ПОШУТИЛИ И ХВАТИТ
Сегодня Министерство культуры официально подтвердило — новым директором ГМИИ им. Пушкина назначена Елизавета Лихачева, которая до этого возглавляла Музей архитектуры им. Щусева. Рассказываем — кратко — что о ней известно.
У нее в анамнезе — академия МВД
Если бы это был модный тренд-репорт, то мы бы сказали: налицо тенденция. Сначала в этом году на пост директора Третьяковской галереи назначают Елену Проничеву, чье пока единственное высшее образование — «сравнительная политология» МГИМО, теперь Лихачева с двумя курсами юридического, последующей работой в Федеральной миграционной службе и учебой в Академии МВД. Диплом искусствоведа (истфак МГУ) она получила в 2014 году. В иные времена можно было бы пошутить, что музейная деятельность, видимо, стала настолько трудным и потенциально опасным делом, что простому искусствоведу в ней стало уже совсем не разобраться. Но, в самом деле, оставим шутки до лучших дней.
Ее первое большое назначение
сопровождалось скандалом
Предыдущее профильное место работы Лихачевой — Музей архитектуры им. Щусева, директором которого она была назначена пять лет назад, в 2017 году. Сказать, что назначение (министром культуры тогда был, не побоимся этих слов, Владимир Мединский) было встречено бурно, — не сказать ничего. С одной стороны, Лихачева пост директора Музея архитектуры (крупнейшего в мире подобного музея с миллионом единиц хранения) заняла прозрачно — по итогам конкурса, проведенного Министерством культуры (кандидатуру Лихачевой тогда поддержал, например, директор музея «Гараж» Антон Белов). С другой — она к этому моменту только три года как получила диплом искусствоведа и, как следствие, не была известна в академических кругах.
В итоге назначение было воспринято некоторыми сотрудниками музея в штыки: они даже обращались с открытым письмом к Мединскому и разместили петицию на change.org с просьбой не назначать Лихачеву на должность директора. Одним из ключевых тезисов петиции стало обвинение Лихачевой в захвате Дома Константина Мельникова, уникального памятника советского авангарда, превратившегося в филиал Музея архитектуры. Так называемое присоединение, которым Лихачева руководила, произошло в 2014 году. Сложная юридическая коллизия с правами на наследство закончилась тем, что к дому приехал вызванный музеем ЧОП, который стоял там несколько недель, — по итогам проживавшая в доме внучка Мельникова была оттуда выдворена.
К слову, в 2014 году профессиональная общественность была на стороне музея — открытое письмо в поддержку действий Музея архитектуры среди прочих подписал и президент Академии архитектуры Александр Кудрявцев, и бывший президент Союза архитекторов Андрей Боков. Реставрация Дома Мельникова, к слову, уже началась.
Однако она его преодолела
С каких бы скандалов ни начиналась работа Лихачевой в Музее архитектуры, сейчас ее назначение в Пушкинский, что называется, по сообщениям сотрудников, оплакивают всем двором. А это, как мы знаем, дорогого стоит — то же можно сказать и о репутации за пределами музея — она известна как решительный менеджер и на хорошем счету у коллег. В первом интервью после назначения Лихачева сказала, что ее место займет главный хранитель Музея архитектуры — Наталья Шашкова.
У нее специфическое для публичного лица чувство юмора
Многие характеризуют Лихачеву как человека, который за словом в карман не лезет, иногда использует довольно жесткие и неожиданные формулировки, что для чиновника в сфере культуры (по крайней мере, в России) совсем нехарактерно — и действительно достаточно прочитать любое ее интервью, чтобы увидеть, что это правда. С некоторой натяжкой то же самое можно сказать и о ее чувстве юмора. В уже печально известной открытой дискуссии, проведенной в прошлом году в Музее Москвы, Елизавета Лихачева сказала, что терпеть не может молодых сотрудников, которые во всем видят токсичную обстановку, и призналась, что повесила в кабинете портрет Сталина, чтобы отсекать тех, с кем не сработается. Остается надеяться, что на посту одного из главных музеев страны она все-таки будет выдерживать некоторую корректность (впрочем, это качество и в Музее архитектуры, директором которого она тогда являлась, — лишним не было).