Blueprint
T

20 МАРТА 2023

10 главных выставок Пушкинского при Марине Лошак 

Сегодня было объявлено, что Марина Лошак покидает пост директора ГМИИ им. Пушкина, который она занимала после Ирины Антоновой последние десять лет. Сменяет Лошак — директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. За то время, пока Пушкинским руководила Марина Девовна, в нем проходили одни из наших любимых выставок — вспоминаем десять лучших и говорим спасибо.

«Прерафаэлиты. Викторианский авангард»

2013

Первый международный блокбастер после прихода Марины Лошак на должность директора, подготовленный, разумеется, ее предшественницей Ириной Антоновой. Но тем не менее — о продлении «Прерафаэлитов», на которых стояли вполне себе серовские очереди, объявляла уже Лошак. Выставка — Пушкинский в своем лучшем виде — герои в идеальной степени и популярные, и рафинированные, а работы, привезенные в Москву при поддержке Британского совета, — лучшее из лучшего.


А на The Blueprint можно почитать, как художники, которые победили викторианскую мораль, повлияли на моду и индустрию красоты ↓

читайте также

читайте также

«Возлюбленная (Невеста)», Данте Габриэль Россетти, 1865–1866

Шер и «Прекрасная Розамунда» Россети. Мудборд макияжей с румянами

Что общего у Джонатана Андерсона и Уильяма де Моргана

«Офелия», Джон Эверетт Миллес, 1851–1852

 «Человек как птица. Образы путешествий»

2017

Выставка, сделанная и проведенная за пределами страны, но тем не менее — для истории Пушкинского — бесконечно важная. В 2017 году музей впервые участвовал в параллельной программе Венецианской биеннале и собрал художников, которые представили совершенно новый портрет музея — современного и гибкого. Среди участников «Образов путешествий» — и абсолютный классик Мартин Хорнет, представлявший Германию на Венецианской биеннале, и панки из объединения «Провмыза», и тридцатилетняя на тот момент выпускница Школы Родченко Софья Гаврилова.

«Частная луна», Леонид Тишков, 2003–2016

«Аквариум», Дмитрий Булныгин, 2015

«Октябрь» Цая Гоцяна 

2017

Один из самых остроумных выставочных проектов Пушкинского, приуроченный к столетней годовщине Октябрьской революции. Для размышления о событии, по поводу которого даже близко нет никакого общественного консенсуса, был выписан истинный космополит и дипломат Гоцян, одновременно — любимец китайских властей, которые он всегда критиковал, что называется, умеренно (отсюда и Императорская премия за живопись), и европейских интеллектуалов («Золотой лев» Венецианской биеннале).


«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»

2018

Беспрецедентное событие. В Москве — 82 произведения из частной коллекции американского миллиардера Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан. Из них 12 картин, на секундочку, принадлежат кисти Рембрандта Харменса ван Рейна, по одной картине Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса и один рисунок Леонардо да Винчи. Одно из крупнейших частных собраний голландского искусства XVII века впервые было представлено миру в 2017 году в Лувре, затем поехало в Национальный музей Китая, а потом в Москву. Комментарии излишни.


А вот что можно посмотреть о Вермеере в ожидании следующих подобных выставок в Москве (ждать, думаем, надо будет долго) ↓


читайте также

Каким представляла Яна Вермеера популярная культура

«Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное»

2019

В музее — Альберто Джакометти, Ив Кляйн, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол, Герхард Рихтер и еще 15 художников, в представлении не нуждающихся. Всего 65 работ из выдающейся коллекции современного искусства, собранной фондом Louis Vuitton всего за 12 лет. Жанр — что-то среднее между краткой историей западного искусства второй половины ХХ века и «все лучшее сразу». Впрочем, когда «лучшее» у тебя такое, можно и не мудрить с концепцией.


The Blueprint о выставке разговаривал с куратором ГМИИ Александрой Даниловой ↓

читайте также

Как смотреть современное искусство из коллекции Louis Vuitton

«Щукин. Биография коллекции»

2019

Щукинскую коллекцию — крупнейшее собрание французской живописи в России — показывают в таком объеме впервые после того, как ее распределили по Москве и Санкт-Петербургу в 1948 году. 150 полотен заняли почти все главное здание Пушкинского музея — и это именно те произведения современного французского искусства: Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс, — без которых сейчас невозможно представить учебники МХК. На выставке есть архивные документы, фотографии семьи и письма, напоминающие о том, чего стоило собрать такую коллекцию — и в итоге оставить все собранное в Москве, не увезя в эмиграцию ни одной работы.


Для The Blueprint гид по великой коллекции составила обозреватель и бренд-менеджер журнала «Диалог искусств» Арина Романцевич ↓


читайте также

Краткий гид по коллекции Сергея Щукина

«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»

2019

Из галереи Tate привезли более 80 работ художников Лондонской школы, а также их учителей, союзников и последователей — впервые английская послевоенная живопись была представлена в России в таком количестве и качестве. Шесть художников — Франк Ауэрбах, Фрэнсис Бэкон, Р.Б. Китай, Леон Коссоф, Люсьен Фрейд и Майкл Эндрюс — в то время, как все вокруг занимались абстрактным искусством, поместили в центр своих художественных практик человеческую фигуру.


The Blueprint отдельно рассказывал об одном из лидеров Лондонской школы — Люсьене Фрейде 


читайте также

Сорок детей и ноль друзей. Краткая биография Люсьена Фрейда

Фрэнсис Бэкон, 1944

«Путешествие души» 

2019

Фактически первая для страны (по крайней мере, такого масштаба) выставка медиа как самостоятельного жанра — «Путешествие души» классика жанра Билла Виолы. Впервые в Москву привезли 20 работ художника, который в 1970-е стоял у истоков видео-арта, — показывали работы, созданные с 2000 по 2014 год. Виола любит перекладывать на язык диджитал классические сюжеты — тут и Библия, и Вагнер, и основоположник маньеризма Понтормо.


Все, что нужно знать о Виоле, — в нашем материале 


читайте также

Между буддизмом и Россией. Мир Билла Виолы от А до Я

«Музы Монпарнаса»

2021

Ревизионистские проекты Пушкинский проводил редко, «Музы Монпарнаса» — из таких. Впервые с стране показаны более 50 картин, около 100 рисунков, порядка 20 скульптур и более 20 произведений прикладного искусства — как иллюстрация того факта, что великая эпоха Монпарнаса в начале ХХ века просто не случилась бы без женщин. Долгое время их знали как натурщиц и любовниц великих мужчин, но — не художниц. Пушкинский эту ситуацию немного поправил. Мы увидели среди прочих работы Ромен Брукс, Жаклин Марваль и Мари Лорансен.


А про самую известную художницу и писательницу Монпарнаса начала века, Кики с Монпарнаса, The Blueprint писал отдельно


читайте также

Биография Кики — символа Монпарнаса, в котором осуществилась мечта, что художники могут организовать государство в государстве

«Женщина с маской», Вера Пагава, Около 1937

«Всеобщий язык»

2022

Названная по неосуществленной работе Франсиско Гойи — о торжестве разума над невежеством и вечном стремлении людей найти тот самый всеобщий язык — выставка открылась в год, когда человеческие и культурные связи за пределами и внутри страны рвались и рвутся с нечеловеческой скоростью, а над профессиональными сообществами нависла государственная цензура. Выставка — попытка напомнить о временах, когда искусство вполне успешно брало на себя дипломатические функции.


Центральные экспонаты «Всеобщего языка» — в нашем материале ↓

читайте также

Автограф «Умом Россию не понять» и еще четыре важных экспоната выставки

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}