Blueprint
T

«Короче», лучшие

ФОТО:
АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

С 15 по 20 августа в Калининграде прошел 11-й фестиваль короткометражного кино «Короче». Правда, в этот раз он уже не совсем оправдывает свое название, ведь к традиционному конкурсу короткого метра добавился и конкурс полнометражного дебютного кино. Кинокритик Иван Афанасьев посмотрел всю конкурсную программу фестиваля и отметил шесть фильмов, чьи авторы — весьма вероятное будущее российского кино.

короткий метр

полный метр

1

«Мне нужно вам что-то сказать»

реж. Евгений Марьян

Лиля — интерсекс-персона, которая не так давно переехала в общежитие техникума, завела себе новых знакомых и встретила молодого человека, с которым у нее завязываются отношения. Никто из них не знает о ее идентичности, и тем не менее Лиле так или иначе придется совершить каминг-аут: впереди у нее транспереход. Зато об этом узнает ее бывший парень, недавно вышедший из тюрьмы, — и решает использовать «дискредитирующую» информацию, чтобы срубить легких денег. Все идет к неутешительной развязке.


Фильм Марьяна, к счастью, живет вне современной юридической плоскости. Снимать в 2023 году такое кино возможно, кажется, лишь в коротком метре (к большому внимание, как ни крути, выше). И тем важнее, что такую тему решили взять и сам режиссер, и отборщики фестиваля — а жюри «Короче» присудило картине главный приз. Браво.


2

«Нас все устраивает»

реж. Сергей Воткевич 

Сотрудники некой фирмы решают устранить некоего конкурента и обращаются для этого к некоему киллеру. Директор компании и его подопечные рассматривают будущее убийство как своего рода творческую задачу: как поступить эффективнее? Зарезать жертву? Отравить? Повесить? Сымитировать самоубийство? Их бриф придется претворять в жизнь бедолаге-наемнику, который еще не догадывается: ему достались самые бестолковые заказчики за всю его криминальную карьеру.


Сюжет «Нас все устраивает» отзовется в любом представителе креативных индустрий, кто хоть раз сталкивался с «правочками». Это остроумный, увлекательный и лаконичный жанровый этюд с минимумом болтовни и максимумом пластических решений в духе Чаплина. Отчасти почерк Воткевича напоминает другого российского специалиста по жанровому кино, автора «Папа, сдохни!» и «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. Вместе они явно способны занять нишу черной отечественной комедии — жанра, кажется, настолько же избитого в мировом кино, насколько недоразвитого в российском. Остается надеяться, что Воткевич продолжит в таком же духе и в полном метре.


короткий метр

полный метр

1

«Бери да помни»

реж. Байбулат Батулла

Шестилетний Ильхам приезжает погостить к бабушке с дедушкой в татарскую деревню. Он проводит с ними незабываемое лето, оно подходит к концу, и за мальчиком вот-вот должны приехать мама и папа. Вот только баба с дедой до сих пор не сказали любимому и гиперактивному внуку, что его родители разбились в авиакатастрофе. Чтобы как-то отвлечь его (или самим уйти от разговора), они затевают игру под названием «бери да помни»: когда один участник берет что-то из рук другого, то должен обязательно сказать «Помню!» — иначе придется исполнять чужое желание. Постепенно в эту забаву вовлекается вся деревня, и жизнь ее жителей кардинально меняется.


В «Бери да помни», взявшем главный приз конкурса дебютов, герои много говорят на татарском — и хочется надеяться, что фильм станет проводником в татарское кино для широкого российского зрителя (правда, ходит слух, что для проката фильм будут дублировать на русский). Так или иначе картина Батуллы ненавязчиво напоминает, что Россия — страна многонациональная, и пусть зритель берет и помнит об этом. А что еще более важно, это редкий образец хорошего кино о детях — не детского, а именно о детях.


2

«Крецул»

реж. Александра Лихачева

1997 год. В родной городок в Молдавии возвращается из поездки Олег Крецул — местная знаменитость, выдающийся дзюдоист, радость мамы и самый видный парень на районе. Вместе с лучшим другом, Виталием Глигором, они мутят делишки, пытаясь найти денег в бедном краю. Внезапная трагедия лишает Крецула зрения — а значит, и перспективы выступления на Олимпиаде. Но он не намерен сдаваться и при поддержке лучшего друга решает пробоваться в паралимпийскую сборную по «слепому дзюдо».


Удивительным образом одному из самых сильных фильмов программы не дали вообще ничего. Может показаться, что это очередной «Бык» (или Быков) про 90-е, плюс спортивная драма о преодолении себя из оптимистичных 2000-х. Но нет. «Крецул» — это в первую очередь история о дружбе, снятая без присущей подобным сюжетам «пацанвы», с пристальным вниманием к героям, в духе размеренных фильмов «новой румынской волны» (во многом это заслуга румынского оператора Мариуса Пандуру). Отдельного приза заслуживает и совершенно невероятная актерская игра неузнаваемого Никиты Волкова из «Трудных подростков».


3

«Правда» 

реж. Максим Кузнецов

Когда-то полиция поймала Женю с наркотиками (почти наверняка подкинутыми) и упекла в тюрьму на два года. Выйдя на свободу, он пытается вернуться в прежнюю жизнь, но соседи по родному двору глядят косо, с работы выставили, даже любимая девушка — и та ушла к другому. Единственная радость — лодка в старом гараже, которую Женя мечтает починить и спустить на воду. А тут еще пропадает Маша, младшая сестра бывшей пассии Жени. Взрослые в ужасе прочесывают местность день за днем, но девочки будто след простыл. А Женя — последний, кто видел Машу живой.


«Правда» поначалу умело прикидывается триллером, как «Крецул» — спортивным байопиком и криминальной драмой. Но довольно быстро становится ясно: убийцу, скорее всего, не найдут. Да и был ли он вообще? И не хочет ли кто-то снова подставить Женю? Перед нами не еще один фильм про маньяка, а вывернутый наизнанку триллер в духе «Воспоминаний об убийстве»: история не столько о зле в человеке, сколько о том, что делает человека злом. Бонусом — сногсшибательно органичный Кузьма Котрелев, звезда сериала «ЮЗЗЗ», а также похожий на Алексея Навального актер Михаил Тройник (кастинг-директора, берите на заметку на будущее).


4

«Летом асфальт теплый» 

реж. Ирина Бас

Выпускница Даша (Мария Мацель из сериала «ЮЗЗЗ») валит из своего маленького и неуютного городка в Мурманской области, подальше от папы-тирана — якобы поступать в областной вуз. А на самом деле, бросив все, бежит в Питер, чтобы встретиться с мамой (Виктория Исакова), которая давным-давно их бросила. Еще Даша хочет поступить в театральное училище, а еще впервые влюбляется.


Еще одно кино, которое совершенно несправедливо обделили наградами. Ирина Бас поддерживает курс мирового и российского кино на «женские истории»: это крепкая драма об отношениях матерей и дочерей. Мацель досталась большая, сложная роль, которую она разыгрывает с мастерством большой актрисы, даром что ей всего 22 года. Заодно стоит отметить и характерный для female gaze аккуратный и очень тактичный подход к изображению тела: всем кинематографистам-мужчинам стоит взять на заметку, как надо этично снимать секс и «обнаженку».


{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}