Энциклопедия
The Blueprint:
мир Билла Виолы
от А до Я
специальный проект
СЕРИЯ «МУЧЕНИКИ». 2014
МУЧЕНИК ЗЕМЛИ; МУЧЕНИК ВОЗДУХА; МУЧЕНИК ОГНЯ; МУЧЕНИК ВОДЫ
Исполнители: Норман Скотт, Сара Стебен, Дэрроу Игус, Джон Хэй
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
Отправляемся в большое путешествие по персональному миру одного из главных видеохудожников современности
В возрасте 73 лет скончался американский мастера видеоарта Билл Виола. Каждая его высокотехнологичная видеоработа — своеобразная отсылка к классическому искусству, культурным и религиозным различиям, вечным вопросам о жизни и смерти. Почему важно оставаться наедине с работами Билла Виолы, каким образом он создает свои инсталляции и какой переворот художник совершил в истории искусства — в нашей энциклопедии.
Автор: Стася Дементьева
редактор: зоя молчанова
— Ablutions
Работа Ablutions, или «Омовение», была создана в 2005 году в рамках большого проекта «Тристан». На двухканальном медитативном видео в режиме замедленной съемки — фигуры мужчины и женщины, которые омывают руки под потоком воды. Омовение рук — важная часть всех религиозных церемоний. Это символ очищения и пробуждения к новой жизни.
ОМОВЕНИЕ. 2005
Исполнители: Джефф Миллс, Лиза Роден
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
Вода становится основой произведений Виолы не только по причине ее символических значений — в возрасте 6 лет Виола чуть не утонул в озере, и этот опыт сильно повлиял на него как на художника. В таких его работах, как «Отражающий бассейн» (1977–1979) или «Чаша слез» (2005), вода выступает метафорой преображения и границей бытия и небытия, а отражение в воде — местом ирреального.
— Буддизм
Билл Виола начинает плотно изучать и практиковать дзен-буддизм во время своей поездки в Японию в начале восьмидесятых. Больше всего в учении Виолу поразило внимание к созерцанию любого предмета. Художник часто вспоминает слова Эйхэй Догэна, мастера буддизма XIII века: «Смотрите на каждую вещь в этом целом мире как на момент времени». Концентрация, медитация, чувствование и безвременье ложатся в основу работ Виолы. Например, в «Нантском триптихе» (1992) остро ощущается «бардо» — в тибетском буддизме так называют интервал между одной жизнью и следующей.
НАНТСКИЙ ТРИПТИХ. 1992
Фото: Бэнни Чан
— Видеоарт
Впервые Билл Виола знакомится с видеоартом в студенческом центре Сиракузского университета в 1969 году — когда течение только зарождалось благодаря его основоположникам Нам Джун Пайку, Брюсу Науману, Ричарду Серра и Питеру Кампусу. Виола становится сооснователем видеогруппы «Синапс» и делает первые видеозаписи, среди которых «Пленка 1» и «Дикие лошади». Помимо экспериментов с видео он активно проводит опыты со звуком и вместе со звукорежиссером Бобом Билецки в 1975 году создает подводный саундскейп (или звуковой ландшафт). В будущем звук и видео станут главными медиумами в его произведениях. Свое мастерство Виола доведет до такой степени, что его станут называть художником, наделившим живопись движением. Он сделал то, чего всегда хотели достигнуть классические художники, — воплотить в работах течение времени.
— Географическая карта
Билл Виола путешествует всю жизнь. В 1970-х художник отправляется в Сиену и Флоренцию, где его повсюду окружает наследие итальянской живописи. В Японии он сталкивается с дзен-буддизмом и изучением передовых технологий компьютерного видеомонтажа. За поисками миражей для работы «Шотт-эль-Джерид. Портрет в свете и жаре» Виола вместе с женой Кирой Перов отправляется в Тунис, где во время съемок они борются с жарой, ветром и отсутствием чистой воды. А в Индонезии так же, как и во многих других странах, художник исследует мировые духовные учения и местные культуры с традиционными музыкой и визуальными образами.
ШОТТ-ЭЛЬ-ДЖЕРИД (ПОРТРЕТ В СВЕТЕ И ЖАРЕ). 1979
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
— Джотто
Фрески основоположника эпохи Проторенессанса Джотто в Капелле Скровеньи в Падуе произвели огромное впечатление на Билла Виолу. По мнению видеохудожника, с новаторства Джотто и началось современное искусство. Ему понравилось, как итальянский художник изобразил фресковый цикл работ практически в формате кинематографических раскадровок и порвал со средневековыми канонами изображения, наделив истории реализмом, а отрешенных героев — эмоциями.
— Естественность
Видеоинсталляции Билла Виолы — отражение нашей жизни, и зритель может использовать их как способ восприятия себя. Самопознание — ключевая особенность творчества художника. Для изучения техник самопознания Виола обращается к восточному спиритуализму, дзен-буддизму и христианскому мистицизму. Многолетние исследования и духовная практика помогают художнику понять, что почти все духовные традиции ведут человека к просветлению, освобождению и перерождению. Религиозная символика присутствует во многих его работах.
Ж
З
— Жан-Люк Нанси
— Звук
Философские аспекты в творчестве Билла Виолы изучают многие специалисты. Например, французский философ и профессор Страсбургского университета Жан-Люк Нанси выбрал темой исследования возвышенное в работах художника. Возвышенным он называет «эмоцию субъекта на пределе». Это определение подходит и для описания эмоциональных переживаний героев видео, и чувств, которые испытывает зритель при просмотре работ.
Виола погружает зрителей в постоянно меняющуюся среду, которая состоит из образов и звуков. Звук усиливает переживание, оживляет изображение и заставляет зрителя столкнуться с реальностью. Впервые Виола обратил внимание на звук в детстве, когда его дедушка, услышав гул города, спросил: «Это океан?». С тех пор шум города и в целом звуки во всем многообразии навсегда останутся для Виолы символом бытия.
Сильной звуковой работой можно назвать «Гимн» (1983). Ее аудиоряд построен на многократно замедленных и ускоренных криках девочки, изображенной на фоне сводчатого зала станции, похожего на церковный. Его же своей трехнефной (состоящей из трех примыкающих друг к другу пространств) структурой напоминает Белый зал Пушкинского музея, в котором экспонируются две работы из серии «Тристан» c усиленным звучанием шума ревущей воды и разрушительной огненной стены.
ВОЗНЕСЕНИЕ ТРИСТАНА (ЗВУК ГОРЫ ПОД ВОДОПАДОМ). 2005
Исполнитель: Джон Хэй
Видео: Кира Перов © Bill Viola Studio
— Иммерсивность
Цифровым медиа свойственны интерактивность и иммерсивность (или эффект присутствия), что абсолютно точно можно найти в работах Билла Виолы. Благодаря этим двум феноменам, а также партиципаторности — возможности соучастия — зритель негласно становится одним из героев видео, чьи душу и эмоции Виола старается затронуть так глубоко, насколько это возможно. В сети выложено много коротких видеозаписей его работ, но они не произведут такого впечатления на зрителя, как полномасштабные произведения в музейных и церковных пространствах.
— Кира Перов
Кира Перов работала директором по культурной деятельности Университета Ля Тробав в Мельбурне, когда в 1977 году пригласила Билла Виолу поучаствовать в выставке «Видеоспектр». С тех пор они не расстаются. Кира участвует в производстве инсталляций, занимается фотодокументацией съемок, а еще она исполнительный продюсер художника, редактор каталогов, куратор выставок (она стала сокуратором «Путешествия души» в Пушкинском музее) и, конечно, его жена и мать их общих детей — Блейка и Андрея. Второго сына родители назвали в честь иконописца Андрея Рублева и режиссера Андрея Тарковского — это было предложение Киры, у которой русские корни.
Билл Виола
Кира Перов
Фото: Джонти Уайлд © Yorkshire Sculpture Park, UK
— любовь
К теме любви Виола обращается в работах из серии «Тристан». «Тристан и Изольда» — история сильной любви из рыцарских романов, положенная в основу одноименной оперы Рихарда Вагнера. В 2004 году художника пригласили создать видео для новой постановки режиссера Питера Селларса в Лос-Анджелесской филармонии. Ее финальный вариант публика увидела в 2005 году в Opera Bastille в Париже. После премьеры критики назвали работу художника «инкарнацией» вагнеровского Gesamtkunstwerk, имитирующего реальность тотального произведения, где соединяются все виды искусства. В 2008 году спектакль показали в Мариинском театре в Санкт-Петербурге — симфонический оркестр под руководством Валерия Гергиева выступил под аккомпанемент поэтического видеоповествования Виолы о духовной природе любви.
Опера Бастилии. «Тристан и Изольда». Билл Виола. 2005
Фото: Рут Вальц
— Медиа
Технологии — постоянные спутники художника. В детстве Билл Виола был капитаном «ТВ-отряда» начальной школы в Куинсе, в студенческие годы — одним из основателей видеогруппы «Синапс», после учебы — техническим специалистом студии по производству видеоарта art/tapes/22 во Флоренции и резидентом телевизионной лаборатории WNET/Thirteen в Нью-Йорке. На каждом этапе Виола плотно изучал возможности видеотехнологий, характеристики камер и объективов. По мнению художника, камера может научить нас глубоко видеть — а это сущность всех духовных практик.
Виола успел поработать с аналоговой системой записи видео Portapak, с инфракрасными и военными камерами видеонаблюдения для ночных съемок в пустыне, с телескопическими миниатюрными камерами для съемки недоступных зон, оборудованием для подводной съемки и высокоскоростной 35-миллиметровой пленочной камерой. Широкий выбор оборудования позволил художнику изучить технологии вдоль и поперек.
— «Невинные»
Видеодиптих «Невинные» (2007) показывает проходящих через потоки воды юношу и девушку в момент наступления совершеннолетия. Они будто совершают обряд перерождения, трансформации и вступления во взрослую жизнь. Для съемок Виола работает со старой черно-белой камерой слежения с зернистым эффектом и цветной камерой с высоким разрешением и чувствительностью. Их технологические различия так же, как и вода, делят в глазах зрителя жизнь героев на два разных мира.
НЕВИННЫЕ. 2007
Исполнители: Аника Баллент, Андрей Виола
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
— «Огненная женщина»
Видеозвуковую инсталляцию «Огненная женщина» о смерти и трансформации Билл Виола делает в 2005 году. На видео — женский силуэт на фоне огромных устрашающих всполохов огня. Спустя время женщина идет вперед и с распростертыми руками падает в воду. По замыслу Виолы «Огненная женщина» — образ, который возникает в сознании умирающего человека.
Для съемок видео был построен большой бассейн с водой, с выставленными по дальнему краю высокими газовыми трубами, чтобы создать стену пламени, а вся сцена была снята камерой, направленной на отражение в воде.
ОГНЕННАЯ ЖЕНЩИНА. 2005
Исполнитель: Робин Бонаккорси
Видео: Кира Перов © Bill Viola Studio
П
— Путешествие души
СЕРИЯ «ВОДНЫЕ ПОРТРЕТЫ». 2013
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском музее. Москва. 2021
Фото: Александр Гулинов © ГМИИ им А.С. Пушкина
Персональная выставка Билла Виолы реализована в рамках программы «Пушкинский XXI». Цель — выявить связи между классическим и современным искусством и сформировать у зрителя новый опыт восприятия искусства через соучастие и эмоции. Выставка «Путешествие души» готовилась больше пяти лет. В 2015 году по приглашению директора Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марины Лошак Билл Виола и Кира Перов прилетают в Москву, чтобы познакомиться с будущим экспозиционным пространством и провести в отеле «Метрополь» закрытый показ видеоинсталляции «Три женщины» для 120 патронов Пушкинского музея.
В экспозиции — эмоциональные работы из серии «Страсти», проект «Тристан», созданный в середине 2000-х специально для постановки оперы Рихарда Вагнера, серия «Трансфигурации» о том, как время влияет на преображение сущности и материи человека, а также серия «Мираж» о пустыне как о месте встречи внешнего и внутреннего мира человека. Каждую работу интересно сравнивать с коллекцией Пушкинского музея, где много произведений художников эпохи Возрождения и барокко, которыми вдохновлялся Виола. Обратите внимание на «Несение креста» нидерландского художника Яна Мостарта или на «Адама и Еву» художника немецкого Ренессанса Лукаса Кранаха Старшего.
ОГНЕННАЯ ЖЕНЩИНА. 2005
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском музее. Москва. 2021
Фото: Александр Гулинов © ГМИИ им А.С. Пушкина
— Россия
В 1992 году в «TV-галерее» Нины Зарецкой с аншлагом прошла выставка «Американский видеоарт», среди работ которой были представлены «Гимн» (1983) и «Я не знаю, что я из себя представляю» (1986) Билла Виолы. В России в это время видеоарт находился в зачаточном состоянии — сказывались скудные знания художников в области технологий и дефицит портативных камер, которые уже были на рынке, но доступны далеко не всем. Работы Виолы стали откровением для российских художников — на его видеоарте учились, им вдохновлялись.
В 1996 году в Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «У предела», где экспонируются видеоинсталляции современных зарубежных художников. Это был первый опыт классического музея в России — экспонировать произведения, для которых главным медиумом стали технологии. В этот раз Виола адаптирует под выставочное пространство «Науку сердца» — видео с демонстрацией открытой операции на человеческом сердце. Позже к экспонированию видеоарта присоединились Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Пушкинский музей в Москве, где было показано «Приветствие» в рамках Первой Московской биеннале. В 2016 году в стенах музея проходит выставка «Дом впечатлений. Классическое и современное медиаискусство» с «Отражающим бассейном» (1977–1979) Виолы.
С
Т
— Сиракузский университет
— Тюдор
Виола изучал визуальное искусство в школе искусств Сиракузского университета в штате Нью-Йорк, США. Так как его интересовало не только искусство, но и все — от религии до инженерии, Виола посещал лекции других факультетов, где узнавал о психологических аспектах восприятия или о связях технологии и гуманитарных наук. Здесь же он записался в музыкальную школу, где научился играть на электронных синтезаторах с их неосязаемым миром звуковых сигналов и электронов. Первую персональную выставку Билл Виола также устраивает в Сиракузах, в Художественном музее Эверсона.
В середине 1970-х Билл Виола начинает работать с американским авангардным пианистом и композитором Дэвидом Тюдором, который стал первым исполнителем скандальной музыкальной пьесы Джона Кейджа «4′33′′». Билл Виола был членом гастролирующей группы Composers Inside Electronics, организованной Тюдором в 1974 году. Вместе с другими молодыми музыкантами Виола исполнял произведение «Тропический лес», которое обратило его внимание на невидимый мир звука.
— Усовершенствованные технологии
Виола стоял у истоков видеоарта в 1970-е годы, и его творческая эволюция напрямую связана с развитием медиатехнологий. С их усовершенствованием менялся подход к производству работ, а в команде увеличивалось количество специалистов, хотя сам Виола мог быть и режиссером, и художником, и оператором одновременно, как и в начале своей карьеры. Например, для подготовки видео из серии «Трансфигурации» из студии Lucasfilm был приглашен инженер для решения проблемы параллакса (искажения), возникающей при совмещении изображений, полученных при одновременной съемке с двух точек.
Также у художника есть собственная Bill Viola Studio. Она находится в Калифорнии — центре американской киноиндустрии, поэтому для Виолы не составляет никакого труда достать супертехнологичное оборудование последнего поколения для создания качественного видео и звучания.
Во Флоренцию Билл Виола приезжает в 1974 году сразу после окончания университета. Два года еще начинающий художник будет работать техническим специалистом в одной из первых в Европе видеоарт-студий art/tapes/22, а за ее пределами — открывать для себя творческое наследие итальянских мастеров эпох Ренессанса и барокко, которым он будет окружен ежедневно.
Звук для Билла Виолы был так же важен, как и художественные образы. Виола носит с собой аудиокассетный диктофон и записывает серии стереозаписей в церковных пространствах. Там же, изучая фресковую живопись, Виола понял, что изначально изображения зарождались как форма, подчиненная архитектуре и пространству, как на стенах первобытных пещер. Это стало для него откровением.
В 2017 году Билл Виола вернется во Флоренцию, чтобы открыть выставку «Билл Виола. Электронный Ренессанс» в палаццо Строцци.
— Флоренция
Выставка «Билл Виола. Электронный Ренессанс» в Палаццо Строцци. Флоренция. 2017
Фото: Алессандро Моджи © Фонд Палаццо Строцци
— Художественный язык
Создание сакральных пространств, где можно угадать образы прошлого и осмыслить человеческие ценности, — одна из целей художника. Особенно это ощущаешь в церквях, где иногда экспонируются работы Виолы. Обращение к полным смысла природным стихиям, слияние видео с отсылками на религиозные сюжеты с храмовой архитектурой и особенная акустика пространства создают незабываемый эффект полного погружения зрителя как в работу, так и в собственные переживания. Медиум Виолы — использование чувственного, глубинного опыта. Он делает идею возвышенного понятной и эмоционально близкой для зрителя.
Видеотриптих «Мэри» в соборе Святого Павла. Лондон. 2016
Фото: Питер Маллет
— «Церемония»
КОМНАТА КАТЕРИНЫ. 2001
Исполнитель: Уиба Гарретсон
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
Работы из серии «Страсти» (2000–2002) сосредоточены на изучении человеческих эмоций, особенно — на их экстремальном проявлении. Чтобы проследить, как абсолютно полярные эмоциональные состояния перетекают друг в друга, Виола использует технологию slow motion или эффект замедленного движения.
Так, в «Церемонии» запечатлена процессия из людей, выражающих полный спектр чувств от сильного горя до мимолетного испуга. В «Квинтете изумленных» — оммаже на босховское «Увенчание терновым венцом» — и «Покорности» мы видим, как эмоции достигают пика и абсолютно обессиливают героев-перформеров. Только в «Комнате Катерины», вдохновленной пределлой (продолговатой нижней частью многостворчатого церковного алтаря) мастера Андреа ди Бартоло, Виола больше фокусируется на повседневных ритуалах героини, чем на чувствах — эмоции на ее лице выражают спокойствие и задумчивость.
КВИНТЕТ ИЗУМЛЕННЫХ. 2000
Исполнители: Том Фицпатрик, Джон Флек, Уиба Гарретсон, Дэн Геррити, Джон Малпед
Видео: Кира Перов © Bill Viola Studio
— Четырнадцать лет
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» охватывает творчество художника с 2000 по 2014 год. Все это время Виола совершенствовал технологию движущегося изображения и продолжал исследование состояний человека, его путешествия от рождения до смерти и трансформаций, которые происходят с душами людей. В этот период Виола создает один из самых крупных проектов — серию видеопроекций для оперы Вагнера «Тристан и Изольда», которые в дальнейшем становятся самостоятельными произведениями. Несколько видеоинсталляций из этой серий можно увидеть на выставке в Белом зале.
ОБРАЩАЯСЬ В СВЕТ. 2005
Исполнители: Джон Хэй, Сара Стебен
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
ОГНЕННАЯ ЖЕНЩИНА. 2005
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском музее. 2021
Фото: Александр Гулинов © ГМИИ
им А.С. Пушкина
— «Шотт-эль-Джерид (Портрет в тепле и свете)»
Шотт-эль-Джерид — соленое озеро в центральной части Туниса размером около 7000 квадратных километров, которое летом при 40–50 градусах превращается в подобие пустыни с толстой коркой из соли и песка.
ШОТТ-ЭЛЬ-ДЖЕРИД (ПОРТРЕТ В СВЕТЕ И ЖАРЕ). 1979
В 1979 году Билл Виола и Кира Перов приезжают в Тунис с шестью чемоданами оборудования и снимают одноканальное видео «Шотт-эль-Джерид. Портрет в свете и жаре» (1979), где образ величественной пустыни появляется впервые в творчестве художника. Главной задачей для Виолы стало запечатлеть пустыню таким образом, чтобы на пленке зафиксировались мерцающие миражи и искаженная реальность с ломаными очертаниями предметов и зданий. Это удалось благодаря высоким температурам, мощному телеобъективу и специальным характеристикам камеры.
Кстати, в этой же пустыне Джордж Лукас снимал сцены для «Звездных войн», а немецкий кинорежиссер Вернер Херцог — документальный фильм «Фата-моргана» (1971).
— Эпоха Возрождения
Во время учебы в университете Виола слышал от преподавателей, что в современном искусстве важно содержание, а не форма. Представления художника перевернулись, когда он впервые вживую увидел классические шедевры живописи. В итальянских церквях и соборах его удивили фресковая живопись и оформление пределл, а в мадридском музее Прадо — творчество фламандских и испанских художников: Босха, Мемлинга, Веласкеса, Гойи и Сурбарана.
«Приветствие» — первая работа, напрямую вдохновленная классическим художником. Композиция и сюжет отсылают к работе основоположника маньеризма Якопо Понтормо «Встреча Марии и Елизаветы» (1528-1529), созданной для алтаря церкви Сан-Микеле в Карминьяно. Живописи маньеризма свойственно искажение, которого в своих работах с помощью технологии slow motion добивается Виола — в «Приветствии» создается ощущение клубящихся тканей и меняющихся выражений лица героинь.
«Приветствие». 1995
Исполнители: Аджела Блэк, Сюзанна Питерс, Бонни Снайдер
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
— Юбилей
25 января 2021 года Биллу Виоле исполнилось 70 лет, из которых почти 50 он занимается видеоискусством. За это время Виола становится первым видеохудожником, которого в 1995 году пригласили представить проект павильона США на 46-й Венецианской биеннале — главной международной выставке. Для биеннале художник создает четыре новые видеоинсталляции и звуковую композицию для серии «Погребенные секреты». А в 2007 году для 52-й биеннале Виола делает трехканальную видеоинсталляцию «Океан без берегов» и размещает ее на старых алтарях десакрализованной церкви Сан-Галло XVI века.
Видеоинсталляция «Океан без берегов» на 52-й Венецианской биеннале. Сан-Галло. 2007
Фото: Тьерри Бал
— Япония
В 1980 году Билл Виола получает стипендию и вместе с Кирой Перов уезжает в Японию на 18 месяцев. На год они погружаются в многогранную японскую культуру, в конце концов встретившись с мастером дзена Дайеной Танакой, который станет их учителем. Художник начнет ближе знакомиться с дзен-буддизмом и черпать в его осмыслении повседневности вдохновение. Затем в лаборатории корпорации Sony Виола изучает компьютерное редактирование и передовые возможности видеотехнологий. В это время Виола и Перов записывают видеопортреты Японии. Эти записи превратятся в видео «Хацу юме. (Первый сон)» (1981), где завораживающе сменяют друг друга японские пейзажи и картины из будничной жизни японцев.
ХАЦУ ЮМе (ПЕРВЫЙ СОН). 1981
Фото: Кира Перов © Bill Viola Studio
Если вы еще не успели сходить на выставку «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском музее, время пока есть — до 30 мая 2021 года. В любом случае к просмотру мы вас уже подготовили — осталось только провести время наедине с работами художника и увидеть неочевидное. Все-таки на каждого творчество Виолы влияет по-своему.
13 ИЮЛЯ 2024
0