикатурный, чем реальный. Разочаровавшись в браке, она ищет утешение на курсах по женскому счастью, постоянно что-то ест и, кажется, больше всего любит одежду в цветочек. Ее стиль незначительно меняется за весь фильм и служит олицетворением духа 1980-х: в кадре она появляется в блузках с короткими рукавами и юбках плиссе, элегантных платьях в горох с накрахмаленными воротниками или в приталенных пиджаках с юбками. Эвелин не боится выглядеть ярко и носит одежду и пастельных, и насыщенных оттенков (красного, синего и розового), а образы всегда дополняет броским золотистым украшением.
Параллельно с Эвелин мы узнаем бодрую старушку, которую друзья зовут Нинни (Джессика Тэнди). Для своих 83 она выглядит довольно энергично, а ее тяга к жизни заметна даже в одежде. В больнице ей постоянно приходится носить халаты в цветочек, но в одном кадре можно заметить на ее ногах яркие гетры с принтом аргайл и кеды. И хотя неизвестно, какой именно гардероб был в повседневной жизни Нинни, тот момент, когда она красит волосы в сиреневый цвет, говорит о ее любви к экспериментам.
Именно Нинни выступает в роли рассказчицы истории о жизни двух подруг. Бунтарский характер одной из них, Иджи (Мэри Стюарт Мастерсон), виден еще в одной из первых сцен, когда она отказывается надевать нарядное платье на свадьбу сестры. Это единственный раз, когда мы все-таки видим ее в чем-то праздничном: с голубым бантом на голове и на поясе. Вот только ссадины на коленях указывают на ее нежелание считаться с миром взрослых. Позже она переоденется в более комфортный для себя светло-желтый костюм, а когда настанет время идти на прогулку, то и вовсе останется в мятой белой рубашке, жилете и подвернет брюки до колен. Любительница приключений, и, как ее назвала лучшая подруга Рут, «заклинательница пчел» (она бесстрашно доставала мед прямо из улья) увлекается рыбалкой и прочими «неженскими» занятиями: выпивкой и игрой в покер с мужчинами. Для такого образа жизни ее одежда должна быть в первую очередь удобной. Джинсовый комбинезон с огромными накладными карманами она носит с белой майкой и черным жилетом, а джинсовую рубашку — с белой майкой и мешковатыми брюками цвета хаки. Выбор джинсовой ткани неслучаен: в 1930-е годы она все же оставалась одеждой рабочего класса и фермеров. Один из героев фильма, темнокожий рабочий Большой Джордж, постоянно носил джинсовый комбинезон и хлопковую кофту.
Если Иджи всегда была хулиганкой, то ее подруга Рут (Мэри-Луиз Паркер) — девушка благовоспитанная. Впервые мы ее видим на той же свадьбе: в платье бежевого цвета с прозрачными рукавами, дополненное шляпкой с огромным цветком. Для торжества такой наряд выглядит уместным — но и в других ситуациях Рут не изменяет своему стилю, несмотря на неудобства. На прогулке на ней — белое платье с запахом из тончайшей ткани с вышивкой на груди, а для поездки на поезде без билета (на которую ее, конечно, уговорила Иджи) — платье в мелкий цветочек с оборками. И конечно, соломенная шляпка клош, популярная в 1920-е и 1930-е годы. Рут всегда носила бледные цвета, и это органично сочетается с ее натурой — тонкой, изящной, скромной, порой чересчур покорной.
Фильм снят по роману Фэнни Флэгг «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок»», и, как это часто бывает с экранизациями, после выхода фильма на режиссера обрушилась волна критики за слишком вольное изложение сюжета. В киноленте не показана ни любовная сцена из книги, ни вообще единого намека на романтические отношения между Рут и Иджи. В свое оправдание режиссер рассказал, что момент, где девушки обливаются водой, дурачатся и обмазываются ежевикой, задуман как эвфемическое изображение секса.
Героини фильма не только выглядят вполне современно, кажется, даже их образ жизни опережает время: Иджи своим примером доказывала, что женщины вполне могут вести себя как мужчины (и тут речь не cтолько об алкоголе или покере, сколько о том, то они могут справиться с управлением собственным кафе). Девушка, пропагандирующая феминистские ценности и спасшая свою подругу Рут от домашнего насилия, в нынешнем мире выглядела бы куда уместнее, чем в 1930-е.