Blueprint
T

«Donda»: новый альбом Канье Уэста

В ночь на 23 июля Канье Уэст представил свой десятый альбом Donda — несколько тысяч зрителей на Mercedes-Benz Stadium в Атланте, как и включившие трансляцию на Apple Music, первыми услышали новые песни рэпера — а скорее, их наброски. Полноценная презентация должна состояться 5 августа — по крайней мере, мы на это надеемся. А пока Артем Макарский рассказывает о том, чему посвящен новый альбом Уэста — и почему по его поводу не стоит расстраиваться или радоваться раньше времени.

Мама

Год назад, 18 июля, Канье объявил, что переименовывает свой следующий альбом God’s Country в Donda — и таким образом превращает его в посвящение своей матери Донде. Это не первый раз, когда он обращается к ней — ее смерти отчасти посвящен радикальный поп-альбом 808s & Heartbreak, минималистичный и полный автотюна. Ее именем названа креативная компания Уэста, отвечающая за обложки Канье и дружественных рэперов. В ее честь он планировал сделать мобильную игру (и даже пять лет назад презентовал на игровой выставке E3), но дальше трейлера дело не продвинулось. Наконец, от ее лица он поет в песне Only One. На Donda мама рэпера служит проводником в мир альбома — именно с ее фразами, взятыми из публичных речей, Уэст вступает в диалог.

Не менее важна предполагаемая обложка альбома (зная Уэста, сделавшего обложку для альбома Ye по пути на его презентацию, можно быть уверенным, что она еще поменяется). На ней — фрагмент картины Луизы Буржуа из серии «Голубые головы и красные женщины». Для Буржуа образ матери был одним из центральных в творчестве, именно ей посвящена одна из ее главных работ 1990-х — скульптура «Мама». Поскольку ее мать была ткачихой, Буржуа изобразила ее паучихой, но не грозной фигурой, а существом, полным нежности и бережливости.

Семья

Буржуа ненавидела своего отца, но Уэст, наоборот, пару лет назад возобновил общение с папой. Один раз Рей Уэст точно появляется в текстах альбома — в треке Come to Life, когда Канье говорит о том, что его родители встретились в 1975-м, а через два года появился Избранный (то есть Канье). Когда рэперу было три года, родители развелись — и чуть погодя Донда Уэст в треке с красноречивым названием Losing Family «скажет» о том, что мужчина никогда не должен бросать семью. Как сообщается, Ким Кардашьян, с которой сейчас разводится Уэст, пришла на презентацию Donda — при этом, хотя рэпер и извиняется перед Ким за содеянное (в Losing Family он поет «Я хотел бы никогда не кричать»), на развод подал все-таки он. Связь с семьей для Канье все еще очень важна — его любимая дочь Норт и вовсе, судя по твиту рэпера, входит в потенциальный ростер исполнителей его лейбла YZY SND.

Поддержка и дружба

Из исполнителей YZY SND на Donda можно услышать Pusha T из дуэта Clipse, который параллельно занимается делами бывшего лейбла Канье, G.O.O.D. Music, а также совсем молодого рэпера KayCee. Канье вообще любит давать голос подающим надежды новичкам, приглашая их на запись альбомов или вызывая на сцену на больших концертах — так уже было раньше с Fetty Wap, Виком Менсой, Desiigner и Valee’. На Donda, впрочем, куда заметней KayCee другой новичок — Vory, который до этого помогал писать хиты Дрейку и Пост Мэлоуну.


Впрочем, среди всех гостей куда важнее не новые имена, а старый друг, появление которого предвосхищает Lil Durk в своем куплете в Shoulder to Lean On: «Канье и Джей снова братья, они оба миллионеры» — в самом конце трека с предположительным названием Jail с куплетом выходит Джей Зи. Он, как утверждается, записал куплет в четыре утра перед презентацией альбома — и на нем он действительно читает о возвращении старой дружбы. Пять лет назад, напомним, на концерте в Сакраменто Канье обращался к Джей Зи: «Я знаю твоих киллеров, не посылай их за мной». Старые обиды, по всей видимости, уже забыты.


Маска

Во время презентации Уэст, маясь, ходил по огромному ​​стадиону в родной Атланте — помимо ярко-красного костюма в тон женщине с картины Буржуа внимание зрителей явно привлекала маска Уэста. Не стоит искать здесь дань коронавирусной эпохе: впервые масками Уэст начал пользоваться еще во время тура с альбомом Yeezus в 2013 году — тогда за их дизайн отвечал дом Martin Maison Margiela. Сейчас же Уэст носит более практичные тканевые маски, покрывающие все его лицо — не только на презентациях, но и во время любого выхода на публику и на работу (в недавнем видео из студии, где вместе с Канье находится Tyler, the Creator, можно увидеть, что рэпер не снимает маску даже во время записи).


Удивительным образом это рифмуется с тем, что на тех отрывках с Donda, что мы услышали на презентации, иногда рэпер предпочитает помолчать и дать слово другим. Это можно было бы списать на стремление к победе над гордыней, но нет — софит устремлен прямо на Канье на протяжении практически всей презентации.


Бог

До Mercedes-Benz Stadium куда более скромная презентация Donda прошла в церкви ChurchLV в Лас-Вегасе (отсюда — две последних буквы, никакой связи с Louis Vuitton нет). С ведомого Канье хора Sunday Service Choir и начинается альбом — он продолжает читать о Боге и предлагает сделать это другим: лучше всего с этим справляется вышеупомянутый Vory в No Child Left Behind, предлагая не доверять никому, кроме Бога. Уэст продолжает его слова: «Он сделал для меня много чудес». Нельзя сказать, что вся религиозная риторика Канье благостная, на Donda можно найти и более противоречивые мысли — на том же треке Come to Life Pusha T напоминает о странном выступлении в Южной Каролине в рамках президентской кампании Уэста: там рэпер осудил аборты, которые считает убийством.

Время

Проблема Donda в том, что многое из показанного на презентации было достаточно сырым и выглядело скорее как превью, чем законченный продукт — Уэст, известный своим перфекционизмом, уже несколько альбомов, начиная с The Life of Pablo, не выпускает ничего заранее, предпочитая сперва показать слушателям то, что есть. Нельзя сказать, что отличия обычно кардинальные — но в случае с Donda это скорее пугает: так, рэпер 2 Chainz, которого на презентации мы не услышали, записал свой куплет прямо в одном из помещений стадиона, прилетев из Греции.


Donda кажется еще более недоделанным альбомом, чем обычно, — но при повторном прослушивании презентации кажется, что так, возможно, и надо: из общей картины выбивается разве что совершенно бесполезный трек We Made It, в котором нет Канье, а есть только строчки покойного рэпера Pop Smoke. Когда на самом деле выйдет Donda, будет ли она сильно отличаться от представленного, какой будет обложка — этого прямо сейчас не знает даже сам рэпер. Остается только надеяться, что за скоростное сведение постоянному сопродюсеру и инженеру Канье Майку Дину дадут какую-нибудь премию. Или отпуск.


Лучшие материалы The Blueprint
в нашем канале на Яндекс.Дзен

{"width":1200,"column_width":75,"columns_n":16,"gutter":0,"line":40}
false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}