КУЛЬТУРА • СТИЛЬ
Дома и на работе:
Кристина Краснянская
Фото: АЛЕНА КУЗЬМИНА
Текст: ВАДИМ ВЛАСЕНКО
В конце февраля московская галерея Heritage отметила свое восьмилетие открытием выставки «Советский модернизм — феномен культуры и дизайна XX века». Мы побывали дома и на работе у основательницы галереи — Кристины Краснянской, чтобы узнать, как вещи из бабушкиных квартир превращаются в объекты коллекционного дизайна.
В квартире искусствоведа, арт-директора международной арт-галереи Heritage, куратора выставочных проектов по искусству XX и XXI вв. Кристины Краснянской все если не говорит напрямую, то так или иначе намекает на профессиональную деятельность хозяйки: стены украшают работы Ланского; на стеллажах коллекционный итальянский и советский фарфор соседствует с бесчисленными книгами по истории искусства, а в центре гостиной — один из 15 кофейных столиков, созданных известным французским дизайнером Филиппом Келли в 70-е и осевшим здесь после его персональной выставки в Москве. Складывается впечатление, что находишься в галерее, с одним только исключением: все экспонаты можно трогать. Несмотря на это, интерьер не кажется перегруженным: вещи из разных эпох и художественных течений органично уживаются вместе, создавая уютную и теплую атмосферу для дружеских посиделок
и разговоров об искусстве. Сама Кристина признается, что дома бывает редко. Сейчас она готовится
к переезду и бóльшую часть времени находится либо на новом месте, либо на работе.
1. Кофейный столик французского дизайнера Филиппа Келли. Архитектурная традиция
и дизайн сливаются в этой работе со всей свойственной для эпохи сексуальной революции 70-х откровенностью. Это один из 15 столиков, созданных Келли, который попал ко мне после одной из первых моих выставок, посвященных коллекционному дизайну в России.
2. Ваза итальянской дизайн-студии,
которая занимается изготовлением декоративных и вместе с тем функциональных предметов
интерьера из серебра.
Вазы испанской компании Lladro.
Мы представляли их семейную экспозицию у нас в галерее. Они
известны не только высоким качеством,
но и частыми коллаборациями
с популярными дизайнерами
и художниками.
В детстве я всегда мечтала о Барби, но достать такую куклу в городе, где я росла, было очень непросто. Поэтому, когда российские дизайнеры в качестве
промоакции взялись за пошив нарядов для Барби, я не удержалась и купила
себе одну в платье Viva Vox.
«Идея подобной выставки родилась у меня еще несколько лет назад, — рассказывает Кристина во время монтажа выставки в галерее. — В один из сезонов ярмарки Design Miami/Basel я предложила ее основателю, Крейгу Робинсу, совместный проект, посвященный советскому дизайну, заметив, что ар-деко как направление уходит, уступая место более лаконичному и функциональному баухаузу, отражение которого
так отчетливо просматривается в типовой советской мебели 60-х. Не поверив, что в Союзе вообще был дизайн, Крейг заинтересовался моей идеей, и я улетела домой — готовить концепцию будущего проекта».
В попытке привести все к общему знаменателю под названием «советский модернизм» показывали знакомую всем с детства мебель вместе с работами художников-нонконформистов того времени (в экспозицию включены работы Олега Целкова, а также диптих его коллеги Виктора Пивоварова «Абстрактная композиция» 1979 года). Экспозиция наводит на мысли о квартире коллекционера, живущего в чуть более свободной, чем СССР, стране, где между Западом и Востоком намного больше общего, а диалог между обществом и культурой происходит, легко минуя и Берлинскую стену, и «железный занавес».
Убедиться в этом лично можно до 4 апреля по адресу Петровка, 20/1.
1
2
1, 2. Это работы Саши Захарова. Художника, работающего в жанре фотореалистичной миниатюры. В каждой его картине присутствует трогательный
и в то же время хулиганский элемент. Можно часами рассматривать его работы и примечать множество едва заметных
глазу деталей, которые в целом
и формируют картину.
Здесь изображен один из самых волнительных моментов в моей жизни.
На этой фотографии я здороваюсь
с королевой Англии на церемонии вручения королевской музыкальной премии, куда меня несколько лет назад пригласили близкие друзья.
Сейчас я собираю коллекцию советского стекла 60-х годов. Эту вазу я приобрела
на одном антикварном салоне здесь,
в России. Она абсолютно прекрасна своей лаконичностью, но в то же время отлично отображает эпоху.
Картина Алексея Морозова. Художника,
с которым наша галерея ведет плотную работу на Западе. Сейчас мы работаем над его выставкой в Неаполе. Основная идея его работ — попытка установить диалог между современным и античным искусством.
Wallpaper Magazine в 2012 году делал номер, полностью посвященный России. Первый проект — о советском дизайне — мы представляли в Италии. Тогда он заинтересовал не только основателя ярмарки Design Miami/Basel, но и журналистов этого издания.