Канье
против
всех

Секретное шоу Йе на Парижской неделе моды в 2022 году должно было стать его триумфальным возвращением в мир высокой моды — на фоне бесславно закончившихся коллабораций с Gap и adidas. Должно было, но не стало. Вместо этого Йе, вышедший к публике в лонгсливе White Lives Matter, оказался в центре очередного общественного скандала — на этот раз связанного с расизмом. Рассказываем, почему Йе опять всех взбесил и как в популярной культуре используют символы ненависти.
Когда было объявлено, что Канье Уэст, который сейчас предпочитает имя Йе, устраивает секретный показ в рамках Парижской недели моды, публика ждала сюрпризов. Сказать, что она их получила, — ничего не сказать. Они, впрочем, не имели никакого отношения ни к моде, ни к искусству, но так уж повелось — в последнее время один из самых талантливых продюсеров и исполнителей в современной музыке удивляет не творчеством, а скандалами, мягко говоря, странными политическими высказываниями и экстравагантным поведением.
Оно, это поведение, началось не вчера — Йе, который как-то совершенно серьезно заявил, что он влиятельнее Пабло Пикассо, Пабло Эскобара и апостола Павла, возможно, главный эгоманьяк современной популярной культуры и всегда был любим публикой именно за это. Во времена, когда каждое слово и действие публичного человека заверяется командой менеджеров и пресс-агентов, зрители особенно ценят настоящих эксцентриков.
.

После победы Трампа на президентских выборах, пока вся прогрессивная либеральная общественность в США хоронила страну, он надел кепку MAGA, пошел встречаться в Белый дом и обнял нового президента (впрочем, он и до того говорил, что проголосовал бы за Трампа, если бы вообще пошел на выборы). Канье и дальше накала не снижал — говорил, что «рабство — это выбор», извинялся за это и забирал свои извинения обратно. Писал открытые письма в редакцию The Rolling Stone и Pitchfork, где просил их больше не писать о черной музыке. Защищал серийного насильника R Kelly, критиковал работу черной аболиционистки Гарриет Табмен, пробовал баллотироваться в президенты США. Друзей он себе таким поведением не нажил, зато с удовольствием пополнял бесконечный список «врагов». Недавно в этой переписи населения к Тейлор Свифт и Билли Айлиш присоединился глава концерна LVMH Бернар Арно. Уэст после показа в Париже обвинил миллиардера в смерти своего друга, бывшего креативного директора мужской линии Louis Vuitton и основателя Off-White Верджила Абло. Абло, напомним, умер в ноябре 2021 года от ангиосаркомы сердца, с которой боролся в течение нескольких лет. Это все, разумеется, оказывалось в новостных сводках, но к такому Йе все привыкли — а сейчас дело приняло более серьезный оборот.
Кто такая Кэндис Оуэнс и почему ее появление на показе YZYSZN9 стало скандалом

На свой парижский показ Йе пришел в лонгсливе с надписью White Lives Matter и в обнимку с одиозной активисткой и журналисткой Кэндис Оуэнс. Список ее свершений и заявлений действительно впечатляющий. В профессию Оуэнс, которой сейчас 33 года, пришла в 2015-м как ярый критик Республиканской партии, и уже через год резко сменила курс. Это произошло после того, как товарищи по Демократической партии выступили с критикой ее проекта SocialAutopsy.com — сайта для борьбы с интернет-травлей, где предполагалось размещать личные данные интернет-хулиганов, вовлеченных в так называемый Геймергейт (цепь скандалов, связанных с системным сексизмом и мизогинией в индустрии компьютерных игр, в ходе которых разработчицы игр, журналистки и феминистки подверглись интернет-травле). Демократы инициативу Оуэнс критиковали, а правые неожиданно поддержали — тогда она порвала все связи с бывшими единомышленниками (похожий зигзаг в России, например, проделала карьера журналиста Антона Красовского).
С тех пор она стала едва ли не самым заметным критиком Black Lives Matter среди темнокожих спикеров. Поддерживала Дональда Трампа, сотрудничала с сайтом InfoWars правого конспиролога Алекса Джонса, основала платформу Blexit, где призывала афроамериканцев покинуть ряды Демократической партии. Выступала с критикой движения Me Too, против абортов и локдаунов во время первых волн коронавируса. В общем, была и продолжает быть кошмаром любого демократа и лицом молодых правых в Америке.

Кто еще использовал символы ненависти и что за этим следовало
White Lives Matter, фраза, которую используют критики движения Black Lives Matter, была внесена в реестр символов ненависти старейшей американской правозащитной и общественно-политической организацией «Антидиффамационная лига», которая была создана в 1913 году для борьбы с антисемитизмом в США. С тех пор организация, которую, кстати говоря, за непреклонную произраильскую позицию регулярно критикуют американские левые, стала специализироваться и на других видах дискриминации в стране. Их реестр современных символов ненависти — самый полный, и в дальнейшем мы будем пользоваться именно им.
White Lives Matter часто пытаются трактовать как примирительный лозунг — якобы все жизни важны, но на самом деле он был и остается одним из лозунгов ультраправой организации «Националистический фронт США», которую никак не заподозришь в любви к ближнему (исключения составляют загадочные представители «белой расы»).


Ближайший родственник лонгслива Йе — знаменитая майка со свастикой гитариста Sex Pistols Сида Вишеса, в которой он впервые появился в 1976 году. Сказать, что английская публика, часть которой очень хорошо помнила немецкие бомбардировки, была в бешенстве, — не сказать ничего. На английском телевидении тогда всерьез обсуждалась возможность какого-нибудь государственного преследования музыканта (на улицах с этим справлялись и так — вокалист Pistols Джонни Роттен вспоминал, что в какой-то момент просто боялся выходить на улицу, опасаясь за свою жизнь). Отцы панка и борцы за права рабочего класса, разумеется, никакую политику нацистской Германии не поддерживали, а присваивали символику идеологических врагов. Ну и злили старшее поколение, конечно. Такой же стратегией пользуется, например, югославская группа Laibach, которая работает в тоталитарной эстетике.


В 2000 году в Америке гремели скандалы, связанные с отказом администрации Колумбии, столицы Южной Каролины, снять с административных зданий флаг Конфедерации, который сейчас уже тоже считается символом ненависти. В то же время темнокожие музыканты André 3000 из Outkast, Lil Jon и Ludacris практически одновременно надели на себя одежду с ним. Дальше всех пошел Ludacris, который спустя пять лет пришел на церемонию вручения наград Vibe в костюме, из этого флага сшитом. Свою позицию он при этом прояснил максимально четко: «Этот флаг олицетворяет угнетение, которое мы, афроамериканцы, терпели годами. Это символ сегрегации и расизма».

Другие символы ненависти — как, например, фраза A.C.A.B (All Cops Are Bastards), и вовсе с течением времени утрачивали свой первоначальный смысл. Присказку английских уголовников, байкеров из Hell Angels и наци-скинхедов, забрали себе панки и леворадикальные активисты, которые с ее помощью, в частности, описывали случаи полицейского произвола.
Ряд этот можно продолжать, но Йе в него все-таки никак не укладывается. Его публичные братания с правыми консервативными популистами и майки с символами ненависти могли быть считаны либеральной, явственно не консервативной парижской и не только публикой как часть художественной стратегии артиста, который хочет публику злить, раздражать и шокировать. Однако, как показывает практика, такие жесты хороши в ограниченном количестве или при наличии внятного комментария. У Канье же никогда не было ни четкой системы взглядов, ни чувства меры — не удивительно, что ему наконец удалось взбесить всех.
