Blueprint
T

Искусство под ударом


28 октября 20-летняя Эйлид Макфадден и 29-летний Том Джонсон метнули торт в лицо восковой фигуры Карла III в Музее мадам Тюссо. 14 октября 21-летняя Фиби Пламмер и 20-летняя Анна Холланд вылили две банки томатного супа на «Подсолнухи» Винсента Ван Гога в Национальной галерее. Все они — участники группы Just Stop Oil. Протестные акции в музеях этой осенью посвящены проблемам экологии, и совершенно очевидно, что нас ждет продолжение. The Blueprint рассказывает, что известно об их участниках, какие проблемы вскрылись благодаря их акциям, а заодно вспоминает о знаменитых вандалах прошлого.

Just Stop Oil, движение против климатических изменений, было основано в Англии совсем недавно — в феврале 2022 года. В целом они призывают перестать полагаться на ископаемое топливо, вместо этого задействовав возобновляемые источники энергии, а в частности — хотят заставить руководство Великобритании прекратить выдачу лицензий на добычу и производство нефти. Внимание к проблеме они привлекают самым (по крайней мере, одним из) действенным способом — акциями в музеях и на публичных мероприятиях. Среди прочего они пытались сорвать церемонию вручения премии Британской киноакадемии (BAFTA), остановили футбольный матч в Ливерпуле и едва не погибли под колесами участников «Формулы-1», сев в фирменных футболках посреди гоночной трассы.


И действительно, в современном новостном потоке блокировка в порту какого-нибудь нефтяного танкера выглядит куда менее эффектно, чем облитые томатным супом «Подсолнухи». «Что ценнее: искусство или жизнь? Оно ценнее еды? Ценнее справедливости? Вас больше волнует защита картины или защита планеты и людей?» — говорила посетителям Национальной галереи одна из активисток Just Stop Oil, стоя перед картиной Ван Гога. Здесь надо сказать, что никакого ущерба полотну нанесено не было — от действий активистов пострадала только рама.




Вопросы, которые задают активисты Just Stop Oil, напоминают об общественной дискуссии, развернувшейся в 2015 году, когда боевики «Исламского государства» (признано террористическим и запрещено в России) выложили в сеть несколько роликов, на которых было запечатлено уничтожение культурного наследия. Они вышли после чудовищных видео с записями казней заложников и, казалось бы, не шли с ними ни в какое сравнение. Однако общественная дискуссия, развернувшаяся после публикации, в сравнение шла и сигнализировала — «атака» на произведения искусства в современном обществе часто воспринимается как террористическая. И получает соответствующее внимание.


Другой нарыв, который вскрыли активисты Just Stop Oil, — это вопрос финансирования музеев. Они здесь не первые — так, например, фотограф Нэн Голдин в 2019 году призывала музеи отказаться от денег благотворительного фонда семьи Саклер, владельцев Purdue Pharma, выпускающей обезболивающее оксиконтин, которое вызывает привыкание и стало одной из причин бушующей в США эпидемии опиоидной наркомании.



Среди главных меценатов Национальной галереи — семья Гетти, которая заработала свое состояние на добыче нефти. Внучка Джея Пола Гетти, основателя Getty Oil, Эйлин незадолго до случившегося в Национальной галерее написала открытое письмо в The Guardian, где сказала, что активисты Just Stop Oil получили 1 млн долларов от Climate Emergency Fund, учредителем которого она и является. «Я наследница известной семьи, заработавшей свое состояние на полезных ископаемых. Но теперь мы знаем, что добыча и использование такого топлива убивают жизнь на нашей планете. Моя семья продала компанию четыре десятилетия назад, и я поклялась использовать свои ресурсы, использовать все средства для защиты жизни на Земле», — написала она.


Эффективность выбранной Just Stop Oil стратегии подтверждает и тот факт, что у них появляются союзники по всему миру: в Германии, например, 23 октября движение Letzte Generation («Последнее поколение») пришло в Музей Барберини в Потсдаме. Там активисты облили картофельным пюре картину Клода Моне из серии «Стога сена».


Будет ли от этого эффект, покажет время, а пока рассказываем о некоторых подобных громких акциях — как с помощью вандализма привлекали внимание к войне во Вьетнаме и борьбе за права женщин.


Илья Репин.
«Иван Грозный
и сын его Иван
16 ноября 1581 года»,

1885


Чувства верующих

ЧТО ПРОИЗОШЛО:

Что произошло: В 1913 году в Третьяковскую галерею пришел старообрядец и иконописец-любитель Абрам Балашов и со словами «Довольно крови, слишком много крови!» нанес три удара по картине Репина. Тогда она еще не была защищена стеклом, но уже стала предметом скандала: император Александр III запретил ее к показу — тем самым положив начало государственной цензуре по отношению к живописи.


Надо сказать, что действия Балашова критиковали не все. Например, Максимилиан Волошин в статье «О смысле катастрофы, постигшей картину Репина» писал: «Перед картиной Репина за 30 лет впервые оказался человек, принявший и понявший произведение с такой же точно силой и в той же плоскости, в которой оно было задумано. Произошло то самое явление, которое происходит, когда от звука струны из рояля лопается большое зеркало. Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью репинской картины».


Заведующий галереей Илья Остроухов подал в отставку, и на его место был избран художник и искусствовед Игорь Грабарь, который призвал на помощь лучших реставраторов и самого Репина, жившего тогда в Финляндии, в Куоккале. Балашов был освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в Алексеевскую психиатрическую больницу. В 2018 году «подвиг» Балашова повторил житель Воронежской области Игорь Подпорин. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, он прорвался в пустой зал Репина в Третьяковке и нанес по теперь уже застекленному полотну несколько ударов стойкой ограждения. Холст был порван в трех местах, пострадала авторская рама. Свои действия Подпорин объяснял следующим образом: «Я считаю, что эта картина оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России. Больше слов нет». Его адвокат в качестве аргумента вспоминала президента Владимира Путина, который назвал обвинения Ивана Грозного в жестокости выдумками папской курии. Кроме того, она выразила сомнения относительно роли картины в истории искусства, заявив, что ни дознание, ни следствие не привели подтверждений ее особой ценности. Суд приговорил Подпорина к двум с половиной годам колонии общего режима — реставрация картины заняла четыре.


обстоятельства:

последствия:

Диего Веласкес. «Венера с зеркалом»,

1647–1651

Борьба за равноправие

ЧТО ПРОИЗОШЛО:

Единственная обнаженная, оставшаяся нам от придворного живописца короля Филиппа IV, получила восемь ударов тесаком, семь из которых приняла на себя спина богини красоты.


В 1914 году в лондонскую Национальную галерею, где выцставлялась картина Веласкеса, пришла суфражистка Мэри Ричардсон, которая до этого занималась поджогами и била окна в министерстве внутренних дел Великобритании. Мари была в ярости. Накануне у нее арестовали подругу — основательницу Женского социально-политического союза (ЖСПС) и лидера движения суфражисток Эммелин Панкхерст. Панкхерст, любившая радикальные методы в борьбе за женские права, действовала на английские власти как красная тряпка, не помогло ей и то, что она, несмотря на протесты товарок по ЖСПС, открыто поддержала участие Великобритании в Первой мировой войне. Ричардсон, нападая с тесаком на картину Веласкеса, хотела привлечь внимание к незавидному положению женщин в общем и Панкхерст в частности: «Я пыталась уничтожить изображение самой прекрасной женщины в мифологической истории в знак протеста против уничтожения правительством самой прекрасной женщины в современной истории».


Ричардсон тут же заключили под стражу и в итоге приговорили к шести месяцам тюрьмы. Это был максимальный срок за порчу произведения искусства. Пресса называла ее только «Убийцей Мэри». Случившееся, впрочем, боевой дух активистки не подорвало. Впоследствии она покинула ЖСПС и в 1930-е стала секретарем Британского союза фашистов. Тем временем реставрацию картины завершал беженец из нацистской Германии Хельмут Рухеман, который во время Второй мировой будет хранителем сокровищ из собрания Национальной галереи и Tate. В 1953 году Ричардсон выпустила мемуары под названием «Смешной вызов. Автобиография сражающейся суфражистки, изрезавшей знаменитую Венеру с зеркалом в Национальной галерее!».


обстоятельства:

последствия:

Казимир Малевич, «Супрематизм»,

1920-1927


Художественная акция

ЧТО ПРОИЗОШЛО:

ЧТО ПРОИЗОШЛО:

На картине отца супрематизма, застрахованной на 15 миллионов долларов, в 1997 году появился знак доллара. 


Январским днем в амстердамский музей Стеделейк, купивший «Супрематизм» у вдовы берлинского архитектора Хуго Херинга, попечению которого Малевич доверил картину в 1927-м, зашел российский акционист и художник Александр Бренер. До этого он уже успел вызвать на боксерский поединок посреди Красной площади Бориса Ельцина и сорвать службу в Елоховском соборе с криками «Чечня!». В Амстердаме он, по собственным словам, решил «вступить в диалог» с работой Малевича и выразить протест против коммерции в мире искусства. Символизировать это должен был как раз знак доллара, нарисованный зеленой краской из баллончика поверх белого креста Малевича.  


Бренер был приговорен к пяти месяцам нидерландской тюрьмы плюс пяти месяцам условно. Реставрация полотна Малевича обошлась примерно в $10 тыс. Директор музея Стеделейк Руди Фукс журналистам тогда сказал: «В жесте Бренера мы не видим крупного художественного события. Мы очень сожалеем о том, что произошло. И мы серьезно озабочены тенденциями в искусстве, которые ведут к уничтожению произведений других художников». Под «тенденцией» он тогда подразумевал случившееся за год до доллара на Малевиче. В 1996 году несколько международных художественных журналов опубликовали «Открытое письмо арт-миру» о выставке «Интерпол» в Стокгольме, на которой Бренер уничтожил работу китайского художника Венда Гу — 20-метровый туннель из человеческих волос. На той же выставке Олег Кулик в любимом образе «человека-собаки» бросался на публику. В письме акции назывались «выступлением против искусства, демократии и свободы».   


обстоятельства:

последствия:

«Герника», Пабло Пикассо,

1937


Протест против войны


ЧТО ПРОИЗОШЛО:

На антифашистской картине Пикассо, написанной после бомбардировки Герники во время гражданской войны в Испании, в 1974 году появилась надпись KILL LIES ALL. Картина находилась в Музее современного искусства в Нью-Йорке, который обстоятельства дела попытался скрыть. Руководство музея объясняло свое молчание тем, что если акты вандализма «рекламировать» в прессе, то за первым случаем быстро последует второй.


Довольно скоро стало известно, что автор надписи — молодой художник и выпускник Королевского колледжа искусств Тони Шафрази, который утверждал, что случившееся — и художественный жест, и акция протеста против войны во Вьетнаме. И конкретно — отдельного ее эпизода. Накануне атаки на «Гернику» из-под домашнего ареста был досрочно освобожден лейтенант американской армии Уильям Келли, ответственный за массовые убийства мирного населения во Вьетнаме. Шафрази говорил: «Я хотел сделать искусство современным, вырвать его из истории и придать ему актуальность… Я пытался проникнуть за невидимый барьер, который никому не позволено переступать; я хотел стать соучастником акта создания картины, быть вовлеченным в процесс творения». 


Эта история — редкий случай — имела вполне себе happy end. К счастью для всех, «Герника» была покрыта плотным слоем лака, поэтому граффити Шафрази быстро смыли, а сам он отделался легким испугом — то есть просто был оштрафован. Сейчас он известный галерист (и в прошлом арт-консультант последнего шаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви): его Shafrazi Art Gallery в Нью-Йорке одной из первых выставляла Жан-Мишеля Баскию, а сейчас занимается Фрэнсисом Бэконом, Китом Харингом и Дэвидом Лашапелем. 


обстоятельства:

последствия:

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}