T

Стиль в фильме: «Интердевочка»

ТЕКСТ: Анна Баштовая

Как «варенки», жакеты с плечами и кружевное белье сперва шокировали советскую публику, а затем установили модные каноны.

В 1989 году на широкие экраны вышла картина «Интердевочка», принесшая режиссеру Петру Тодоровскому и актрисе Елене Яковлевой оглушительный успех. Зрители штурмовали кассы кинотеатров, чтобы посмотреть фильм «про это» и как живут «там». В итоге «Интердевочка» собрала в прокате 41 миллион рублей и была признана лучшим фильмом года. К тому же картина получила не только многочисленные отечественные премии, но и два приза Токийского кинофестиваля — жюри во главе с Ивом Монтаном присудило фильму специальный приз, а Елена Яковлева была названа лучшей актрисой.

«Интердевочка» — одна из первых советских картин, где были затронуты табуированные темы вроде проституции, секса, торговли валютой. Кроме того, здесь едва ли не впервые была показана жизнь за границей, а также импортные костюмы. Как признавалась позже художник по костюмам Алина Будникова («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Покровские ворота», «Мэри Поппинс, до свидания»): «Тодоровский сразу сказал: «Все костюмы и ткани закупаем в Стокгольме». У нас-то на прилавках как раз ничего не было. Нижнее белье, в котором появляется на экране Яковлева, я пыталась подобрать под остальную одежду: черное платье-сбрую и чулки с серебряными стрелками. К тому же черное всегда больше привлекает внимание. Но оператор заявил, что из-за освещения белье должно быть светлым. Так что верхняя одежда и белье, к сожалению, не сочетаются. Мы выбирали трусы с поясом на бедрах из качественного тонкого шелка — все-таки в меру открытые, непрозрачные, безо всяких рюшек. Многие актрисы видели подобные красивые и дорогие вещи впервые. А Елена Яковлева была в таком восторге, что часть белья после съемок режиссер предложил ей оставить себе». 

Практически все костюмы для главных героинь — Елены Яковлевой, Ирины Розановой, Ингеборги Дапкунайте, Любови Полищук и Анастасии Немоляевой — были куплены в Швеции и вызвали сильный шок у отечественных зрительниц, так как мода 1980-х в СССР сильно отличалась от того, что бушевало в мире. Как вспоминает Ингеборга Дапкунайте: «Во время работы над фильмом раздавались постоянные шутки по поводу наших костюмов. Если помните, одеты мы были очень «красочно». Однажды в перерыве между съемками Ирина Розанова, Елена Яковлева и я решили прогуляться. Дело было около Курского вокзала в Москве, средь бела дня. Люди на нас смотрели, будто мы с луны свалились».



Жакеты оверсайз в сочетании с шейными платками и яркими клипсами, джинсовые куртки с кроп-топами и массивными позолоченными украшениями, «вареные» джинсы, брюки на высокой талии, кардиганы с широкими плечами и золотыми пуговицами, широкие кожаные ремни с массивными пряжками, широкие цепочки, объемные браслеты, «широкоплечие» куртки в стразах, броши и кольца с камнями, жакеты с меховыми вставками, топы из пайеток, кружевные перчатки, колготки в сеточку, мини-юбки и лосины. «Интердевочка» с точки зрения костюмов смело встает в один ряд с «За бортом» 1987 года и «Красоткой» 1990-го, а местами даже отчетливо напоминает нашумевшую коллекцию Saint Laurent осень–зима 2016 времен Эди Слимана.




Информация о том, что на «Мосфильме» снимается фильм о древнейшей из профессий, быстро просочилась в прессу, и на киностудию начали приезжать реальные представительницы ремесла. Но, как вспоминает Тодоровский, не для того, чтобы попасть в фильм, а для того, чтобы рассказать свои истории и поделиться нюансами. «Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная, рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме — а я что, хуже?» Так выяснилось, что девушки Советского Союза мечтают даже не о машине или квартире, а о джинсах. Поэтому героиня Ирины Розановой, как успешная представительница профессии, щеголяет то в джинсах, то в джинсовой рубашке, то в джинсовой куртке. «А еще пришла пигалица лет пятнадцати, маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: «Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками». «Ну и дурочки, — говорит, — они боятся, а я не испугалась — зато теперь хожу в норковой шубе»». Так появилась сцена с норковой шубой за 7000. А затем и сцена с кедами — как самым дорогим во всех смыслах подарком на день рождения.





«Интердевочка» — пример картины, где одежда не только выполняет декоративную роль, но и четко обозначает характер и статусность персонажа. Именно костюмы проводят черту между жизнью «там» и жизнью «здесь», разделяя СССР и заграницу, добропорядочных работниц и «валютных» тружениц. Но самое удивительное, что, хотя сперва советские граждане были в шоке, костюмы с экрана пошли в народ, тем самым активно повлияв на модные тенденции Советского Союза.






Лучшие материалы The Blueprint — в нашем
телеграм-канале. Подписывайтесь!

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}