Принцесса на горошине
The Blueprint уже писал о самых известных антивоенных художественных акциях в истории, а сегодня, 22 марта, в день рождения художницы Яёи Кусамы мы вновь публикуем выдающийся образец обращения художника к представителям власти — ее открытое письмо избранному президенту США Ричарду Никсону с просьбой остановить войну во Вьетнаме. Одновременно и ироничное, и серьезное, и художественный жест, и политическое заявление, написанное с верой в лучшее и без надежды на ответ.
Яёи Кусама, одна из самых популярных и дорогих современных художниц, чей фирменный стиль и любовь к узору в горошек, которым она покрывает все — начиная с человеческих тел и заканчивая стенами музеев, больниц и тюрем (в последние, она, впрочем, не попадала с 1960-х), уже стал отдельным поп-культурным феноменом. Сама она этот орнамент, кстати говоря, воспринимает как продолжение собственной психики: с детства ее преследовали галлюцинации, которые чаще всего представляли собой орнамент, покрывавший все поверхности вокруг нее.
В современной истории искусства ее тотальные инсталляции проходят по ведомству поп-арта и минимализма, однако в 1960-е годы, свое первое и последнее полное десятилетие в США (из Японии под проклятия консервативных родителей, которые в детстве били ее и запрещали заниматься искусством, Кусама сбежала в 1957-м, а в 1973-м вернулась обратно), она увлекалась самым что ни на есть политическим перформансом. Любимых приемов у нее было два: уже упомянутый горошек и оргии (группу «Война» с их акцией «Е***ь за наследника Медвежонка» можно смело считать последователями Кусамы).
Горошек, тогда преимущественно красный, символизировал пулевые ранения, а оргии были дословной экранизацией главного хипповского антимилитаристкого лозунга make love not war, впервые появившегося на студенческих протестах в Беркли. Оргии, с помощью которых Кусама протестовала не только против внешней политики США, но и против иерархий внутри культурных институций, она устраивала на Бруклинском мосту, в МоМА и у себя в студии. В последней как раз и протестовали против войны во Вьетнаме.
Никсон, разумеется, на письмо не ответил, а американские войска из Вьетнама все-таки вывел — пять лет спустя. Шанс возобновить переписку был, однако, упущен: в разгаре был Уотергейт, и мужской боевой дух Никсона, который пыталась смягчить художница, усмирял уже конгресс США. Сама Кусама в это самое время уехала в Японию, где спустя четыре года добровольно легла в психиатрическую больницу и с тех пор работает из студии по соседству с ней.
11 ноября 1968
Открытое письмо моему герою, Ричарду М. Никсону:
Наша Земля похожа на один маленький горошек среди миллионов других небесных тел, на один шар, полный ненависти и раздоров среди мирных, безмолвных сфер. Позвольте нам с вами изменить все это и сделать этот мир новым райским садом.
Давайте забудем себя, дорогой Ричард, и станем единым целым с Абсолютом, все вместе и воедино. Летая по небу, мы будем рисовать друг на друге горошки, утратим свое эго в вечной вечности и, наконец, откроем для себя правду:
нельзя искоренить насилие, применяя еще большее насилие.
Эта истина написана в сферах, которыми я с нежностью и умиротворением украшу ваше твердое мужское тело. Нежнее! Нежнее! Дорогой Ричард. Усмирите свой мужской боевой дух!
Яёи Кусама