T

Бумажные миры

Томас Деманд последовательно развивает один метод: фотографирует сделанные им бумажные копии фотографий — точнее, макеты изображенного на них, в масштабе 1х1. С 10 сентября эти работы можно увидеть на зрелищной выставке художника в «Гараже». Главный куратор музея Екатерина Иноземцева рассказала Юле Крюковой, как и зачем Деманд подменяет нашу реальность своей, искусственной.



Томас Деманд один из самых зрелищных концептуальных фотографов современности. И наконец-то посмотреть на его работы вживую можно, не выезжая за рубеж: 10 сентября в Музее современного искусства «Гараж» открывается его персональная выставка «Зеркало без памяти». Каждая фотография Томаса Деманда — символический диалог между означаемым и означающим, между зрителем и художником, между реальностью и нашим представлением о ней. Первым делом Деманд выбирает фотографию (известную или не очень), затем воспроизводит увиденное с помощью бумаги и картона в масштабе 1:1 , фотографирует получившиеся объекты, после этого — все уничтожает. При взгляде на предельно реалистичные интерьеры, пространства и различные объекты, зафиксированные на кадрах Томаса Деманда, далеко не сразу становится понятно, что сфотографирована не реальность, а лишь ее бумажная копия. Специально для The Blueprint главный куратор Музея «Гараж» Екатерина Иноземцева, которая занималась подготовкой выставки Томаса Деманда, выбрала пять наиболее интригующих работ художника и рассказала об их создании.

«Аттракцион»

Когда мы отбирали работы для выставки, сам Томас предложил эту фотографию в качестве визуального парафраза истории Парка Горького. Ведь когда-то это место было парком развлечений с безумным количеством аттракционов. Само место помнит свою историю. Учитывая, что «Гараж» расположен в Парке Горького — это такой нежный поэтический жест в сторону нашего музея.


На создание этой работы Томаса вдохновило фотографическое пособие 1960-х годов, которое случайно оказалось у него в руках. В книге объяснялось, как с помощью технических средств воспроизвести эффект frozen moment на фотографии. Согласно пособию, такой эффект возникает, если использовать короткую выдержку. Томас построил бумажную модель аттракциона, замершего в перевернутом виде, в масштабе 1:1. Но для фотографии он все-таки использовал длинную выдержку. Томас рассказал нам, что вертикально эта конструкция никак не помещалась у него в студии. Поэтому, если вы вдруг захотите понять, как эта вещь была сделана, просто наклоните голову на 90 градусов.

Томас Деманд, «Аттракцион», 2013; Хромогенная печать, Diasec

Предоставлено художником, галереями Matthew Marks (Нью-Йорк и Лос-Анджелес),
Esther Schipper (Берлин), Sprüth Magers (Лондон, Берлин и Лос-
Анджелес), Taka Ishii (Токио)

© Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва


«Пять глобусов»

Для меня самой было очень важно показать «Глобусы» на нашей выставке. Это работа 1991 года, и специально для нас Томас напечатал ее заново. Тогда еще творческий метод — при котором он строит целиком бумажные макеты, фотографирует их, а затем уничтожает, — не сформировался в полной мере. Так вот — по большому секрету — «глобусы» на фотографии сделаны из надувных шариков, а не из бумаги. Еще один момент: хотя фотография и называется «Пять глобусов», шаров на фото на самом деле шесть.

Томас Деманд, «Пять глобусов», 1991; Хромогенная печать, Diasec

Предоставлено художником, галереями Matthew Marks (Нью-Йорк и Лос-Анджелес),
Esther Schipper (Берлин), Sprüth Magers (Лондон, Берлин и Лос-
Анджелес), Taka Ishii (Токио)

© Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва


«Газон»

Работа посвящена теме искусственности природы и искусственности нашего восприятия природного. В какой-то момент Томас сделал работу под названием «Изгородь», для которой он вырезал листочки. А позже подумал: «почему бы мне не сделать просто кусок травы». И это изначально показалось облегчением сюжета — ведь нужно было просто воспроизвести кусок газона с травой. В общем, дело обернулось его личной катастрофой: он был обречен на обсессивное вырезание этих травинок на протяжении нескольких месяцев. В каком-то смысле это рифмуется с тем, как мы вообще воспринимаем природу. Мы ни в каких обстоятельствах не увидим траву в таком виде — в такой предельной ясности, четкости и зелености.

Томас Деманд, «Газон», 1998; Хромогенная печать, Diasec

Предоставлено художником, галереями Matthew Marks (Нью-Йорк и Лос-Анджелес),
Esther Schipper (Берлин), Sprüth Magers (Лондон, Берлин и Лос-
Анджелес), Taka Ishii (Токио)

© Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва


«Фокус»

Томасу в руки попал каталог фильмов братьев Люмьер — это был машинописный сборник разных короткометражных фильмов, из которого кинотеатры и прокатчики могли выбирать что-то для показов. Один из этих фильмов был снят на ярмарочной площади, где сидят фокусники и наперсточники. В фильме Люмьеров фокусник раскручивал тарелочки, и в какой-то момент они начинали вращаться сами по себе, без вмешательства человека. Это длилось несколько секунд. В своем видео Томас воспроизвел трехсекундное вращение тарелочек — у него они сделаны целиком из бумаги, — и это вполне себе тянет на сеанс бытовой магии.

Томас Деманд, «Фокус», 2004; Хромогенная печать, Diasec

Предоставлено художником, галереями Matthew Marks (Нью-Йорк и Лос-Анджелес),
Esther Schipper (Берлин), Sprüth Magers (Лондон, Берлин и Лос-
Анджелес), Taka Ishii (Токио)

© Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва


«Лестница»

Эта работа находится сейчас в Москве, но она не вошла в экспозицию. На картинке — крайне условная лестница. Томас задумался над тем, каковы вообще наши первые впечатления и ощущения от пространства, когда мы еще маленькие. Что является нашим первым осознанным пространственным или архитектурным переживанием? Он решил по памяти, не используя фотографических документов, воспроизвести лестницу из своей начальной школы в Баварии, которую он якобы очень хорошо помнил. Собирая и реконструируя свои воспоминания по отдельным фрагментам, он построил эту лестницу из бумаги и сфотографировал. Спустя какое-то время Томас оказался в той самой школе, и выяснилось, что лестница на самом деле была круговой — ничего общего с образом, который был зафиксирован на фотографии.

Томас Деманд, «Лестница», 1964; Хромогенная печать, Diasec

Предоставлено художником, галереями Matthew Marks (Нью-Йорк и Лос-Анджелес),
Esther Schipper (Берлин), Sprüth Magers
(Лондон, Берлин и Лос-
Анджелес), Taka Ishii (Токио)

© Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва


{"width":1200,"column_width":90,"columns_n":12,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}