The Paper
Issue: выставка
Indiecon
The Paper Issue:
выставка Indiecon
Уже третий год в бывшем порту Гамбурга собираются редакторы самых разных печатных изданий — от маргинального MC1R, целиком посвященного рыжеволосым, до популярных Monocle или The Gentlewoman, чтобы рассказать о себе и своем опыте независимого издательства. The Blueprint побывал на ярмарке журналов, которая проходит в заключительный день события, и расспросил организаторов и участников, чего они хотят и зачем им все это нужно.
Текст, фото:
АННА ЭКОЛЬД
2
«Этот журнал был создан автоматически в 16:40 по гамбургскому времени в рамках фестиваля Indiecon», — гласила надпись на журнале. В рамках проекта Тимо Рюхерта каждый мог, задав какое-то слово или дав компьютеру задать случайное понятие, сгенерировать и сверстать за секунды свой собственный иллюстрированный журнал, который Тим тут же распечатывал для всех желающих. Журнал состоял из фотографий и текстов по теме, которые находятся в открытом доступе. Дизайн случаен, смыслы случайны.
Впрочем, этот пример скорее исключение, своеобразная ирония над количеством журналов в мире. Остальные участники Indiemagday (а их несколько сотен), представившие свои журналы на фестивале независимых журналов в Гамбурге, имеют концепцию и четкое представление, о чем и как они рассказывают. Это — одно из необходимых условий участия.
Indiemagday, или Free Trade Zone for Printed Goods, проходит в Гамбурге уже третий год подряд. В первое воскресенье сентября в месте под названием Оберхафен (бывший грузовой порт, теперь занятый различными креативными пространствами) в длинном портовом ангаре на столах из сложенных вместе досок по кругу и по центру расположились издания и издательства, а еще стол, за которым рисовали дети, диджей, просто диваны, чтобы поваляться и почитать, ну и конечно же, бар. Людей было очень много и внутри, и снаружи, несмотря на то что дождь лил раз семь за день — обычная гамбургская погода.
Своей целью Die Brueder видят привлечение всего, что связано с независимым издательством, в Гамбург. И если в прошлом году мероприятие, по подсчетам, посетили 1000 человек, а журналов было представлено около 40, то в этом году уже 2500 человек пришли посмотреть на 50 журналов, и не только потому что день мероприятия удачно совпал с днем открытых дверей Оберхафена, а потому что проект вырос и привлекает к себе много внимания. И это притом, что Die Brueder не делают никакой рекламы, кроме заметок в локальных гамбургских блогах и собственных соцсетях. В этом году «Братья» везут поп-ап-Indiecon во Франкфурт на знаменитую большую книжную ярмарку.
Все это придумали и создали четверо парней из редакторского дизайн-бюро Die Brueder («Братья»): Мальте Бреннайзен, Урс Шпиндлер, Мальте Шпиндлер и Мартин Кауманнс — двое из них работают в том же Оберхафене в Гамбурге, другие двое сидят в Берлине. Раньше основатели агентства действительно были братьями — две пары, но потом все перемешалось, кто-то ушел, кто-то пришел, а название осталось. Фестивалем независимых журналов Indiecon и Indiemagday ребята занимаются в свободное от основной работы время по вечерам и выходным. Финансирование, которое они находят, едва покрывает расходы, на этом проекте они ничего не зарабатывают — и не собираются. «Мы хотим оставаться независимыми и некоммерческими, — говорит Урс Шпиндлер, один из организаторов. — Это важно, потому что люди, которые делают инди-журналы, как правило, ничего на этом не зарабатывают. Было бы странно, если бы мы делали иначе».
3
3
4
Нажмите на ▊, чтобы увидеть обложку
Фестиваль Indiecon состоит из трех мероприятий.
Все начинается с летней школы — практического семинара, когда за пять дней до конференции
25 студентов в течение этих пяти дней создают журнал, от идеи до готового продукта. Непосредственно после этого проходит собственно конференция Indiecon — 150 независимых издателей со всего мира cьезжаются в Гамбург. 
Фестиваль Indiecon состоит из трех мероприятий.
Все начинается с летней школы — практического семинара, когда за пять дней до конференции
25 студентов к ее началу создают журнал, от идеи до готового продукта. Непосредственно после этого проходит собственно конференция Indiecon —
150 независимых издателей со всего мира cьезжаются в Гамбург.

Каждый год Die Brueder придумывают что-то вроде слогана или девиза, под которым проходит мероприятие и который задает общую тему для дискуссий и выступлений. Самый первый вопрос прозвучал в 2014 году — «What is indie?»: каждому предлагалось поразмыслить, что для него является независимым паблишингом. В 2015 году это было «Is indie forever?» — и речь шла о том, как можно и возможно ли заниматься независимым издательством в перспективе.
В этом году девизом Indiecon стала тема pioneer communities — сообществ и структур вокруг независимого паблишинга, таких как Indie publishers club издания Offscreen ▊, придуманного дизайнером Каем Брахом из Австралии, или open source project Publishing Playbook Дэнни Миллера, который придумал журнал Weapons of Reason и Little White Lies.
Дэнни Миллер — олицетворение движущей силы так называемых инди-сообществ: именно он в своем проекте Publishing Playbook ▊ выложил в открытый доступ doc-инструкцию, ознакомившись с которой буквально каждый может пойти и сделать свой журнал.
Открытое интервью с Дэнни Миллером на конференции вел, кстати, знаменитый Стивен Уотсон, создатель Stack Magazines ▊, структурообразующего проекта, в котором Стивен собирает воедино и курирует множество изданий, а читатель получает годовую подписку с ежемесячным пакетом новинок, — просто подарок тому, кто не в состоянии объять все интересное, что издается в мире независимых журналов, и сделать свой выбор.
5
6
Организаторам было интересно привлечь к фестивалю и таких издателей, которые видят в indie возможности для бизнеса. Об этом рассказывал Луи-Жак Дарво, основатель журнала The Alpine Review из Монреаля. Мальте Бреннайзен отметил, что Монреаль — особенное место в журнальной среде: там, например, был придуман и создан Vice Шейна Смита. На фестивале побывала и такая величина, как Тайлер Брюле и его журнал Monocle. Эти издатели, безусловно, очень ориентируются на рынок. При этом возникают интересные перспективы: так, Луи-Жак Дарво предлагает применять процесс создания журнала к бизнес- процессам вообще. Ну а про диверсифицированный бизнес Monocle знают более-менее все: этот независимый журнал выпускает не только печатное издание, но и канцтовары, ароматы и товары для дома под своим именем.
Абсолютным открытием этого фестиваля стал Нельсон Нг, дизайнер из Шанхая, который привез на Indiecon свой новый, невероятно красивый журнал о путешествиях LOST. Нельсон был ведущим дизайнером в Wieden + Kennedy Shanghai, а потом стал делать свой проект. Он рассказывал об азиатском рынке, о том, как там, несмотря на систему тотального контроля, возникает субкультура независимого издательства, а в прошлом году вообще впервые прошла профильная ярмарка. Несмотря на то что содержание независимых изданий очень контролируется, к самому их наличию власти относятся толерантно. Кроме того, в Азии сложно «попасть в киоск», и Нельсон рассказывал о том, какие есть обходные пути. Например, система покупки издания, минуя дистрибьютора, через чат.
«Мы стараемся поддерживать баланс. Если уж мы приглашаем таких акул из коммерческих журналов, то у нас есть и абсолютно антикоммерческие — как TRUST, старинный, можно сказать, проект, издаваемый энтузиастами панк-рока. Или же мы в этом году пригласили Йоахима Бальдауфа, а он известнейший коммерческий фотограф, владелец издательства Printkultur и создатель фотожурнала Vorn, — у нас разнились мнения о том, уместен ли он на мероприятии о независимых проектах. Но тут вышло так, что наш друг и помощник Себастиан Пранц из FROH! Magazin — а это ребята, с которыми мы делаем воркшоп со студентами в рамках Indiecon, — так вот, он просто лично знает Йоахима Бальдауфа и сказал, что это просто невероятно интересный тип. И неважно, что он такие коммерческие работы делает, — у него очень здоровое отношение ко всему. Вот он был такой кот в мешке. А в итоге его выступление оказалось одним из лучших».
Участники фестиваля выбираются исходя из заявленной темы, организаторы всегда внимательно отсматривают каждое издание. «Нам важно, чтобы это был не просто каталог, чтобы в издании просматривалась какая-то принципиальная позиция и концепция, мы мониторим все, что происходит в indie publishing», — отмечает Мальте Бреннайзен. И опять же, организаторы стараются, чтобы были представлены не только крохотные журналы ручной работы, но и такие, как, например, экономическое издание Brandeins с его 90 000 экземпляров в месяц. «Наша формула indie такая: тот, кто отвечает за финансы, отвечает и за содержание. Габриеле Фишер из Brandeins владеет частью акций издания и одновременно является шеф-редактором. Это еще indie».
7
8
Одним из самых интересных событий организаторы называют презентацию нового, 14-го номера журнала The Gentlewoman, который ребята считают самым лучшим журналом для женщин.
Одним из самых интересных событий организаторы называют презентацию нового, 14-го номера журнала The Gentlewoman, который ребята считают самым лучшим журналом для женщин.
9
10
Продолжая тему сообществ, Мальте Бреннайзен отмечает: «Важно понимать, что журналы очень по-разному создаются. И конечно же, это не просто посидеть за компьютером и сдать в печать. Вокруг журнала надо создавать жизнь. Сегодня очень многие начинают с привлечения читателя к созданию журнала еще до того, как появится готовый продукт. Например, с краудфандинга, то есть из потенциального читателя сразу делают фана, получается такая лаборатория по производству фанов. Что- то похожее было, например, с журналом для рыжих MC1R Redheads Magazine Тристана Роджерса, он в нашем офисе работает. Самый первый выпуск он сделал сам, это была такая тоненькая тетрадка, которая стоила ему уйму денег, — как раз перед самым первым Indiecon. Там мы его представили разным людям, он много нового для себя открыл, он же вообще дизайнер — кажется, даже дизайнер по свету. Теперь он успешно издает журнал при помощи краудфандинга. Это самый удачный пример, если говорить о сообществах. Он ездит с журналом в Англию и в Ирландию, где высокий процент рыжеволосых, да он и сам рыжий, кстати, он ирландец. К тому же выяснилось, что среди знаменитостей очень велик процент рыжеволосых — и все захотели вдруг к нему в журнал. И такая нишевая тема, как генная мутация MC1R, нашла свое сообщество».
11
12
Нажмите на ▊, чтобы увидеть обложку
«Исключительно визуальных журналов у нас не представлено, большинство из нас журналисты по образованию, мы хотим читать — и не просто, а что-то очень интересное и хорошо написанное. Соответственно, так мы выбирали и те журналы, которые мы берем с собой на книжную ярмарку во Франкфурте, это будет 10 изданий», — говорят организаторы.
«Исключительно визуальные журналы у нас не представлены, большинство из нас журналисты по образованию, мы хотим читать — и не просто, а что-то очень интересное и хорошо написанное. Соответственно, так мы выбирали и те журналы, которые мы берем с собой на книжную ярмарку во Франкфурте, это будет 10 изданий», — говорят организаторы.
«Мой любимый журнал в этом году? — Мальте задумывается. — Ну ты понимаешь, что невозможно на этот вопрос ответить, да? Я попробую. Пожалуй, назову Benji Knewman ▊, который делает девушка по имени Агнесе Клейна из Риги. Мы уже года два следим за этим журналом. У него совершенно удивительная идея: Бенджи Ньюман — это фиктивный персонаж, и каждый выпуск журнала рассказывает о его жизни по-новому. Кстати, по теме сообщества Агнесе сказала, что для нее очень важными являются совместные ужины — за едой случаются лучшие беседы и лучшие сделки. Она делает серию Benji Knewman Dinners, на которые она приглашает разных интересных художников и издателей. А! И еще я просто обязан упомянуть наш журнал! Мы столько говорили о журналах, что в итоге сами не удержались и сделали свой собственный. Gentle Rain ▊. Он о Гамбурге, альтернативный англоязычный журнал о городе. В нем нет никакой привычной туристической информации. Зато есть интервью с Нико Шибаком, который придумал камеродрон на 360 градусов, — он тоже тут сидит, в офисе в Оберхафене, кстати. Тут вот инфографики разные — сколько кокаина вытащили в порту из реки, например. Еще мы опросили людей, которые известны тем, что, живя в Гамбурге, терпеть его не могут. Вот Гереон Клуг из Studio Braun, один из лучших колумнистов Германии, написал пару слов о ненавистном городе. Или Тим Брюнинг, он сейчас каждую вторую обложку снимает, своей кривой вспышкой, — мы просто дали ему тему, и все. Он взял костюм Годзиллы — мы переименовали его в Эльбзиллу — и пошел снимать здание филармонии на Эльбе. Мне тоже пришлось побыть внутри этого костюма для съемки — это был худший день моей жизни. И никакой рекламы. У нас другой концепт, мы находим идейных спонсоров — это Кай Брах из Offscreen придумал. Спонсоры размещают у нас свой логотип вместе с текстом, в котором они объясняют свою мотивацию, почему им интересно быть частью этого проекта, что именно они поддерживают. Остальное — это содержание, которое генерируем мы. Никому сейчас не хочется видеть банку „Нивеи“ на страницах журнала, это устарело».
Ким-Лара Освальд, помогала Die Brueder в организации мероприятия:
13
14
Ким-Лара Освальд, помогала Die Brueder в организации мероприятия:
Урс Шпиндлер,
один из организаторов:
«В этом году у меня любимый журнал BUCH — журнал, который называется „Книга“, потому что они берут каждый раз какое-то литературное произведение, первый выпуск был про „Процесс“ Кафки, и осмысляют его с разных сторон. Например, в номере про „Войцека“ была статья, посвященная исключительно гороху».
«В этом году у меня любимый журнал BUCH — журнал, который называется „Книга“, потому что они берут каждый раз какое-то литературное произведение, первый выпуск был про „Процесс“ Кафки, и осмысляют его с разных сторон. Например, в номере про „Войцека“ была статья, посвященная исключительно гороху».
«Я открыл для себя The Lifted Brow из Австралии. Уже, оказывается, 32-й номер вышел, а я и не знал. Этот журнал ко мне в руки попал через Stack. Там такие слегка агрессивные тексты, антикапиталистические, очень умные, очень хорошо написанные. Невероятная проза. American Chordata тоже мой любимый в последние месяцы, отличные тексты».
Урс Шпиндлер, один из организаторов:
Мальте Шпиндлер, страший брат Урса Шпиндлера, один из организаторов, дизайнер и фотограф:
Мартин Кауманнс из агентства Die Brueder и один из организаторов фестиваля:
«Я открыл для себя The Lifted Brow из Австралии. Уже, оказывается, 32-й номер вышел, а я и не знал. Этот журнал ко мне в руки попал через Stack. Там такие слегка агрессивные тексты, антикапиталистические, очень умные, очень хорошо написанные. Невероятная проза. American Chordata тоже мой любимый в последние месяцы, отличные тексты».
Мальте Шпиндлер, страший брат Урса Шпиндлера, один из организаторов, дизайнер и фотограф:
«Фотограф Йоахим Бальдауф на конференции для меня был самым интересным. Ему уже за 50, он по-другому все видит, в очень спокойной манере излагает свои мысли. Он, например, в самом начале учился ткацкому делу. И рассказывал, что неважно, что он делает, он себе все время представляет нити, как они складываются в узор. Его журнал Vorn — это только фотографии, он вообще хотел избавиться от текста, но так нельзя согласно предписаниям дистрибуции, надо, чтобы хоть одно слово было. Вот у него написано на первой странице Vorn („впереди“) и номер ISBN сзади».
«Каждый раз после Indiecon мы говорим друг другу — все, хватит, больше не будем этим заниматься, сил нет, это такой стресс. А потом снова начинается. Так что мы продолжим в следующем году, думаю. А мой любимый журнал — это FROH! Magazin, он самый лучший. Ребята, которые его делают, — из Кельна».
«Фотограф Йоахим Бальдауф на конференции для меня был самым интересным. Ему уже за 50, он по-другому все видит, в очень спокойной манере излагает свои мысли. Он, например, в самом начале учился ткацкому делу. И рассказывал, что неважно, что он делает, он себе все время представляет нити, как они складываются в узор. Его журнал Vorn — это только фотографии, он вообще хотел избавиться от текста, но так нельзя согласно предписаниям дистрибуции, надо, чтобы хоть одно слово было. Вот у него написано на первой странице Vorn („впереди“) и номер ISBN сзади. Ну и мой фаворит в этом году, как и в прошлом, это „41–43“ — проект Indiecon Summer School и FROH! Magazin со студентами. Был очень смешной момент, за пять дней они сделали этот журнал, и вот они сидят на конференции, на сцене, рассказывают, как они его делали, и в этот момент грузчики привозят и прямо на сцене разгружают его напечатанным и только что доставленным из Дортмунда, так совпало просто — они сами его впервые увидели. Интересно, когда в сжатые сроки нужно идею найти и оформить, очень личный получился журнал. Можно два года думать, каким будет журнал, а можно, оказывается, и пять дней».
Мартин Кауманнс из агентства Die Brueder и один из организаторов фестиваля:
The
«Каждый раз после Indiecon мы говорим друг другу — все, хватит, больше не будем этим заниматься, сил нет, это такой стресс. А потом снова начинается. Так что мы продолжим в следующем году, думаю. А мой любимый журнал — это FROH! Magazin, он самый лучший. Ребята, которые его делают, — из Кельна».