Документальный фильм:
«Грейс Джонс:
Хлеб и зрелища»
ТЕКСТ: Катя Фисенко
На этой неделе в рамках Beat Film Festival состоится премьера фильма «Грейс Джонс: хлеб и зрелища». В нем легендарная певица, актриса и модель, которой на днях исполнилось 70, катается с семьей по Ямайке, исполняет свои главные хиты, рассказывает о детстве, много ругается по телефону и выглядит сногсшибательно.
У режиссера фильма Софи Файнс большой опыт в документалистике — она сняла два «Киногида извращенца» о словенском философе Славое Жижеке и фильм о немецком современном художнике Ансельме Кифере. Съемки фильма о Грейс Джонс начались в 2005-м и продолжались несколько лет. За это время певица успела стать бабушкой, записать альбом Hurricane и научить Файнс крутить хулахуп. В первую очередь это фильм о семейной истории и о том, как она повлияла на творчество Грейс Джонс. Кадры поездки в родной Спаниш-Таун на Ямайку чередуются с жизнью Джонс в больших городах, истории ее детства из уст родственников переплетаются с собственными откровенными монологами.
И вот перед зрителем предстает наиболее полный портрет Грейс Джонс. Мас Пи — строгий, абьюзивный муж бабушки, избивавший маленькую Грейс в воспитательных целях, перевоплотился в ее сценический агрессивный образ — иногда даже слишком пугающий. Любовь к музыке у Джонс отчасти тоже от семьи: ее мать умеет так проникновенно петь His Eye Is on the Sparrow, что никто из присутствующих в церкви не может сдержать слезы. Джонс размышляет о магии смерти и рождения, рассказывая, как переживала смерть своего отца и как он до последнего не хотел закрывать глаза — на следующем кадре ее новорожденная внучка, и все вокруг ждут, когда же она наконец их откроет. «Обычно я не люблю, когда люди видят мою уязвимость, это не та сторона меня, которой я делюсь с миром. Но когда я согласилась на съемки, я чувствовала себя достаточно сильной, чтобы показать и уязвимую сторону», — говорит Джонс в интервью The New York Times.
Но и других проявлений Джонс в фильме более чем достаточно — и в этом смысле фильм становится еще и гимном женской силе и независимости. Она может быть одна, но никогда не чувствует себя одиноко. Она отстаивает свои границы, не позволяет относиться к себе пренебрежительно и постоянно с кем-то спорит по телефону. Она здесь женщина, богиня и икона. Она более требовательна к своим выступлениям, чем кто бы то ни было, она сама себе менеджер, защитник, подруга и визажист.
Инопланетная внешность Грейс Джонс подчеркивается в фильме постоянно. Не раз показаны кадры, где она накладывает макияж: розовая краска на лицо и шею, глиттер на губы и тело, а от лба до кончика подбородка — золотая полоса. Появляется на экране и Жан-Поль Гуд — бывший партнер и соратник Джонс, который и создал культовый графичный образ легенды.
Концертные записи занимают значительную часть фильма. Все выступления Джонс показаны максимально детально, и слушать Nipple To The Bottle, Pull Up to the Bumper или Love is the Drug, наблюдая при этом целый спектакль с обновляющимися образами, — особое удовольствие. Графичные шляпы, маски, короны, развевающаяся мантия, боди и корсеты, блестящий костюм и футуристичные аксессуары смотрятся на фоне световых декораций так же гармонично, как обнаженная Джонс в воде — посреди голубой лагуны.
Фильм заканчивается исполнением Hurricane — песней с одноименного и самого автобиографичного альбома Грейс Джонс и ее жизненным девизом:
I am woman,
I am sun
I can give birth to she
I can give birth to son!
Пару недель назад Грейс Джонс отметила 70-летний юбилей, но, как говорит один из членов ее семьи: «Все Джонс с возрастом становятся только моложе». И нет никакого повода усомниться — живые выступления певицы все так же зрелищны и провокационны. В шикарной парижской гостинице, надев шубу на голое тело и завтракая шампанским, Грейс уверяет, что она одна способна заставить зрителей остаться в зале, даже если погаснет свет и сломаются декорации: «В темноте, в пустыне, в углу — никакого света и только твой голос».