Главные зарубежные выставки 2023
В этом году за международными выставками-блокбастерами точно придется ехать в Европу (если это будет еще возможно). Мы выбрали для вас лучшие — самую большую выставку Вермеера в истории, ретроспективу Абрамович в Королевской академии в Лондоне и блокбастер про менструацию в Берлине.
1
Вермеер
Рейксмузеум, Амстердам, 10 февраля — 4 июня
Ян Вермеер, «Молочница», (1658-1661)
Абсолютный блокбастер этого сезона — и, как положено всякому блокбастеру, максимально демократичный по концепции. Она звучит так: самая большая выставка Яна Вермеера (в принципе, что еще надо). Под одной крышей соберут как минимум 28 (!) картин великого голландца (всего их, согласно последнему каталогу художника, собранному в 2017-м, — 37). Из коллекции Фрика в Нью-Йорке приедут «Офицер и смеющаяся девушка», «Хозяйка и служанка» и «Прерванный урок музыки» (за пределы страны они в полном составе выезжают впервые за сто лет — отдельная сенсация). Из Гааги приедет «Девушка с жемчужной сережкой», четыре шедевра есть у принимающей стороны в Рейксмузеуме. Коллеги за рубежом уже волнуются о возможном появлении на смотре экоактивистов из Just Stop Oil.
Действие, жест, краска: художницы и абстракционизм 1940-1970 гг.
2
Whitechapel Gallery, Лондон, 9 февраля — 7 мая
Ук Кёнг Чой, «без названия», 1960
Женское представительство в абстрактном экспрессионизме, что называется, недооценить сложно: достаточно назвать Элен Де Кунинг, Ленор «Ли» Краснер, Элен Франкенталер и Джоан Митчелл. Однако для широкой публики направление до сих пор остается преимущественно мужским. И действительно с Джексоном Поллоком или Марком Ротко соревноваться непросто: по крайней мере, так считают кураторы Whitechapel Gallery. Чтобы немного ситуацию поправить, была произведена огромная работа: в Лондоне покажут 150 работ 80 художниц. Отдельное внимание уделено тому, чтобы избежать американоцентричности: будет Ук Кёнг Чой (Южная Корея), Марта Минуджин (Аргентина) и Бехжат Садр (Иран).
Климт. Вдохновленный Ван Гогом, Роденом, Матиссом
3
Бельведер, Вена, 3 февраля — 29 мая
Густав Климт,«Аллея в парке Шлосс Каммер», 1912
История этой выставки началась семь лет назад, когда сотрудники музея Бельведер в Вене объединились с коллегами из Музея Ван Гога в Амстердаме с целью провести расследование — кто и как оказывал влияние на короля венского модернизма и основателя Венского сецессиона. Затея была более чем необходимая — несмотря на огромную народную любовь к Климту, музейное сообщество взяло его в оборот сравнительно поздно (известно, что на первой большой выставке Климта в 1928 году из выставлявшихся 76 работ только шесть (!) были из музейных фондов), и подобные выставки актуальны до сих пор. Выставка, приуроченная, к 300-летию Бельведера, — итог этого исследовательского проекта. Показывают около 90 картин, эскизов и скульптур Густава Климта и важных для его генеалогии художников. Главные из них заявлены в названии.
Сара Бернар
4
Пти-пале, Париж, 14 апреля — 27 августа
Клерен Жорж, «Портрет Сары Бернар», 1876
Выставка к столетию, возможно, главной актрисы в истории. По крайней мере, именно Бернар, дочь куртизанки и несостоявшаяся монахиня, стала первой «звездой» в современном понимании слова (и первой женщиной, сыгравшей Гамлета, кстати говоря) — гламурной, эксцентричной, загадочной. В Париже соберут около 400 экспонатов, связанных с жизнью актрисы, — сценические костюмы, театральные плакаты, портреты, любимые вещи (гроба, в котором она по молодости в лучших традициях Уэнсдей Аддамс, спала, кажется, уже не найти, а жаль). Кураторы отдельно позаботились о том, чтобы Бернар была представлена не просто как «артистка», а как интеллектуалка и символ эпохи. Один из хайлайтов выставки — портрет 32-летней Бернар, выполненный ее лучшим другом, художником-ориенталистом Жоржем Клереном.
Иконы
5
Коллекция Пино, Пунта-делла-Догана, Венеция, 2 апреля — 26 ноября
Дэвид хаммонс, «дух черного мохира» , 1971
Возможность взглянуть на часть огромной коллекции современного искусства Франсуа-Анри Пино — председателя Kering и просто мужа Сальмы Хайек. Выставка посвящена «иконам», как в прямом значении — «образа» и «подобия» (в переводе с греческого), так и в более узком — религиозном. Будет и минималистка Агнес Мартин, и видеохудожник Артур Джаффа, который в том числе снимал клипы для Solange и Канье Уэста, и разбойник Маурицио Каттелан. От последнего в Венецию приедет знаменитая скульптура La Nona Ora — насмерть прибитый метеоритом папа Иоанн Павел II. Стоит ли говорить, что выставлять все это богатство будут под боком одних из самых знаменитых церквей в мире, а это всегда хороший сеттинг для слегка (как в данном случае) иконоборческих жестов.
Филипп Гастон
6
Tate, Лондон, 5 октября — 25 февраля
филипп гастон,«живопись, курение, еда», 1973
Один из главных представителей абстрактного экспрессионизма на этой планете, Гастон сменил направление беспрецедентно рано. В конце 1960-х, на фоне потрясавших Америку волнений, он обратился к фигуративному (ну насколько это может позволить себе друг детства Джексона Поллока) политическому искусству. Так на его полотнах появились зловещие фигуры в белом (участники ККК) — они же стали причиной громких скандалов уже в ХХI веке. В 2021 году в Америке набирало обороты BLM, и ретроспективу Гастона, которую тогда планировали открыть в Национальной галерее в Вашингтоне, было решено от греха подальше перенести. Скандал разразился страшный — открытые письма писали Мэтью Барни, Генри Тэйлор, Кристофер Уильямсон и другие классики американского современного искусства. Спустя два года здравый смысл все-таки восторжествовал, правда, на безопасном расстоянии — за океаном, зато в Лондоне Гастона в таком количестве показывают впервые за тридцать лет.
Хип-хоп и современное искусство в XXI веке
7
Балтиморский художественный музей, Балтимор, апрель — июль
черри бружа, «кибернетика», 2022
По-настоящему серьезное погружение в тему, а именно — в историю влияния хип-хопа на моду, современное искусство и технологии — осуществить, кажется, в принципе не очень возможно, но с чего-то надо начинать. Воспетый в «Прослушке» Дэвида Саймона Балтимор, город с преимущественно афроамериканским населением, — прекрасная точка для старта: люди там, что называется, в теме. Выставка, впрочем, представляет собой не просто хорошее собрание иллюстративного материала, а исследование того, как музыкальное направление стало и остается серьезнейшей политической и социальной платформой. В главную галерею города привезут около ста объектов — от совместных коллекций кроссовок Фаррелла Уильямса и adidas до картин из коллекции современного искусства Jay Z.
Марина Абрамович
8
Королевская академия искусств, Лондон, 23 сентября — 10 декабря
Марина Абрамович, «Портрет художника со свечой (A)», 2012
Удивительно, но факт — первая большая ретроспектива бабушки перформанса Марины Абрамович в английской столице. Из-за эпидемии коронавируса выставку дважды переносили — в связи с тем, что Абрамович собирается повторить на ней некоторые из своих самых известных перформансов. Какие точно будут представлены на выставке, пока не говорят, но публику дразнят — сама художница сказала, что не прочь повторить «Ритм 0» 1974 года, когда зрители могли делать с Абрамович все, что угодно — используя один из 72 предметов, выложенных перед художницей. Среди них, напомним, был и заряженный пистолет, и скальпель (тогда обошлось без прямых угроз жизни, но поистязали Абрамович знатно). Впрочем, в основном все ждут повторения гораздо более миролюбивого «В присутствии художника».
Баския\Уорхол
9
Louis Vuitton Foundation, Париж, 5 апреля —28 августа
жан-мишель баския и энди уорхол, «6,99», 1984
В 2018 году в фонде прошла, мягко говоря, успешная ретроспектива Баскии, и с тех пор кураторская команда музея только наращивает обороты. Про дружбу отца поп-арта и Баскии написаны тома, но приличных выставок, по крайней мере такого масштаба, в истории не было. Покажут около ста совместных работ Уорхола и Баскии — результата «разговора не в словах, а с помощью живописи» (так описывал сотрудничество художников их коллега Кит Харинг). Помимо картин двух главных героев выставки будут представлены также их коллеги и соперники — тот же Харинг, Дженни Хольцер, Кенни Шарф и другие художники одного из самых жизнерадостных и трагичных поколений в истории американского искусства — практически полностью выкошенного эпидемией ВИЧ.
Flow: выставка о менструации
10
10
Музей европейской культуры, Берлин, 6 октября — 6 октября
Год в Музее европейских культур в Берлине будет висеть, как уже понятно, крайне полезная выставка, посвященная месячным и их репрезентации в популярной культуре. Плотно вопросом, кстати, занялись совсем недавно — лет пятнадцать назад тема наконец-то получила должный интерес широкой публики. На выставке соберут всего понемногу: от убогих и сексистских реклам прокладок до современного феминистского искусства по теме. Не обойдется и без документации всех общественных дискуссий последних лет и продолжения одной из самых острых — доступности базовых средств гигиены для женщин и, не убоимся гнева Джоан Роулинг, других менструирующих персон.
Женщины бунтуют!
10
11
Tate, Лондон, 8 ноября — 7 апреля
хелен чадвик, «в кухонном шкафу», 1977
Абсолютный must see. Сто художниц, работавших в Великобритании с 1970 по 1990 год. Графика, скульптура, живопись, кино и перформанс — все, посвященное самым острым социально-политическим проблемам. Борьба за права женщин, репрезентация материнского опыта, панк-движение, пандемия ВИЧ, расизм, антивоенное движение (отдельная глава выставки будет посвящена женскому лагерю на базе королевских ВВС Greenham Common, организованному в знак протеста против ядерного оружия и просуществовавшему с 1981 по 2000 год) и так далее, и так далее. Выставка в Tate берет не сложной концепцией, а тотальным подходом и качеством имен. И как показывает практика, подобный подход, в случае, если у тебя имеются, среди прочих, и Вивьен Вествуд, и Хелен Чедвик, и Трейси Эмин, и Сара Лукас, работает лучше всего. Тот редкий случай, когда искусство говорит само за себя.