Что надо знать о Карле Симон
Завтра в прокат выходит «Земля Алькаррас» Карлы Симон — победитель Берлинского кинофестиваля. История о том, как у семьи фермеров современные капиталисты пытаются отобрать землю, — всего второй фильм 36-летней Симон. Рассказываем, что надо о ней знать
«Земля Алькаррас», 2022
«Земля Алькатрас» — ее второй полнометражный фильм
Полнометражный дебют Симон «Лето 1993-го», как это часто бывает с первыми работами, был автобиографическим. «Лето 1993-го» — это история 6-летней девочки, оставшейся сиротой после смерти матери от осложнений, вызванных ВИЧ. Сама Симон в этом возрасте была удочерена собственной теткой — после того, как по тем же причинам умерли оба ее родителя (отца при этом Симон не помнит вообще).

«Лето 1993-го», 2017
Оба они, по ее словам, стали жертвами героиновой эпидемии, которая началась в стране, когда Испания вышла из-под диктатуры Франсиско Франко: Оба они, по ее словам, стали жертвами героиновой эпидемии, которая началась в стране, когда Испания вышла из-под диктатуры Франсиско Франко: «Мои родители радовались этому моменту свободы — по всей Испании радовались, но у этого счастья была и темная сторона. Это было безумие, какое количество героина попало в страну — от него умерло целое поколение».

«Лето 1993-го», 2017
Она социально ответственный режиссер
«Земля Алькаррас» для Берлинского кинофестиваля — победитель нетипичный: из тройки главных европейских киносмотров (с Каннами и Венецией) Берлинале считается самым политизированным, и главные призы на нем обычно вручают куда более прямолинейным картинам.

«Земля Алькаррас», 2022
Впрочем, деликатная «Земля Алькаррас», современный вариант «Вишневого сада», некоторым обязательным критериям современного европейского социально ответственного кино отвечает. Во-первых, она полностью снята на каталонском, во-вторых — с кастом, полностью состоящим из непрофессиональных актеров, а в-третьих — на фоне не затихающих протестов участников движения «Желтые жилеты», в которое совершенно спокойно могли бы вступить и герои фильма.

Она надежда испанского кино и любит сюрреалистов
По крайней мере, в первом уверен Педро Альмодовар. А вообще Симон — часть молодого поколения испанских кинематографисток, которые за последние несколько лет оказывались в конкурсах ведущих европейских кинофестивалей: в частности, 34-летняя Клара Роке была в Каннах, 38-летняя Меричель Колель Апарисио — в Берлине.
Сама Симон, говоря о режиссерах, оказавших на нее наибольшее влияние, называет испанских классиков символизма и сюрреализма Виктора Эрисе, Карлоса Сауру и Луиса Бунюэля, то есть навсегда записывать ее в новые «Кены Лоучи» не стоит. Своим любимым авторам Симон передала привет в 24-минутной короткометражке «Письмо моей матери для моего сына», которую сняла после «Алькарраса». В сказочную историю о своих родителях (мать Симон там играют три актрисы) она среди прочих пригласила легенду испанского кино Анхелу Молину — звезду «Этого смутного объекта желания» Бунюэля и «Живой плоти» Альмодовара.

Карла Симон


«Этот смутный объект желания», 1977
«Живая плоть», 1997
Она будет расти в хорошей компании
Пока Американская киноакадемия все еще считает, что режиссура — неженское дело (см. случай Сары Полли на последнем «Оскаре»), европейские коллеги всеми силами пытаются ошибки прошлого исправить и поддерживают кино, сделанное женщинами. Берлинале сдалось последним. Отдав приз Симон, Берлинский кинофестиваль присоединился к Каннам и Венеции (до этого присудившим главные призы Джулии Дюкурно — Канны, и Одри Диван и Лауре Пойтрас — Венеция) и таким образом поддержал идею того, что новая эпоха европейского кино будет женской.