T

Покой и Радость

С 12 ноября по 30 января в питерском Манеже будут царить покой и радость. По крайней мере, в такое состояние должны погрузить картины Архипа Куинджи, Карла Брюллова, Ивана Шишкина, Василия Тропинина и других русских художников. Эти работы куратор (и ректор Санкт-Петербургской академии художеств) Семен Михайловский отобрал из 39 музеев мира. Никаких кровавых сражений, загадочных абстракций и душераздирающих сцен. Только медитативные пейзажи и понятные сюжеты — да еще и под расслабляющую музыку композитора Антона Батагова, которая будет звучать в залах Манежа. Эта выставка правда поможет успокоиться и поднять настроение? Если да, то как это работает? Разбираемся вместе с аналитическим психотерапевтом Светланой Дубровиной.

Природа

<iframe allow="autoplay *; encrypted-media *; fullscreen *" frameborder="0" height="450" style="width:100%;max-width:660px;overflow:hidden;background:transparent;" sandbox="allow-forms allow-popups allow-same-origin allow-scripts allow-storage-access-by-user-activation allow-top-navigation-by-user-activation" src="https://embed.music.apple.com/ru/album/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%85-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/1592734687"></iframe>

Пейзаж на выставке «Покой и Радость» жанр едва ли не доминирующий. Светлана Дубровина видит в этом простую логику: «Если вы будете долго смотреть на крохотную комнату или крупный портрет, который буквально упирается в раму, то почувствуете тревогу и захотите поскорее найти выход». Пейзажи же, наоборот, многоуровневые — «глазу есть за что зацепиться. Можно разглядывать первый план, а можно смотреть вдаль». Свои аргументы за пейзаж нашлись еще в 1979 году у исследователя Роджера Ульриха из Университета Чалмерса в Гетеборге. Он вполне убедительно установил, что наблюдение даже сфотографированного природного пейзажа положительно влияет на настроение наблюдателя. Кстати, согласно этому же исследованию городские пейзажи, напротив, вызывают у нас чувство грусти.

Женщины

Выставка, особенно портретная ее часть, изобилует женскими образами. По мнению Светланы Дубровиной, «женский образ успокаивает зрителя, поскольку чаще всего ассоциируется с материнством, а значит, с чем-то теплым, приятным и комфортным». Работает и культурный контекст прошедших эпох — мужчина в патриархальной парадигме искусства изображается волевым и агрессивным, его действия активны и даже воинственны. Женщину же изображают за занятиями, которые теперь принято считать медитативными — вроде вышивания, быт ее обманчиво выглядит лишенным тревог, и эта безмятежность передается зрителю. Куратор выставки Семен Михайловский называет это «тихими домашними радостями».

Обстоятельства 

Вообще, как замечает Дубровина, «картины на простые бытовые сюжеты вызывают меньше тревоги, чем, абстракции. Когда мы не понимаем, что именно изображено, начинается мыслительный процесс, мы выходим из состояния созерцательного покоя. Непривычное вызывает беспокойство». Возможно, именно поэтому на выставке так много знакомых нашему глазу русских пейзажей. И итальянских. Семен Михайловский объясняет это ощущением счастливого вдохновения, которое рождала в художниках Италия, благословенная bel paese. Вся выставка, по его словам, «идиллическое повествование об искусстве, еще не вступившем в эпоху тотальной трансформации». Отсюда и музыкальная тема выставки, написанная композитором Антоном Батаговым: «Божественные мелодии bel canto, услышанные русскими композиторами прошлого, прорастали на русской почве совершенно иначе — не как подражание, а как новая звуковая реальность, похожая на многое, но при этом абсолютно самостоятельная, со своей магией и печальной радостью. В музыке, которую я написал для выставки „Покой и радость“, тема Италии проходит сквозным пунктиром, как „Прогулка“ в „Картинках с выставки“ Мусоргского».

«Итальянский пейзаж. Вечер». И.К. Айвазовский, 1858. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея Айвазовского

«Девочка в голубом платье». И.Ф. Хруцкий. Середина 1840-х гг. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Цвета 

«Думаю, что у человека, который рассматривает картину с красными акцентами, пульс учащается», — предполагает Светлана Дубровина, и предположение это безошибочно. Во всяком случае, профессор Стивен Вестлэнд, руководящий исследованиями цвета в технологиях в Университете Лидса, пришел именно к таким результатам: красный цвет способствует ускорению сердечного ритма, голубой — замедлению. Так что неудивительно, что на выставке преобладают оттенки зеленого и голубого. Важным Дубровина считает и то, что насыщенные цвета, если и встречаются на картинах, не контрастируют между собой.

«Портрет М.С. Козловой с дочерью Ольгой». К. Лаш, 1853. Холст, масло. Нижегородский художественный музей

Симметрия

Наметанный глаз Светланы Дубровиной отмечает также и то, что композиция картин на выставке в большинстве случаев симметрична. По ее мнению, это связано с тем, что «асимметрия задает движение (а оно, как мы помним, выводит из состояния покоя). Герои большинства портретов расположены прямо по центру. В пейзажах можно рассмотреть симметричные элементы — например, здания. Наша психика все время ищет баланс, и мы успокаиваемся, когда смотрим на что-то симметричное, сбалансированное». Причем мы — это не только взрослые городские невротики. Стремление к симметрии и ее связь с душевным спокойствием выявили в совместном исследовании ученые из Гарвардского и Пекинского университетов в 2018 году, изучив эстетические предпочтения как взрослых людей, так и детей четырехлетнего возраста.

«Итальянка». П.Н.Орлов, 1842. Холст, масло. ГМЗ-«Петергоф»

Время

Яркое полуденное солнце хоть и внушает нам радость, но напоминает о несделанных делах, а ночь в искусстве, как напоминает нам в «Цивилизации средневекового Запада» Жак Ле Гофф, «всегда была временем невзгод и приключений». Неудивительно, что на выставке Светлана Дубровина почти не видела ни «яркого полуденного солнца, ни темной ночи. Зато есть сумерки — время, когда природа расфокусируется. Это состояние очень важно для нашего бессознательного. В это время мы уже готовимся ко сну, успокаиваемся». Мы, в свою очередь, не думаем, что на выставке «Покой и радость» вы уснете от скуки, но в том, что она поможет расслабиться после трудового дня, не сомневаемся.

Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":100,"columns_n":12,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}