Blueprint
T

Роль дракона в истории

В России одновременно со всем миром стартовал сериал «Дом дракона», в котором рассказывается о том, что было за 200 лет до " Игры престолов". Шоу еще до выхода оказалось в эпицентре нескольких скандалов. Во-первых, автора оригинального текста Джорджа Р. Р. Мартина обвинили в том, что он сексист и в своих сюжетах очень жесток к женщинам. Во-вторых, актеры шоу стали предметом расистских оскорблений в интернете. Многие, полагая, что книга, по которой снят сериал, — это скучная хроника, тоже поспешили высказать свои опасения. The Blueprint перечисляет проблемы, с которыми столкнулись шоураннеры, и размышляет, чего ждать и не ждать от этого дракона.

Выпуск продолжений фильмов и сериалов налажен — делали и будут делать несмотря ни на что, а вот с приквелами сложнее. Успешные у широкой публики истории о том, «как мы докатились до жизни такой» можно пересчитать по пальцам. Недавно закончившийся «Лучше звоните Солу» на AMC (это приквел к «Во все тяжкие») — редкий пример несомненной удачи в этом жанре, а создатели новых «Звездных войн» с задачей справиться никак не могут. В кино у Фрэнсиса Форда Копполы с «Крестным отцом» получилось, у Ридли Скотта с «Чужими» — уже не очень. Проблемы понятные — сложно писать сценарий, когда зрители уже знают, куда в конечном итоге приведет история. А в случае с «Домом дракона» ситуация осложняется тем, что в «Игре престолов» постепенно рассказали многое из того, что произошло в приквеле.

«Дом дракона» и вечная проблема приквелов

«Игра престолов» стала поп-культурным феноменом такого масштаба отчасти из-за того, что в 2011 году, когда вышла первая серия, аудитория HBO значительно превосходила аудиторию популярного в узких кругах фантаста Джорджа Р. Р. Мартина (потом разрыв сократился, но зрителей все равно больше, чем читателей). Она большей частью не знала, что будет дальше. И смотрела, каждую неделю получая клиффхэнгер за клиффхэнгером. А периодически случались серии вроде «Кровавой свадьбы», когда вдруг авторы с особым садизмом вырезали сразу по несколько главных героев. От «Дома дракона» ждут столь же сильных ощущений. Но книгу «Пламя и кровь», по которой поставлен новый сериал, довольно непросто превратить в остросюжетное кино.

«Дом дракона» и трудный первоисточник

Джордж Р. Р. Мартин начал писать «Пламя и кровь» в 2014-м, но выпустил первый из двух томов только через четыре года. Предыстория «Песни льда и огня», по которой поставили «Игру престолов», разрослась до размера летописи — это стилизация под историческую хронику, история правления династии Таргариенов в Вестеросе, написанная от лица ученого мейстера. Кстати, книга мало кому понравилась.

Хьюго Рифкинд из The Times, большой поклонник Мартина, описал ее как «бесконечное низкопробное чтиво от автора, слишком потакающего своим прихотям». The Independent ругал писателя за слишком сухой стиль.The Guardian сравнивал чтение с утомительной подготовкой к экзамену. Дэвид Левесли из GQ назвал роман аферой, затеянной Мартином, чтобы оттянуть момент, когда придется писать финал ко «Льду». «Пламя и кровь» — учебник по истории несуществующих стран, с которым предыстория «Игры престолов» становится понятнее. Придумать, как сцедить оттуда десять часов захватывающего телевизионного контента, — отдельный вызов. Это как экранизировать «Курс русской истории» Василия Ключевского — амбиция похвальная, но едва ли реализуемая. Даже если среди главных героев — женщины, которые рожают драконов.

«Дом дракона» и «расовый вопрос»

Любое фанатское сообщество очень резко относится к нововведениям, которые обычно воспринимаются как незнание источника. За последнее время в русскоязычном интернете мы наблюдали ожесточенные дискуссии о том, может ли темнокожий актер играть эльфа (это по поводу грядущего сериала по Толкиену — многие, как оказалось, считают, что не может). Или вот, например, вопрос о цвете кожи исполнительницы роли диснеевской Русалочки (тоже, как выяснилось, любая, кроме темной). Аргументы в таких спорах часто носят характер бреда: вроде того, что у Русалочки не может быть темной кожи, потому что под водой негде загорать. Теперь на очереди «Дом дракона». «Игру престолов», кстати, на протяжении нескольких последних сезонов обвиняли в недостаточно разнообразном кастинге — актеры не с белой кожей играли преимущественно рабов и слуг, или бывших рабов и бывших слуг. Иногда случались пираты.


Во время работы над «Домом дракона» один из его шоураннеров Райан Кондал сказал в интервью Entertainment Weekly: «Для нас очень важно не допустить, чтобы новый проект превратился в еще одну историю о кучке белых людей». Фанаты (некоторая их часть) тут же напряглись. А когда стало известно, что одну из главных ролей в сериале сыграет британский актер барбадосского происхождения Стив Туссэн, разверзлась бездна. Туссэн получил роль Корлиса Велариона, который в книге описан как белокожий мужчина с серебряными волосами и фиалковыми глазами. На актера тут же посыпались расистские комментарии. Шоураннеры призывали будущих зрителей к порядку, напоминали, что с 2011 года, когда в эфир вышла первая серия «Игры престолов», мир все-таки поменялся.

«Дом дракона» и обвинения в сексизме

Фирменный лютый стиль сериала, где в каждой серии кого-нибудь с особой жестокостью убивали, насиловали или пытали, нравился не всем. Больше всего вопросов у критиков «Игры престолов» вызывали женские персонажи и их истории. Например, линия, в которой женщина влюбилась в своего насильника. Сцена, сфокусированная на боли мужчины, ставшего свидетелем изнасилования, а не жертве. И максимально проблематичные для современного зрителя типажи «сильных женщин», которые стали такими после изнасилования. В 2019 году по этому поводу даже выступила недавняя оскаровская лауреатка Джессика Честейн, она написала у себя в соцсетях: «Изнасилование в сюжете — не лучший инструмент для создания сильного персонажа. Женщине не нужно побыть сначала жертвой, чтобы потом стать бабочкой».

Мартин при этом не помогает разрядить обстановку. На прошедшем Сomic Con он сказал, что мир его книг не более мизогинный, чем реальный. «Я черпаю вдохновение из истории, и некоторые элементы сознательно утрирую. Не думаю, что Вестерос какой-то по особенному женоненавистнический. По крайней мере, не больше, чем жизнь и то, что мы называем историей. „Игра престолов“, как многие заметили, частично основана на событиях войны Алой и Белой розы. „Дом Дракона“ основан на более раннем периоде английской истории, называемом Анархией». Как бы то ни было, создатели «Дома драконов» в курсе проблемы и, как стало известно перед выходом сериала, постарались минимизировать количество сексуализированного насилия в кадре.

«Дом дракона» и будущая франшиза HBO

HBO очень хочет запустить франшизу по мотивам «Игры престолов» — конкуренты из Apple купили права на архив Толкиена, так что действовать надо оперативно. «Дом дракона» не единственный проект канала по книгам Мартина: над разными спин-оффами там работают с 2017 года. Сейчас в разработке находятся сериалы о странствующем рыцаре Дункане Высоком, будущем короле Эйгоне V, о Джоне Сноу и о молодых годах одного из ключевых персонажей «Дома дракона» — морехода Корлиса Велариона. И это не все, есть еще несколько потенциальных шоу.

Провал любого из них может навредить бренду, тем более что поклонники Мартина спорно (мягко говоря) отреагировали на последний сезон «Игры престолов». Проект «Кровавая луна» — первый из запланированных спин-оффов — был отменен на стадии пилота, производство которого обошлось в 30 млн долларов. Не помогла даже Наоми Уоттс в одной из главных ролей. Председатель правления Warner Media Боб Гринблатт тогда сказал, что «пилот не получился, он не дотягивал до уровня оригинала». С момента завершения «Игры престолов» прошло три года, Джордж Мартин так и не написал обещанный финал. Но все общественные опросы говорят, что «Дом дракона» наравне с «Кольцами власти» по Толкиену — самые ожидаемые шоу сезона. Даже если приквелу не удастся повторить успех «Игр престолов», HBO едва ли откажется от идеи продолжать снимать сериалы в рамках франшизы.

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}