Главные российские выставки 2023
Продолжаем рассказывать о главных культурных событиях года — лучшие иностранные выставки мы уже изучили, теперь пришло время отечественных.
Выставка коллекции екатеринбургского
фонда «Синара»
Москва

Московский музей современного искусства
15 февраля — 21 мая 2023 года
В филиале ММСИ на Петровке уже скоро покажут абсолютных классиков отечественного совриска — Александра Бродского, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Дмитрия Александровича Пригова и группу Recycle Group. Все эти работы — часть собрания фонда «Синара», принадлежащего одноименному холдингу. Впрочем, присутствуют и менее известные имена, и как раз они, скорее всего, окажутся самым интересным, что покажут на выставке. Фонд «Синара» давно собирает уральских художников — и в Москву привезет их тоже. Будут Валерий Дьяченко, Олег Еловой, Екатерина Поединщикова, Владимир Селезнев, Николай Федореев.
Санкт-Петербург

«Первая позиция. Русский балет»
Центральный выставочный зал «Манеж»
февраль — май 2023 года
В прошлом году весь мир с размахом праздновал 150-летие Сергея Дягилева и вспоминал его «Русские сезоны»: выставка в Третьяковке о них — это часть огромного несостоявшегося проекта «Русская нить» о влиянии русского искусства на моду, который готовился вместе с Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В этом году санкт-петербургский «Манеж» продолжает вечеринку. Концепция выставки, детали которой пока неизвестны, заявлена максимально амбициозно — ни много ни мало, а история русского балета. Точно известно, что связующим звеном будет, конечно, «Лебединое озеро» (в прошлом году отпраздновавший 145 лет с первой постановки) — балет, чье значение в новейшей истории России переоценить, что называется, сложно.
«Дом моделей. Индустрия советских образов»
Москва

Музей Москвы
март — июнь 2023 года
Продолжение большого проекта Музея Москвы о советском наследии. Теперь настала очередь модной индустрии — в год, когда все международные проекты по истории моды по очевидным причинам невозможны (одна из самых больших потерь — уже упомянутая «Русская нить»), самое время попробовать обойтись без зарубежных партнеров. Тем более что советская модная индустрия не так уже бедна, как может показаться. В Музее Москвы будут рассказывать об Ателье мод, Доме моделей на Сретенке и Общесоюзном доме моделей на Кузнецком Мосту. Будем надеяться, что выставка пройдет успешнее, чем Московская неделя моды, на которую в прошлом году стоически ходила старший редактор отдела моды Настя Сотник. Впрочем, зная команду музея, рассчитываем на серьезную работу.
Москва

«После импрессионизма»
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
25 марта — конец августа 2023 года
Проект о том, какое колоссальное впечатление произвела на современников (а с их помощью и на потомков) первая выставка импрессионистов в 1886 году, Пушкинский и лондонская Национальная галерея готовили начиная с 2019 года. Но потом случился 2022-й, и про гастроли пришлось забыть. Выставку, которую должны были по очереди показывать в обеих столицах, поделили на две части. Так, в Москве будут рассказывать, как под влиянием вполне миролюбивых импрессионистов рождался грозный советский авангард. В Галерею искусства стран Европы и Америки привезут картины из Третьяковки, Русского музея и региональных музеев. Среди прочих будут Татлин, Малевич и Гончарова.
«„Салоны“ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века»
Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
конец апреля — конец августа 2023
Потенциально самая остроумная выставка сезона и точно must для всех ходоков по музеям — хотя бы для того, чтобы узнать у лучших, как такие проекты делаются. В конце XVIII века в музеи (в основном в Лувр) регулярно ходил французский философ, великий остряк и выдающийся борец за права культуры Дени Дидро — о своих походах он писал колонку в журнал «Литературная корреспонденция», которую раз в две недели получал весь просвещенный мир (в том числе и императрица России Екатерина II). Именно его критические заметки о выставках тогда современного искусства станут ядром проекта Пушкинского. Кроме них — популярные художники XVIII века в аутентичной многоярусной развеске по жанрам, и скульптура того же времени — всего около 150 работ. Выставка собрана силами российских музеев — ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской картинной галереи, «Архангельского», «Павловска» и «Кусково» — и следующей зимой отправится в Эрмитаж.
Москва

«Выбор Добычиной»
Музей русского импрессионизма
8 июня — 24 сентября 2023 года
Долгожданная выставка, посвященная одной из первых профессиональных галеристок в отечественной истории, которая совершенно незаслуженно не стала звездой вроде Костаки. Надежда Добычина, биолог по образованию, в 1911 году организовала «Художественное бюро Н. Е. Добычиной», где проходили одни из важнейших выставок в истории искусства ХХ века. В ее «Художественном бюро» квартировался театр Мейерхольда, проходила первая персоналка Натальи Гончаровой, и там же — внимание — публике в рамках «Последней футуристической выставки картин „0,10“» впервые показали «Черный квадрат» Малевича. В коллекции Добычиной случайных имен не было — Сомов, Бенуа, Петров-Водкин, Сарьян и так далее. В Музее русского импрессионизма будут показывать вещи не только из ее личного собрания, но и шедевры с тех самых выставок.
Москва

«Алексей Щусев. 150»
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
27 сентября – январь 2024
Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека — пользуясь своими Сталинскими премиями и званием «автора Мавзолея», он неоднократно вытаскивал из тюрем репрессированных коллег и добивался для них разрешений на работу. Показывать, не стоит сомневаться, будут все: обещают больше 200 работ сразу на двух площадках музея — в основном здании и в выставочном пространстве в Аптекарском приказе. Личные вещи, портреты, архивные фотографии и, разумеется, самые знаменитые проекты — в том числе московское метро.

Санкт-Петербург

«В.И.Суриков. К 175-летию со дня рождения»
Русский музей
август — ноябрь 2023 года
Рискнем предположить, что это будут «очереди на Серова» 2023. Главный выставочный проект Русского музея в этом году — масштабное празднование 175-летия художника, мягко говоря, любившего писать с размахом и до сих пор остающегося примером, как жить и работать так, чтобы о тебе знали буквально в каждой деревне и даже за пределами планеты. В честь Сурикова назван кратер на Меркурии, он автор фресок для ХХС, страстный гитарист-любитель, прадед Никиты Михалкова (тоже по-своему выдающаяся роль в истории), и так далее. В Санкт-Петербург привезут около ста его работ. Будут и «школьные» «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин», и наоборот — эскизы и наброски.