
10 главных выставок Пушкинского при Марине Лошак
Сегодня было объявлено, что Марина Лошак покидает пост директора ГМИИ им. Пушкина, который она занимала после Ирины Антоновой последние десять лет. Сменяет Лошак — директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. За то время, пока Пушкинским руководила Марина Девовна, в нем проходили одни из наших любимых выставок — вспоминаем десять лучших и говорим спасибо.
«Прерафаэлиты. Викторианский авангард»
2013

Первый международный блокбастер после прихода Марины Лошак на должность директора, подготовленный, разумеется, ее предшественницей Ириной Антоновой. Но тем не менее — о продлении «Прерафаэлитов», на которых стояли вполне себе серовские очереди, объявляла уже Лошак. Выставка — Пушкинский в своем лучшем виде — герои в идеальной степени и популярные, и рафинированные, а работы, привезенные в Москву при поддержке Британского совета, — лучшее из лучшего.
А на The Blueprint можно почитать, как художники, которые победили викторианскую мораль, повлияли на моду и индустрию красоты ↓
читайте также
читайте также
«Возлюбленная (Невеста)», Данте Габриэль Россетти, 1865–1866



Шер и «Прекрасная Розамунда» Россети. Мудборд макияжей с румянами
Что общего у Джонатана Андерсона и Уильяма де Моргана
«Офелия», Джон Эверетт Миллес, 1851–1852
«Человек как птица. Образы путешествий»
2017
Выставка, сделанная и проведенная за пределами страны, но тем не менее — для истории Пушкинского — бесконечно важная. В 2017 году музей впервые участвовал в параллельной программе Венецианской биеннале и собрал художников, которые представили совершенно новый портрет музея — современного и гибкого. Среди участников «Образов путешествий» — и абсолютный классик Мартин Хорнет, представлявший Германию на Венецианской биеннале, и панки из объединения «Провмыза», и тридцатилетняя на тот момент выпускница Школы Родченко Софья Гаврилова.

«Частная луна», Леонид Тишков, 2003–2016

«Аквариум», Дмитрий Булныгин, 2015
«Октябрь» Цая Гоцяна
2017
Один из самых остроумных выставочных проектов Пушкинского, приуроченный к столетней годовщине Октябрьской революции. Для размышления о событии, по поводу которого даже близко нет никакого общественного консенсуса, был выписан истинный космополит и дипломат Гоцян, одновременно — любимец китайских властей, которые он всегда критиковал, что называется, умеренно (отсюда и Императорская премия за живопись), и европейских интеллектуалов («Золотой лев» Венецианской биеннале).
«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»
2018
Беспрецедентное событие. В Москве — 82 произведения из частной коллекции американского миллиардера Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан. Из них 12 картин, на секундочку, принадлежат кисти Рембрандта Харменса ван Рейна, по одной картине Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса и один рисунок Леонардо да Винчи. Одно из крупнейших частных собраний голландского искусства XVII века впервые было представлено миру в 2017 году в Лувре, затем поехало в Национальный музей Китая, а потом в Москву. Комментарии излишни.
А вот что можно посмотреть о Вермеере в ожидании следующих подобных выставок в Москве (ждать, думаем, надо будет долго) ↓
читайте также

Каким представляла Яна Вермеера популярная культура
«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»
2019
В музее — Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Герхард Рихтер и еще 15 художников, в представлении не нуждающихся. Всего 65 работ из выдающейся коллекции современного искусства, собранной фондом Louis Vuitton всего за 12 лет. Жанр — что-то среднее между краткой историей западного искусства второй половины ХХ века и «все лучшее сразу». Впрочем, когда «лучшее» у тебя такое, можно и не мудрить с концепцией.
The Blueprint о выставке разговаривал с куратором ГМИИ Александрой Даниловой ↓
читайте также
Как смотреть современное искусство из коллекции Louis Vuitton
«Щукин. Биография коллекции»
2019
Щукинскую коллекцию — крупнейшее собрание французской живописи в России — показывают в таком объеме впервые после того, как ее распределили по Москве и Санкт-Петербургу в 1948 году. 150 полотен заняли почти все главное здание Пушкинского музея — и это именно те произведения современного французского искусства: Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс, — без которых сейчас невозможно представить учебники МХК. На выставке есть архивные документы, фотографии семьи и письма, напоминающие о том, чего стоило собрать такую коллекцию — и в итоге оставить все собранное в Москве, не увезя в эмиграцию ни одной работы.
Для The Blueprint гид по великой коллекции составила обозреватель и бренд-менеджер журнала «Диалог искусств» Арина Романцевич ↓
читайте также
Краткий гид по коллекции Сергея Щукина
«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
2019
Из галереи Tate привезли более 80 работ художников Лондонской школы, а также их учителей, союзников и последователей — впервые английская послевоенная живопись была представлена в России в таком количестве и качестве. Шесть художников — Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс — в то время, как все вокруг занимались абстрактным искусством, поместили в центр своих художественных практик человеческую фигуру.
The Blueprint отдельно рассказывал об одном из лидеров Лондонской школы — Люсьене Фрейде ↓
читайте также
Сорок детей и ноль друзей. Краткая биография Люсьена Фрейда

Фрэнсис Бэкон, 1944
«Путешествие души»
2019
Фактически первая для страны (по крайней мере, такого масштаба) выставка медиа как самостоятельного жанра — «Путешествие души» классика жанра Билла Виолы. Впервые в Москву привезли 20 работ художника, который в 1970-е стоял у истоков видео-арта, — показывали работы, созданные с 2000 по 2014 год. Виола любит перекладывать на язык диджитал классические сюжеты — тут и Библия, и Вагнер, и основоположник маньеризма Понтормо.
Все, что нужно знать о Виоле, — в нашем материале ↓
читайте также
Между буддизмом и Россией. Мир Билла Виолы от А до Я
«Музы Монпарнаса»
2021
Ревизионистские проекты Пушкинский проводил редко, «Музы Монпарнаса» — из таких. Впервые с стране показаны более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур и более 20 произведений прикладного искусства — как иллюстрация того факта, что великая эпоха Монпарнаса в начале ХХ века просто не случилась бы без женщин. Долгое время их знали как натурщиц и любовниц великих мужчин, но — не художниц. Пушкинский эту ситуацию немного поправил. Мы увидели среди прочих работы Ромен Брукс, Жаклин Марваль и Мари Лорансен.
А про самую известную художницу и писательницу Монпарнаса начала века, Кики с Монпарнаса, The Blueprint писал отдельно ↓
читайте также
Биография Кики — символа Монпарнаса, в котором осуществилась мечта, что художники могут организовать государство в государстве
«Женщина с маской», Вера Пагава, Около 1937
«Всеобщий язык»
2022
Названная по неосуществленной работе Франсиско Гойи — о торжестве разума над невежеством и вечном стремлении людей найти тот самый всеобщий язык — выставка открылась в год, когда человеческие и культурные связи за пределами и внутри страны рвались и рвутся с нечеловеческой скоростью, а над профессиональными сообществами нависла государственная цензура. Выставка — попытка напомнить о временах, когда искусство вполне успешно брало на себя дипломатические функции.
Центральные экспонаты «Всеобщего языка» — в нашем материале ↓
читайте также
Автограф «Умом Россию не понять» и еще четыре важных экспоната выставки