Как снимали знаковые клипы Децла, Пугачевой и Земфиры*
18 марта в Центре современного искусства М’АРС открывается выставка клипмейкера Ирины Мироновой, которая за последние 20 лет сняла больше тысячи видео, кажется, всем российским артистам — от Земфиры* до Гурченко, от Пугачевой до «Би-2». Старший редактор The Blueprint Марина Анциперова расспросила Ирину о ее клипах, вошедших в историю отечественной поп-культуры задолго до эпохи YouTube — и, в частности, узнала, что у певицы Максим ангельское терпение.
«Будь или не будь», Алла Пугачева и Максим Галкин
Съемки клипа «Будь или не будь», ноябрь 2001, фото: Василий Якушев, MIRONOVA PRODUCTION
В клипе Пугачева и Галкин мчатся каждый на своей машине, как будто оседлав каждый свою судьбу — то обгоняя друг друга, то разъезжаясь в разные стороны, то встречаясь. И не факт, встретятся в итоге или нет, а если встретятся, то останутся ли вместе. У Аллы Борисовны изначально была другая идея: что в клипе она будет преподавателем, а Максим Галкин студентом. Но мне показалось куда интереснее, чтобы они оба были боссами, возможно, предводителями двух преступных группировок. Это дает возможность паре в кадре быть равновесной. Мне такой подход показался гораздо интереснее, и Пугачева согласилась сразу же, как только я свою идею озвучила.
«Трафик», Земфира*
В съемке клипа было задействовано больше сотни людей. Интересно, что мы практически не согласовывали сценарий с Земфирой*. И это обстоятельство меня, конечно, привело к такой, может быть, чрезмерной замысловатости сюжета: я вдоволь наигралась со всякими метафорами. Почему Земфира* босиком и в дубленке? Почему люди бегут и падают? Почему они стоят на потолке вниз головой? Сама Земфира* этих вопросов не задала, но очень активно принимала участие в поиске дубленки. На кастинг были выдвинуты около пятнадцати разных вариантов из ее гардероба, причем все очень похожие друг на друга. Она, как и я, человек нюансов и деталей — так что мы подбирали дубленку очень тщательно.
Съемки клипа «Трафик», октябрь 2001, фото: Василий Якушев, MIRONOVA PRODUCTION
Вообще все началось с того, что она просила снять клип без ее участия. Это, конечно, был не лучший вариант: я знала, что зрители будут любить этот клип прежде всего за ее присутствие. Несмотря на то что Земфиру* пришлось долго уговаривать, участвовала она с большой охотой. Мы много хохотали во время работы. И на выставке будут представлены непривычные фотографии с улыбающейся певицей — все-таки мы куда чаще видим угрюмую Земфиру* на фотографиях.
«Петербург-Ленинград», Людмила Гурченко и Борис Моисеев
Я очень люблю машины. И в каждом клипе стараюсь их применить по возможности хоть как-нибудь. Здесь Гурченко и Моисеев не приехали друг к другу, хотя автомобили, которые несли их по жизни, оказались максимально близко — с этого начинается клип. Они встретились на перекрестке случайно. Представьте себе ситуацию, которая может в жизни продлиться 2–3 минуты, пока горит долгий красный сигнал светофора — как раз пока звучит песня. Ровно эту песню два лимузина с темными стеклами простояли на перекрестке рядом, не зная об этом, и пассажир в одной машине вспоминал другого пассажира, находящегося в соседней машине. Но они при этом были близко физически и душевно. Они блуждали в памяти своей, вспоминая друг друга, а потом разъехались, возможно, навсегда. Так бывает в жизни.
Гурченко для этого клипа я менять никак не хотела: она в этом не нуждалась ни в силу возраста, ни в силу своего артистического статуса. Мне хотелось, чтобы она выглядела свежо, и я не стала снимать ее в эротизме, в жестовом безрассудстве, как я люблю снимать женщин другого возраста. Гурченко и Моисеев — это два пожилых человека, их энергия — воспоминания, осмысление жизни. Именно поэтому они практически бездвижны в этом клипе.
«Знаешь ли ты», Максим
Я долго искала определенную модель трусиков: не стринги, не смешные, не детские, не взрослые, не пошлые... Мне очень важно было, чтобы Максим пела эту песню именно в трусиках — а не в джинсах или пижаме — и чтобы худи на ней было именно с капюшоном, а она могла в нем закрыться от мира. В тексте песни говорится о ее прогулках босиком, так что мне нужно было оставить в кадре и голые ноги, и пальчики, и эти трусики. Две недели я мучила всех стилистов, пока они не нашли идеальный вариант — все модели мы, конечно, перемеряли, потому что одно дело видеть фотографию или деталь костюма на манекене, а совсем другое — на твоем арт-объекте. Так что тогда я замучила не только стилистов, но и Максим.
«Уличные псы», Децл
Это мой, может быть, даже самый любимой клип. Дети улицы выходят из своих домов, чтобы что-то сказать — хотя пока не знают, что именно. Они юны, еще не знают, чего хотят, но высказаться готовы — и получается лай. Поэтому я в клипе также снимаю собак, которые лают в такт музыке. Ребятам я тоже поставила очень четкую задачу в кадре — так двигать телом, чтобы они сталкивались, как будто не очень контролируя себя, рвутся куда-то с места, но не разбегаются. Они поют, друг другу немного даже мешая — каждый из них персона, каждый «я». Там еще нет явного лидера, каждый имеет свой голос, но сказать пока еще нечего.
Это была аллегория времени: тогда не было еще ни хипстеров с бизнес-идеями, ни революционно настроенных людей с четким понимаем того, что хочется в этой жизни делать. Но желание действовать уже было, и я его попыталась визуализировать — и показать, что оно может перейти в агрессию. Поэтому в клип я добавила собачьи бои. Настоящие бойцовские псы в клипе снимались под присмотром их дрессировщиков и людей, которые их содержат. Я хотела показать, что иногда люди ведут себя как собаки, а иногда собаки ведут себя как люди. И в этом видео принимали участие боксеры, чемпионы из Федерации бокса России, и вместе с ними мы придумывали специальные удары, которые можно было бы запараллелить с движением собак.
«Morning», Полина Гагарина
Это был первый в России клип, снятый на мобильный телефон. Компании Nokia искала в разных странах клипмейкеров, которые могли бы это сделать, — и спросили меня. А я к тому времени много снимала на всякие гаджеты, так что большого труда это не составило. Они предложили кандидатуру Полины Гагариной и ее песню Morning на английском языке, потому что это был международный проект. Я сняла клип на мобильный телефон — на Nokia N93, «раскладушку», похожую на камеру. Сейчас на выставке можно увидеть этот экземпляр.
Клип в итоге по качеству ничем не отличался от тех, что снимались на профессиональную камеру — даже в Nokia долго не могли поверить, что это было сделано на мобильный телефон. Хотя представители компании были на съемке и видели, как я скотчем приматывала Nokia к киносъемочному крану. Полина в какой-то момент догадалась, что мы снимаем на мобильный телефон, и была очень удивлена, но мы к тому времени почти все успели закончить. Думаю, знай она о нашей хитрости заранее, то, возможно, отказалась бы сниматься — в то время съемки на телефон были в новинку, и человеку со стороны было трудно поверить, что из этого может получиться что-то хорошее.
Признана иноагентом*