![](/upload/2015/March/27_Friday/3c5d9a42ceb0918c80b98fb9ed115408.png)
КУЛЬТУРА • КИНО
«Короткие встречи»: 60-е и новая искренность
Как вынужденные изменения и художественное оформление помогли наиболее точно отразить характеры героев в фильме «Короткие встречи»
![](/upload/2015/March/27_Friday/26a5c6f917c61763eed9c541f976e61c.png)
Автор:
Лёля Нордик
Новая искренность и 60-е: как вынужденные изменения и художественное оформление помогли наиболее точно отразить характеры героев в фильме «Короткие встречи».
огда Кира Муратова снимала свой первый самостоятельный фильм (три предыдущие работы были сделаны в соавторстве с Александром Муратовым), сначала все пошло не так. Актер Станислав Любшин, успешно пройдя пробы на главную мужскую роль, в последний момент сбежал на более выгодную съемку, а затем и исполнительница главной роли, Антонина Дмитриева внезапно покинула площадку, сославшись на плохое самочувствие. Столь неприятные обстоятельства не могли не расстроить режиссера, но коллеги уговорили Киру Муратову исполнить главную роль самой, а на место Любшина позвать Высоцкого, который также прошел пробы, но показался Муратовой «слишком жестким». Все это могло бы омрачить режиссерский дебют, но в случае с «Короткими встречами» вынужденные изменения преобразили картину, положив начало тому, что сегодня принято считать особенным муратовским киноязыком.
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/d15af268f87feade7185c5a2bb6a9d62.jpg)
К
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
Конец 60-х. Свиридова (героиня Муратовой) — деловая и успешная женщина, работающая в администрации райкома. Ее муж Максим (Высоцкий) — свободолюбивый романтик, геолог, человек очень модной по тем временам профессии, постоянно пропадающий в экспедициях. В одной из командировок в него влюбляется провинциальная девушка Надя (Русланова), которая затем, отправившись на поиски возлюбленного в город, устраивается к его жене домработницей, тайно ожидая возвращения Максима.
![](/upload/2014/November/24_Monday/97d85c7cfb7bc75b2d6cd10a2f2ef0b1.png)
|
Визуальная составляющая — аккуратное художественное оформление усилило повествование и очень точно отразило характеры героев
|
Трудно представить, каким бы выглядел фильм, если бы геологом остался безупречный Любшин с его тонкими, красивыми чертами лица и Дмитриева с ее профессиональной вгиковской манерой актерской подачи. Дуэты Муратова — Высоцкий / Муратова — Русланова удивительным образом очеловечили экранную историю любви трех очень разных людей. Естественная манера Киры Муратовой, умеренность дебютантки Нины Руслановой и та самая неотесанность Высоцкого, что изначально не понравилась режиссеру, вдохнули жизнь в диалоги, дав зрителям увидеть в картине не артистов, а себя самих. Визуальная составляющая — аккуратное художественное оформление усилило повествование и очень точно отразило характеры героев. В начале фильма лодочки и светлое кожаное пальто современной и успешной Свиридовой визуально противоречат консервативному платку, под который жительница деревни Надя убирает свои волосы. А порванный пиджак геолога Максима, на который он сам не обращает никакого внимания, удивляет Надю («Как же так?! Давайте я зашью!») — все это маленькие детали, показывающий три разных мировоззрения людей, в итоге объединенных, вопреки социальным стереотипам, чем-то большим, чем условности и жизненные обстоятельства.
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/f5cf0c7ba1d5ac880b34b7fa5711b870.jpg)
По ходу действия при всей первоначальной противоположности героинь Муратовой и Руслановой мы начинаем видеть, как много у этих двух женщин общего. Они ждут любимого человека, собирая волосы в пышную прическу, и, кажется, все возможные вариации ткани в крупный горошек мелькают в их юбках, платьях и блузках. Те, кто в привычном большинству мировосприятии были бы соперницами, в мире Муратовой становятся близкими людьми. Большая любовь на фоне классового неравенства и внутренних противоречий, где стремление к свободе вступает в конфликт с ответственностью и чувством долга, в «Коротких встречах» не провоцирует эгоизм и не ожесточает героев. Напротив, рождает взаимопонимание и солидарность. Ту самую доброту и порядочность в истинном понимании этого слова.
![](/upload/2015/March/27_Friday/995eac9909c45140883bc1007ade8970.png)
Перед приездом Максима Надя с улыбкой накроет стол на двоих, а затем тихо и навсегда покинет дом.
![](/upload/2015/March/27_Friday/7bf6211178e4218a5c2a2115ccff059b.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/c06169e4d0e593c1724c3e6ca9ce889b.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/e92c648525d43ba3c8aa2a01ce4ba837.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/e08452610ef87b463c676470ce09f755.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/d1915e2d0d2da0f3f74cae3ff2ddcfd5.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/26d4aba7856c5f0aa56b39cace467704.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/05add309538e264b512b861fc554d963.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/c8d63203720299ed409cab5d21cfbf03.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/f4f0eb04bfdde02e7c513a4aa708aaaa.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/2216f8473e5b48dec7d0190f3db63048.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/b338548451fd8a219b3e70c91f5059be.png)
![](/upload/2015/March/27_Friday/6a210f67bb7e4c9dee8b18f3caf697ab.png)