Shelfie: Оксана Бондаренко
Продюсер: ЛИЗА КОЛОСОВА
Текст: НАСТЯ ПОЛЕТАЕВА
Фото: АЛЕНА КУЗЬМИНА
Дека с рэп-граффити, сумка с Фридой Кало, украденный из буддистского ресторана колокольчик... Квартира и гардероб Оксаны Бондаренко — результат сплава нескольких культур, менталитетов и пониманий прекрасного. Она выросла в Екатеринбурге, сейчас живет в Москве, больше десяти лет жила и училась в Париже, а между этими двумя периодами исколесила весь земной шар — от Сахары до Мексики. Оксана сменила несколько квартир, но в каждой из них создавала абсолютно уникальное пространство, в котором замешаны французская эклектика, этнические мотивы, старомосковский простор и много (очень много) предметов искусства. С≈последним, в общем-то, и не могло быть иначе: будучи директором Фонда поддержки и¸развития Третьяковской галереи, Оксана окружает себя
арт-объектами даже дома.
•
меня всегда была мечта пожить в высотке. Поэтому, как только я вернулась из Франции в Москву, сняла квартиру на Красных воротах. Мне казалось, что это так круто, такая роскошь! Но я совсем не смогла там жить и стала уезжать из Москвы все чаще: мне не нравилось ни само место, ни вечный шум Садового кольца. Я люблю тихие районы, в которых кажется, что ты в деревне. Фрунза и Хамовники для меня — аналог шестнадцатого округа в Париже, Патрики — Сен-Жермен, Хитровка — Марэ. То есть для себя я город условно поделила, и в этой схеме точно нет Красных ворот.
У
Через какое-то время мы с сестрой Олесей, ее мужем и маленькой дочкой поехали в Лос-Анджелес. Уже оттуда я зашла на Cian, увидела квартиру на Первой Фрунзенской улице — и сняла ее. Там у меня все было исключительно по-французски: 12 лет жизни во Франции сделали из меня любительницу таких интерьеров, где есть высокие потолки, лепнина, белые стены, большие окна, зелень, а остальное чуть хрустит временем.
Нынешняя квартира связана у меня в первую очередь с именем Олеси —
она с семьей жила тут, прежде чем отправиться на два года в Екатеринбург.
Здесь мне сначала хотелось все разгромить и сделать по-своему. Но потом я подумала: странно что-то громить и делать по-своему в съемной квартире. Я просто создала себе оазис в одной из комнат: железный стол, эркер, коробочки, на них книжечки. Уже после этого я как-то вошла и вникла в это место.
И мне очень нравятся Хамовники — зеленый, легкий район: тут можно и гулять, и бегать в парке, и все, что угодно.
Наведите на , чтобы увидеть информацию
— КАТАЛОГИ —
Тут стоят каталоги второй Московской международной молодежной биеннале, из-за которой всерьез началось мое возвращение в Москву.
— ТРИПТИХ YZ —
В 2010 году (в бытность активности моего агентства The July16) мы делали первый большой фестиваль французского street art, и на нем была очень известная художница YZ: она пишет чернилами по крафтовой бумаге. После фестиваля она написала эти три эти работы. Тема — чернокожие певцы, которые выступали против рабства, поэтому я называю картины «Чернокожие певцы апартеида».
— ДЕКА STEREOTACTIC —
Декой я ни разу в жизни не воспользовалась. Мне ее подарили три года назад в «Стереотактике», когда я зашла к ним в гости. Я думала, что прикручу к ней колеса и буду кататься, но привезла ее домой, поставила и поняла: наверное, нет. Зато «творческий союз, верхнее пацанство, ничего личного, просто рэп».
— ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА —
Открытку сестра прислала мне из Роттердама — поздравила с Новым годом.
— ПОДСВЕЧНИК —
В 2003 году мы с друзьями сорвались в путешествие в Сахару: из Парижа в Алжир, оттуда долетели до Константины, а потом ехали на джипах и верблюдах. Вот едем мы по югу алжирской Сахары, сутки прошли — и никого. В какой-то момент ты начинаешь от этого сходить с ума, хочешь хотя бы проезжающую машину увидеть, но нет — кругом барханы. Срочно нужен был какой-то интерактив. Я подумала: с этих барханов даже серферы катаются, надо забраться на них и, не знаю, на дощечке любой съехать. И как только мы остановились, перед нами — пум! — возник бедуин. У него было много всего, в том числе и этот подсвечник. Он стал моим единственным сувениром, привезенным из Сахары.
— КАРТИНА И СНИМОК —
Эти две фотографии тоже имеют отношение к моему спутнику жизни. Птица — подарок Андрею от талантливого наблюдательного фотографа с забавным никнеймом Тема Спорткостюм. А мальчик спиной (изначально это бы диптих) — работа Володи Курашова. Это первое произведение искусства, которое приобрел мой молодой человек. Вторую работу из диптиха мы чуть позже подарили на день рождения нашей подруге.
— ДОБЫТЫЕ СУВЕНИРЫ —
У меня есть страсть — я люблю что-нибудь где-нибудь «подтащить». Птичку я подтащила в одном американском ресторане, а колокольчик — в буддистском храме, куда я пришла с огромной граффити-компанией (не знаю, почему мы решили пойти именно в такое место).
— РАДИОЛА —
Есть такой Олег Монастырский, очень крутой теневик-звуковик: он делает звуковое оформление всем нашим любимым местам — «Стрелке», «Симачеву», Парку Горького. Плюс Олег коллекционирует винтажную звуковую технику — например, этот приемник (он, кстати, работает).
— ПОСТЕР ТИМЫ РАДИ —
Это очень крутая штука — работа Тимы Ради. Я с Тимой очень давно дружу: делала ему выставку в Нью-Йорке, и этот постер он мне подарил. Мы с ним отлично тогда поработали.
— ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА —
В моих книжных шкафах все стоит в 2–3 ряда: тут и каталоги выставок, и каталоги аукционных торгов, и маленькие картинки Ани Желудь, и «Анализ инвестиционной привлекательности» — как вы понимаете, шкафы мы делим с Андреем.
— КАЛЛИГРАФИЯ —
Это работа обалденного парня Миши Карагезяна. Как-то раз мы с Олесей, будучи на отдыхе в Бодруме, решили, что нам срочно надо в Краснодар. И в краснодарском аэропорту нас встретил совершенно роскошный, загорелый, длинноволосый Миша. По дороге выяснилось, что он из династии медиков, а я как раз получила первое образование в Уральской медицинской академии. Миша рассказал, что его дед — знаменитый дерматовенеролог Карагезян, и оказалось, что я училась по его учебникам! А сам Миша — каллиграф, и мы после возвращения в Краснодар поехали к нему в ателье, где я и нашла эту работу «Bad Trip». Я купила ее просто как антоним нашему путешествию.
—САФАРИ-ШЛЯПА —
Шляпа из бруклинского секонд-хэнда. Как-то мы с сестрой были в Бруклине, и на второй день нашего десятидневного путешествия у нас украли вообще все. Друзья скинулись, собрали нам денег,
а мы пошли в этот секонд-хэнд и на 100 долларов купили себе
185 гардеробов. Через два года я решила опять сходить туда — освежить воспоминания. Я провела там полтора часа, но не нашла ничего, а чтобы не уходить с пустыми руками, купила три шляпы. Из этих шляп я не надела ни одну. Только эту надевала на пикник «Афиши».
— СНИМОК С ЮРГЕНОМ —
Снимок с Юргеном Теллером я привезла из Парижа. Он стоит у меня в спальне, и те, кто не знает, как выглядит мой парень, спрашивают: «Ой, это, наверное, он, да?» У Юргена открывалась потрясающая выставка в Fondation Cartier, а мы с друзьями ехали из Довиля: все в пуховиках и резиновых сапогах. Я зашла на выставку, подхожу к Юргену и говорю: «Слушай, так охота с тобой сфотографироваться! Давай сделаем портрет?» А он: «Да, давай, только отойдем за угол, иначе все начнут просить». Юрген позвал своего фотографа, который нас снял, а потом прислал мне эту фотографию.
— СУМКА (ПОДАРОК) —
Эта сумка винтажная. Мне ее подарила подруга Оля Самодумова. Я сначала подумала: что за ридикюль? Но потом стала носить в исключительных случаях. На днях ходила с ней на прием к нам в Третьяковскую галерею, и не было ни одной девочки, которая не подошла бы ко мне и не спросила: «Что это?»
— НАБРОСОК С. ЧЕПИКА —
Это набросок будущей картины художника Сережи Чепика. Ему около 70, но у него очень современный стиль письма. Он религиозный художник и единственный современный автор, которому королева Елизавета II позволила написать серию фресок в Соборе святого Павла. Как-то раз, когда я еще жила в Париже, мы с Сережей сидели в ресторане, что-то ели, а он делал наброски на бумаге. А потом я свернула набросок в трубочку и решила: пусть это останется со мной.
— ДЕТСКОЕ ФОТО —
На фото маленький Андрей. Он тогда жил в Норвегии и сфотографировался. С тех пор, в общем, не изменился — такой же улыбчивый.
— ЛЮСТРА —
Ничего особенного, она висела и жила в квартире до нас.
Мне кажется, рожки — это типично для всех квартир на Фрунзе: куда ни приду, везде рожки.
— СТОЛ —
Как только мы переехали в эту квартиру, я продала все столы. У нас нет стола на кухне, например. Без стола мы жили год. В какой-то момент мой молодой человек Андрей, исполнительный директор Firma, сказал: «Ты знаешь, у нас на складе есть столы, давай один привезем сюда — классный, железный». И он тут прижился. Кстати, этот стол был рабочим столом Иры Ивановой, дизайнера и жены Протея Темена. Там даже есть значок: Firma Family.
— ПЛАТЬЕ И СУМКА ИЗ МЕКСИКИ —
Сумка с Фридой и это платье были куплены на мексиканском рынке (правда, платье надо сдать в химчистку — я пролила на него масло). Я подумала, что в этой broderie проявляются мои украинские корни.
— АУТЕНТИЧНОЕ ПЛАТЬЕ —
Это настоящее африканское платье, привезенное
из Камеруна. К нему еще есть бандана, чтобы заматывать волосы. По-моему, оно фантастическое.
— ЧЕЛОВЕЧЕК —
Фигурка — подарок нашего друга Кости Девайкина. Костя очень много путешествует и привез нам из Полинезии вот это чудище — беременного человечка. Оно должно охранять дом ото зла.
— РАБОТЫ АНИ ЖЕЛУДЬ —
Букет — работа Ани Желудь. Я его зачем-то покрасила в белый, но собираюсь вернуть обратно в черный. Полотно «Тряпка» — тоже Анино. Оно было на выставке в Русском музее, где я и увидела его несколько лет назад — заприметила тогда эту работу и еще одну, причем вторая мне понравилась больше. Со мной была Галя Аметова, жена Леши Аметова, и я решила воспользоваться старым трюком: «обратись за советом к тому, кто не работает в искусстве» — спросила у Гали, какую из двух картин она бы взяла. Она выбрала эту, я купила ее — и ни на секунду не пожалела.
— ГОЛОВОЛОМКА —
Когда кто-то приходит в гости и слишком много болтает, я даю ему
эту штуковину — она моментально занимает кого угодно и надолго.
Из нее надо собрать змейку, но пока никто еще ни разу не собрал.
— СВАДЕБНАЯ МИНИАТЮРА —
Эта вещица куплена в Киеве на Привозе — она неизменно приводит всех в восторг.
— КАРТИНА В. КУРАШОВА —
Володя Курашов: «Мартовский тираж». Его еще называют Вова Глаз — в детстве ему в глаз попал кусочек стекла. Мы купили несколько его работ — штук пять-шесть, некоторые пока еще даже не распакованы.
— ПОДУШКИ —
Наволочки я купила на Кузнецком Мосту — сейчас на месте того магазина открылось кафе «Джаганнат». Там продавали всякие этнические вещи, а я очень люблю этнику.