Зельфира Трегулова: достижения и провалы
Сегодня было объявлено, что новым генеральным директором Государственной Третьяковской галереи назначена Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей. Она сменит Зельфиру Трегулову, которая покидает должность в связи с завершением срока трудового контракта. Зельфира Трегулова возглавляла ГТГ с 2015 года — и за это время стала одной из самых неоднозначных общественных фигур. При ней музей регулярно выдавал выставки-блокбастеры и одновременно с этим оказывался в эпицентре скандалов — разбираемся, что успела и не успела сделать Трегулова в ГТГ.
рекорды по посещаемости, выставки-блокбастеры и смелые покупки
Зельфира Трегулова возглавила Третьяковскую галерею в 2015 году, а до этого два года работала директором РОСИЗО и курировала абсолютные международные хиты — «Александр Родченко» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1998-м, «Амазонки авангарда» в Королевской академии в Лондоне в 1999-м, «Россия!» в Музее Гуггенхайма в 2005-м и так далее. В 1998–1999 годах возглавляла отдел выставок ГМИИ им. А.С. Пушкина. От нее ждали нового позиционирования музея, свежего взгляда на коллекцию и, конечно, выставок-блокбастеров. Она не подвела.
Сначала цифры
Тут все просто: в 2015-м, когда Зельфира Трегулова возглавила музей, в год в него приходило 1,63 млн человек, а спустя четыре года, в 2019-м — уже 2,84 млн. То же можно сказать и про коллекцию, которая за последние семь лет значительно пополнилась, — в дар было передано 795 музейных предметов, 51 музейный предмет был закуплен; соотношение бюджетного и привлеченного финансирования составило 36 и 64% соответственно — во многом благодаря созданию эндаумент-фонда Третьяковской галереи. В 2019 году в него поступил первый взнос — 100 млн рублей от Фонда Потанина. Доходы от капитала расходуются на пополнение коллекции Третьяковки и на поддержку ее малых музеев, которые требуют серьезной реставрации.
Открытие «Западного крыла» и зала Костаки
В 2019-м произошло, казалось бы, невозможное — Центральный дом художника с магазинами и одиозными галереями, занимавший половину здания на Крымском Валу с момента его постройки в 1979 году, оттуда съехал. А все освободившееся пространство было отдано Третьяковской галерее. Дальше последовал косметический ремонт (проектом полной реставрации занималось тогда бюро Рема Колхаса), и в июне было открыто Западное крыло музея. Открывали его выставкой с говорящим и полным надежд названием «Свободный полет», которую до этого показывали в «Электротеатре Станиславский» и Театре Наций, — она была посвящена Андрею Тарковскому и художникам второй волны авангарда, или, по словам кураторов, «советского Ренессанса» (слова, от которых сейчас холодеет сердце).
Тогда, впрочем, в будущее смотрели с оптимизмом, тем более что в сентябре того же года в музее наконец открылся зал, посвященный коллекционеру Георгию Костаки — одной из самых важных фигур в истории Третьяковки и советского неофициального искусства: он блестяще собирал не только Родченко, Малевича и Шагала, но и поддерживал современников — Рабина, Плавинского, Мастеркову. И без него Третьяковка была бы совсем другой — в 1977 году, приняв решение о выезде за границу, он предложил советскому правительству принять в дар крупную часть своего собрания. В ГТГ поступили все шедевры — коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 листа графики, — «Портрет Матюшина» Казимира Малевича, «Симфония Шостаковича» Павла Филонова, «Красная площадь» Василия Кандинского, «Живописная архитектоника. Черное, красное, серое» Любови Поповой и так далее.
Нетривиальные покупки
На самом деле — не нетривиальные, а понятные любому, кто ценит российское современное искусство и его отцов-концептуалистов. Первой работой, приобретенной на доходы от эндаумента, стала «Ветка» Андрея Монастырского 1996 года, одно из ключевых произведений могучего московского концептуализма. Название в данном случае никого не путает — это действительно ветка из леса, примотанная скотчем к столешнице из ДСП, которая в марте 2020 года вошла в постоянную экспозицию на Крымском Валу.
За сколько у галереи XL тогда купили бесценную на самом деле деревяшку «нашего Дюшана», неизвестно, зато известно, что в 2006 году Sotheby’s оценивал ее в $30–40 тыс., так что можно предположить, что порядок, скорее всего, был тем же. Решение было встречено — разумеется — бурной общественной дискуссией. В ход были пущены два бессмертных аргумента всех срачей, посвященных концептуальному искусству и музейному делу: «и я так могу» и «на что музеи тратят наши деньги». Первый комментировать не будем, а про второй уже сказали выше — наличие эндаунтмент-фонда (а также вкуса у руководителя) у такого музея, как Третьяковская галерея, — это долгожданное счастье.
«Очереди на Серова» и выставки-блокбастеры
За время, что музеем руководит Трегулова, у Третьяковки было много выставок-блокбастеров, но в истории (по крайней мере, в разговоре о масштабах толп) останется, конечно, первая — ретроспектива, приуроченная к 150-летию Валентина Серова в 2015 году. То, что там творилось, мы все помним: «очереди на Серова», пункты обогрева вокруг них (дело было зимой), а также вынесенная музейная дверь ушли в народ, но приведем для верности статистику. Выставку посетило около полумиллиона человек, и это — абсолютный рекорд как в истории Третьяковской галереи, так и в истории выставок русского искусства за последние 50 лет.
Про содержание и архитектуру последних крупных проектов Третьяковки можно и нужно спорить, но предмет нашего разговора — их результативность. Огромные ретроспективы проверенных мастеров — это всегда джекпот, и с ними у Третьяковки проблем не было. В 2018 году, например, в ГТГ прошли «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех», ретроспективы Архипа Куинджи, Василия Верещагина и Михаила Ларионова. Состоялась юбилейная выставка «Илья Репин» и большой смотр Эдварда Мунка. В 2021-м — самая большая за 60 лет выставка Михаила Врубеля. Про авторские проекты тоже не забывали — показывали современное искусство из коллекции Владимира Смирнова и Константина Сорокина, осуществили (несмотря на все проблемы, о которых позже) колоссальный международный проект «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», и так далее, и так далее.
«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»
«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»
«Апофеоз войны», Василий Верещагин, 1871
Михаил Ларионов, «Весна», 1912
Отдельно упомянем неосуществленный проект о моде — «Искусство и мода. Русская нить». С 2016 года ее готовила кураторская команда, куда со стороны Третьяковки среди прочих входила тогда консультант галерии Алена Долецкая, а со стороны главного партнера, Музея Виктории и Альберта в Лондоне, — их легендарный куратор Джеффри Марш, ответственный за празднование столетия дягилевских сезонов и выставку о Дэвиде Боуи. 2022 год этим планам положил конец.
Интегрировать такую консервативную, большую и оттого не слишком маневренную структуру, как Третьяковская галерея, в современное информационное цифровое поле — задача не для слабонервных. Решения принимались не радикальные, но полезные — ожившие соцсети, бесплатный пропуск в музей по паспорту болельщика во время чемпионата мира, проекты вроде «Танцы в музее», когда посетители утренних экскурсий после них могли заниматься современным танцем в вестибюле под башней Татлина и по всем заветам Айседоры Дункан, и так далее, так далее.
Не говоря уже об обязательных для любого современного музея инклюзивных программах, одна из последних у Третьяковки — это «Добрый музей», осуществленный совместно с фондом Потанина. Проект предполагает создание творческих мастерских рядом со зданием галереи в Лаврушинском переулке, доступных для детей, подростков и взрослых с различными особенностями.
Омоложение музея
«Танцы в музее»
ЦЕНЗУРНЫЕ СКАНДАЛЫ, ЗАКРЫТИЕ ВЫСТАВОК И «ТРОИЦА» РУБЛЕВА
Последний год Третьяковку, институцию довольно консервативную, которая у публики ассоциируется с «классикой», от скандалов просто трясло: очевидно, что идеологическое давление на музей и его директора в новых условиях было беспрецедентным — взять хоть вывоз «Троицы» Рублева в Свято-Троицкую лавру, после которого бесценная икона была повреждена, хоть закрытие без объяснений причин выставки Гриши Брускина «Смена декораций». Однако критики Трегуловой могут вспомнить не только это.
Нападение на Ивана Грозного и похищение Куинджи
При Трегуловой случилось два самых громких «нападения» в современной истории Третьяковки, которые показали, что музей не очень в состоянии проконтролировать некоторых из своих посетителей. 25 мая 2018 года перед закрытием, когда сотрудники ГТГ уже проводили плановый осмотр залов, один из последних посетителей прорвался к картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и несколько раз ударил по ней металлической стойкой ограждения. (Можно сказать, что нападать на картину уже стало традицией: в 1913 году старообрядец и иконописец-любитель Абрам Балашов со словами «Довольно крови, слишком много крови!» уже пытался уничтожить картину). В результате защитное стекло, покрывавшее полотно, разбилось и осколки прорвали холст в трех местах, кроме того, сильно пострадала авторская рама.
А 27 января 2019 года в Третьяковке была сенсационно среди бела дня похищена картина «Ай-Петри» Архипа Куинджи. Широкая общественность при этом о случившемся узнала практически в ту же секунду. Первое сообщение об ограблении появилось в паблике «Музейный сноб», автор которого присутствовал в зале в момент ограбления: «Подошли... посмотреть на горы Куинджи, и прямо при нас ее украл мужик... бросил раму и драпанул, мы в шоке». Сотрудники Третьяковки тоже были явно в шоке: официальное сообщение о похищении появилось на сайте музея спустя три часа. А через четыре дня вора нашли. Трегуловой был сделан официальный выговор в Министерстве культуры, в музее провели комплексную проверку системы безопасности, которая, очевидно, не справлялась со своими задачами.
Протекший потолок
Спустя год пришел потоп — а именно «оранжевый» уровень погодной опасности из-за дождей в Москве 26 августа 2020 года. Тогда же выяснилось, что крыша Третьяковки на Крымском Валу к такому не готова — течь стало на выставку «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина» с отечественным современным искусством. Посетителей тогда оперативно вывели из музея, и начались «экстренные меры по устранению последствий». Одна из лучших коллекций отечественного совриска, к счастью, не пострадала. Случившееся, впрочем, стало последним штрихом к апокалиптическому портрету государственного музея, где одни картины портят, другие выносят средь бела дня, а третьи заливают.
Перенос выставки «Многообразие. Единство»
Один из самых крупных международных выставочных проектов ГТГ «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», которое в народе называли настоящей московской биеннале, должен был приехать в Москву в 2020 году. Однако был внезапно отменен — по официальной версии — из-за пандемии коронавируса, согласно неофициальной — по цензурным соображениям.
Где-то за месяц до открытия выставки, где был представлен весь цвет современного европейского искусства, в консервативных и «патриотических» СМИ и телеграм-каналах началась настоящая кампания против музея. «Нам» якобы опять «навязывали чуждые ценности», причем особенно защитников «храма искусств» взволновали работы подруги Дэвида Хокни и Люсьена Фрейда, участницы «Лондонской школы» Паулы Регу с говорящими названиями «Пенетрация» и «Мама любит тебя». Выставку тогда удалось отбить — вместо Москвы она сначала поехала в Париж, но потом все-таки задержалась в России — правда, провести ее по плану все равно не получилось. 28 февраля прошлого года, спустя четыре дня после объявления о начале «спецоперации», ГТГ получила требование от своих партнеров, германского Фонда искусства и культур, о ее досрочном закрытии.
Кофегейт и 250 миллионов бюджетных средств
В ноябре 2020-го новости из Третьяковки выглядели так: «Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) Зельфира Трегулова за две минуты провела тендер на организацию четырех мини-кафе за 250 млн рублей. Это следует из данных на сайте государственных закупок». Согласно журналу событий, извещение о закупке было размещено 7 ноября в 13:57. Уже в 13:59 закупку перевели на этап «Размещение завершено». За этим последовало размещение протокола «Закупка у единственного поставщика». Быстро выяснилось, что в фирме «единственного поставщика» работало всего двое сотрудников, что тоже вызвало ряд вопросов. На все нашелся один ответ — по итогам проверки в музее был кто-то (?) уволен. «По итогам проведенной проверки в Государственной Третьяковской галерее были установлены нарушения. Руководством учреждения самостоятельно уже приняты соответствующие кадровые решения — директор уволила сотрудника, допустившего данные нарушения», — рассказали ТАСС в пресс-службе музея.
Закрытие выставки Гриши Брускина
19 апреля 2022 года персональную выставку русского и американского художника-нонконформиста, лауреата Премии Кандинского Гриши Брускина «Смена декораций» в Новой Третьяковке закрыли. Неожиданно и без внятного объяснения — сам художник о случившемся узнал от журналистов. В официальном сообщении музея говорилось, что виной всему загадочные «технические причины». Однако согласно информации, полученной журналистами «Артгида», предписание закрыть выставку поступило от Министерства культуры РФ, которое отреагировало на запросы «возмущенных граждан». Что возмутило «возмущенных граждан», узнать, понятно, невозможно, но можно предположить, что многих тогда смутили политические работы художника, выполненные, уточним, в 2013 году. В 2022-м они получили новый контекст, и классик Брускин снова стал юным революционером.
Священная война за «Троицу» Рублева
О перипетиях этого скандала, уверены, будут написаны книги, но попытаемся изложить кратко: Московская патриархия добилась того, чтобы одно из самых ценных произведений — буквально — в истории русского искусства, «Троица» Андрея Рублева, покинула стены музея и отправилась на празднование дня памяти Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру. Предупреждения профессионального сообщества о том, что икона не подлежит транспортировке, остались неуслышанными. Итог — на иконе по прибытии обратно в Москву было обнаружено 61 одно повреждение. Пока «Троицу» катали по святым местам, директор музея была в отпуске.
Закрытие 9-й Московской биеннале современного искусства
Последний скандал — и снова таинственное закрытие огромного, стоимостью в десятки миллионов рублей, проекта, случившееся за несколько дней до открытия. Причиной отмены Московской биеннале современного искусства в Министерстве культуры назвали «абсолютное несоответствие уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». «Третьяковская галерея — сокровищница русского искусства. Желание провести проект именно здесь, а не на частной или корпоративной площадке должно сопровождаться ответственностью за художественный и этический контекст выставки. Это требует уважения как к уникальному музейному собранию Третьяковской галереи, так и к ее многочисленным ценителям, гражданам нашей страны», — прокомментировали решение в пресс-службе Минкульта. Другие комментарии, как говорится, излишни.