Документальный
фильм: «Мое поколение»
ТЕКСТ: Ксения Крушинская
В лирической оде Лондону 1960-х повествование об эпохе и сформировавших ее людях тесно переплетается с историей самого Майкла Кейна, рассказанной от первого лица.
Сегодня Кейну 85 лет, он командор ордена Британской империи, обладатель двух «Оскаров» и трех «Золотых глобусов». Но когда-то он был простым парнем-кокни, о котором сказать можно было только, что ему, сыну уборщицы и грузчика с рынка, совершенно точно не светит большая актерская карьера. Кого волнует, что играть на сцене и в кино вы мечтали с десяти лет, когда в стране царит жесткая классовая диктатура? В фильме Кейн вспоминает, что прославившая его роль лейтенанта Бромхеда в историческом фильме 1964 года «Зулусы» ни за что бы ему не досталась, если бы режиссер картины был не американцем, а британцем: «В те годы англичанин никогда в жизни не взял бы на роль офицера мальчика-кокни». Фактически Майклу очень крупно повезло.
![](/upload/8260/0f79a5d2f224fa6bf3451e33f56731bf.png)
![](/upload/8260/69312398bbcaeb2289867ec921221940.png)
Афиша фильма "Элфи" с Майклом Кейном, 1966
Именно здесь и кроется причина того, почему 1960-е и те тектонические сдвиги, которые они с собой принесли, так важны для самого Кейна и его личной и профессиональной судьбы. Именно в это десятилетие классовая система в Британии рухнула и все перевернулось с ног на голову. Если еще в 1950-е тон задавали старшее поколение и аристократия, то в годы, о которых идет речь в фильме, на авансцену впервые вышли молодежь и рабочий класс. «Мы все были воспитаны, чтобы быть слугами, и могли бы никогда не стать хозяевами, — такими словами Кейна сопровождаются документальные кадры, на которых играют аккуратно одетые дети 1950-х. — Впервые в британской истории молодой рабочий класс встал и сказал: «Мы здесь!»».
![](/upload/8260/56188386b0145106c852a7b7fbec45e6.png)
![](/upload/8260/fe28c3c45690bbb7056c320621698c61.png)
Любовно препарировать лондонские 1960-е Кейну помогают люди, без которых та бескровная, но оглушительная революция никогда бы не свершилась. В «Моем поколении» звучат закадровые голоса Марианны Фейтфул, Мэри Куант, Твигги, Пола Маккартни, Роджера Долтри, Пенелопы Три и многих других — всех их сэр Майкл интервьюировал лично. Они делятся как пространными размышлениями об эпохе, так и вполне конкретными личными историями, которые характеризуют то время точнее всего.
![](/upload/8260/b4cb1f510e644002180cfefe2ceac087.png)
![](/upload/8260/40189e505190632f41c6292a6abf1975.png)
![](/upload/8260/81ae4222b0fe01c84241c7d6f378409a.png)
Так, модель Пенелопа Три рассказывает, как влюбилась в фотографа Дэвида Бейли, тот приехал за ней домой и увез от матери. Мэри Куант вспоминает, как под ее знаменитые юбки и платья пришлось шить трусики в тон — такими они были короткими; и как почтенные джентльмены останавливались по вечерам у витрины ее магазина Bazaar, возмущенно трясли кулаками и проклинали новую «бесстыжую» моду.
![](/upload/8260/d451d3c44b82de044b52668fff764aa6.png)
![](/upload/8260/1e31a16af920e2149f93c4cffc068f65.png)
Что примечательно: единственный герой эпохи, которого мы видим в кадре пожилым, — сам Кейн. Все прочие либо показаны молодыми на хроникальных кадрах, либо не показаны вовсе — звучат только их закадровые голоса. Этим режиссер фильма, документалист Дэвид Бэтти (он известен масштабными документальными картинами об истории христианства), как бы дает понять: 1960-е, нравится вам это или нет, все-таки эпоха юных и юности. Ход смелый, учитывая современный контекст борьбы за diversity и в том числе против эйджизма. «Люди старше тридцати не осмеливались переступить порог нашего магазина, — рассказывает за кадром основательница культовой для свингующего Лондона марки Biba Барбара Хуланики. — Они просто сидели на улице».
![](/upload/8260/711c1668b57801efbe757ccd35539c22.png)
![](/upload/8260/b2e2bb1a17b96984937e45d5f87027b1.png)
![](/upload/8260/561a32cb68f2a1ff4830ef58a51061fb.png)
В фильме, по законам драматургии, у вечно юных героев есть антагонисты. И это, естественно, старшее поколение. Кадры с веселящейся на улицах и в клубах молодежью перемежаются с отрывками из интервью случайных прохожих: пожилые дамы в шляпках и солидные мужчины с усами возмущаются всем, чем им и положено возмущаться, — новыми прическами, новыми фасонами платьев, новой музыкой и «развращенностью» нового поколения. Конечно, на самом деле никакого эйджизма ни в этом, ни в чем прочем не кроется. Просто из песни слов не выкинешь. Это сейчас 35-летние миллениалы стоят в очередях за кроссовками наравне с 20-летними джензерами. Полвека назад возраст воспринимался иначе, а следовательно, и конфликт между поколениями был куда острее — и это всего лишь еще одна яркая примета эпохи.
реклама
реклама
![](/upload/8260/6a939a0ea8198195a64a799dddec8f8d.png)
![](/upload/8260/efa6c0f1ca51b312756f849f7cf9b2fc.png)
![](/upload/8260/8e15f94b72b14bf9f202c121a6e443b2.png)
Создатели фильма (кроме Бэтти и Кейна над ним работали сценаристы Дик Клемент и Йен Ла Френе, известные, в частности, по фильму «Убить Боно», и продюсер Саймон Фуллер, который в 1990-е вознес на вершину славы Spice Girls) попытались всего за полтора часа предоставить исчерпывающую, панорамную картину 1960-х. «Мое поколение» рассказывает и о рок-н-ролле и пиратских радиостанциях, и о моде и новых графичных стрижках Видала Сассуна, и о зарождении поп-арта, и о том, как драматически изменились культура ухаживаний и отношение к сексу с появлением противозачаточных таблеток.
![](/upload/8260/d36665d1bda941f2d39e31fc03851be8.png)
![](/upload/8260/5c2631535fdf9352e7af8ad1eef33d7d.png)
![](/upload/8260/a8d99a39108d9b892a1c053b38490cd9.png)
Естественно, было бы странно обойти вниманием тему наркотиков. О «расширении сознания» в 1960-е рассказывается в самом конце «Моего поколения», что довольно символично: именно из-за увлечения веществами многие герои эпохи в конце концов покинули сцену. О своем опыте откровенно рассказывает за кадром Марианна Фейтфул. Она вспоминает историю о том, как полиция обнаружила таблетки у нее и Мика Джаггера и арестовала обоих, а затем о том, как она оказалась в тяжелом состоянии в больнице из-за передозировки. Заканчивается повествование меланхоличной балладой You Can''t Always Get What You Want, исполненной за кадром Миком Джаггером. В этот момент кажется, что нельзя найти песню, которая лучше описала бы все прекрасное и трагическое, что было в 1960-х. But if you try sometime — you’ll get what you need…
![](/upload/8260/8e6d7955111df6d74cf46c45da5c7eaf.png)