Работы Ай ВейВея о Свободе
О том, что известный китайский художник Ай Вэйвэй будет работать над памятником Михаилу Горбачеву в центре Берлина, стало известно еще 4 марта, однако в российских социальных сетях обсуждать монумент начали с некоторым опозданием. Ай Вэйвэй называет Горбачева «символом для людей, ищущих свободы», и сам он, безусловно, один из этих людей. Именно тема свободы остается для художника самой важной на протяжении уже четырех десятилетий. О какой бы свободе ни шла речь.
Свобода
1
возмущения
Ай Вэйвэй показывал средний палец достопримечательностям по всему миру и собрал таким образом серию работ, известную как «Изучение перспективы». Однако есть все основания полагать, что в 1995 году на площади Тяньаньмэнь художник показывал оскорбительный жест портрету Мао с особо искренним чувством. Трагические события 1989 года, когда на этой же площади погибли сотни, если не тысячи демонстрантов, застали художника в США, где он тут же объявил голодовку и держал ее напротив здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, не забыв повязать на голову ленту с надписью «Fuck your mother» — и mother здесь родина-мать, утопившая борцов за свободу в крови.
Серия работ «Изучение перспективы», 1995-2003, MoMA
2
Свобода скорби
В 1993 году художник вернулся в Китай из-за болезни отца и быстро заработал себе репутацию, авторитет и негласное звание главного современного художника в стране. Перемирие с властями было нарушено Сычуаньским землетрясением 2008 года, а точнее собственным расследованием, которое Ай Вэйвэй провел по следам катастрофы. Благодаря его усилиям мир узнал не только имена 5300 погибших детей, но и то, что как минимум косвенной причиной их смерти стали коррупция и воровство при строительстве школьных зданий.
«„Names of the Student Earthquake Victims Found by the Citizens“ Investigation», 2008-2011
Этой трагедии посвящено несколько работ Ай Вэйвэя, в том числе Snake ceiling — ползущая по потолку змея из 360 ранцев, найденных на месте трагедии, и Straight — огромный ковер из арматуры, собранной на руинах тех самых школ. Художник выпрямил тысячи погнутых стержней, чтобы оформить 90-тонную инсталляцию. С этого момента начинается официальная история противостояния художника и китайских властей: его блог был заблокирован, загранпаспорт был конфискован, а сам художник избит при очередной поездке в Сычуань.
Straight, 2008-2012
Snake ceiling, 2009, Художественная Галерея Онтарио
3
Свобода от преследования
В 2011 году художника арестовали в аэропорту по обвинению в «экономических преступлениях», а его мастерскую обыскали 50 полицейских. Позже принадлежавшую ему компанию оштрафовали на 2,4 млн долларов — якобы за уклонение от уплаты налогов. Политики, художники и активисты по всему миру потребовали освободить Ай Вэйвэя, и меньше чем через три месяца Пекин сдался и отпустил нарушителя спокойствия в Германию. Хроника 81-дневного заключения художника была представлена на Венецианской биеннале в 2013 году — в форме масштабной скульптурной шестичастной инсталляции S.A.C.R.E.D. с куклами, изображающими художника и полицейских, расположенными в макетах тюремных камер.
Инсталляция S.A.C.R.E.D., Венецианская биеннале, 2013
Свобода перемещения
4
Открытые границы много значат для художника, выросшего в ссылке (власти преследовали его отца, знаменитого поэта Ай Цина), взрослевшего в иммиграции и теперь живущего в изгнании. В результате беженцы и иммигранты — одна из сквозных тем в работах Ай Вэйвэя. «Для меня свободным человеком может называться тот, кого нельзя откуда-либо выгнать, кто может вернуться туда, куда он захочет». В рамках работы над проектом Fairytale для выставки Documenta 12 в Касселе 2007 года Ай Вэйвэй вывез в Европу 1001 соотечественника, даже не мечтавшего побывать на Западе, и задокументировал их путешествие.
Fairytale, выставка Documenta 12, 2007
Еще одна знаковая работа художника на ту же тему была выполнена почти десять лет спустя, в 2016 году, когда Ай Вэйвэй был почетным членом жюри 66-го Берлинского кинофестиваля. В рамках открытия он задрапировал колонны исторического здания Концертного зала четырнадцатью тысячами оранжевых спасательных жилетов, брошенных беженцами на пути из Турции в Европу. В том же 2016 году отменил свою выставку в Дании, критикуя действия властей по отношению к мигрантам.
Свобода как необходимость
5
У художника есть целое собрание работ о свободе, которое он показывает в рамках своих выставок — в том числе и в знаменитой американской тюрьме Алькатрас. Это и мраморные «Камеры слежения» (память об установленных в 2010–2011 году камерах в мастерской и дома у художника), и выложенные из лего портреты 175 политзаключенных (работа Trace), и огромный шелковый дракон (работа With wind) с цитатами самого художника, Сноудена и Манделы. Интересно, что компания Lego отказалась оптом продать художнику детали для одного из его проектов. Ай Вэйвэй ответил афористично: «Вода — это не политика, воздух — это не политика, свобода — это не политика. Это — необходимость для художника». Художник написал о произошедшем в инстаграме, и тысячи подписчиков предложили пожертвовать ему свои запчасти Lego.
Trace, 2014
«Камера слежения», 2010
With wind, 2014
Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен