Что надо знать о Карле Симон
Завтра в прокат выходит «Земля Алькаррас» Карлы Симон — победитель Берлинского кинофестиваля. История о том, как у семьи фермеров современные капиталисты пытаются отобрать землю, — всего второй фильм 36-летней Симон. Рассказываем, что надо о ней знать
«Земля Алькаррас», 2022
«Земля Алькатрас» — ее второй полнометражный фильм
Полнометражный дебют Симон «Лето 1993-го», как это часто бывает с первыми работами, был автобиографическим. «Лето 1993-го» — это история 6-летней девочки, оставшейся сиротой после смерти матери от осложнений, вызванных ВИЧ. Сама Симон в этом возрасте была удочерена собственной теткой — после того, как по тем же причинам умерли оба ее родителя (отца при этом Симон не помнит вообще).
![](/upload/27557/vms/0f544e8400a2df8678c1cd9f0aaaf3ab_small.jpg)
«Лето 1993-го», 2017
Оба они, по ее словам, стали жертвами героиновой эпидемии, которая началась в стране, когда Испания вышла из-под диктатуры Франсиско Франко: Оба они, по ее словам, стали жертвами героиновой эпидемии, которая началась в стране, когда Испания вышла из-под диктатуры Франсиско Франко: «Мои родители радовались этому моменту свободы — по всей Испании радовались, но у этого счастья была и темная сторона. Это было безумие, какое количество героина попало в страну — от него умерло целое поколение».
![](/upload/27557/vms/bb121f97834fb9a80fefe66ecdd5e677_small.jpg)
«Лето 1993-го», 2017
Она социально ответственный режиссер
«Земля Алькаррас» для Берлинского кинофестиваля — победитель нетипичный: из тройки главных европейских киносмотров (с Каннами и Венецией) Берлинале считается самым политизированным, и главные призы на нем обычно вручают куда более прямолинейным картинам.
![](/upload/27557/vms/869692c4a88042b1ec59f2d25ed66d7b_small.jpg)
«Земля Алькаррас», 2022
Впрочем, деликатная «Земля Алькаррас», современный вариант «Вишневого сада», некоторым обязательным критериям современного европейского социально ответственного кино отвечает. Во-первых, она полностью снята на каталонском, во-вторых — с кастом, полностью состоящим из непрофессиональных актеров, а в-третьих — на фоне не затихающих протестов участников движения «Желтые жилеты», в которое совершенно спокойно могли бы вступить и герои фильма.
![](/upload/27557/vms/b5e1c6909d3befec513a055b0fc00c39_small.jpg)
Она надежда испанского кино и любит сюрреалистов
По крайней мере, в первом уверен Педро Альмодовар. А вообще Симон — часть молодого поколения испанских кинематографисток, которые за последние несколько лет оказывались в конкурсах ведущих европейских кинофестивалей: в частности, 34-летняя Клара Роке была в Каннах, 38-летняя Меричель Колель Апарисио — в Берлине.
Сама Симон, говоря о режиссерах, оказавших на нее наибольшее влияние, называет испанских классиков символизма и сюрреализма Виктора Эрисе, Карлоса Сауру и Луиса Бунюэля, то есть навсегда записывать ее в новые «Кены Лоучи» не стоит. Своим любимым авторам Симон передала привет в 24-минутной короткометражке «Письмо моей матери для моего сына», которую сняла после «Алькарраса». В сказочную историю о своих родителях (мать Симон там играют три актрисы) она среди прочих пригласила легенду испанского кино Анхелу Молину — звезду «Этого смутного объекта желания» Бунюэля и «Живой плоти» Альмодовара.
![](/upload/27557/vms/81d49c9765aad0ef1c9f0f1ea847d980_small.jpg)
Карла Симон
![](/upload/27557/vms/85146853254d37ae6dfa9cd1624fc76a_small.jpg)
![](/upload/27557/vms/36144c95f3e6e8c132e58cb300c39e75_small.jpg)
«Этот смутный объект желания», 1977
«Живая плоть», 1997
Она будет расти в хорошей компании
Пока Американская киноакадемия все еще считает, что режиссура — неженское дело (см. случай Сары Полли на последнем «Оскаре»), европейские коллеги всеми силами пытаются ошибки прошлого исправить и поддерживают кино, сделанное женщинами. Берлинале сдалось последним. Отдав приз Симон, Берлинский кинофестиваль присоединился к Каннам и Венеции (до этого присудившим главные призы Джулии Дюкурно — Канны, и Одри Диван и Лауре Пойтрас — Венеция) и таким образом поддержал идею того, что новая эпоха европейского кино будет женской.