Blueprint
T

Почему надо ехать на выставку Леонардо в Париж

18 июня открылась продажа билетов на выставку Леонардо да Винчи, которая стартует 24 октября в парижском Лувре и продлится всего четыре месяца. Вот несколько очевидных причин, почему ее нельзя пропустить.

Такие выставки бывают раз в несколько десятилетий

В этом году во всем мире отмечают 500-летие со дня смерти Леонардо, и выставка в Лувре должна стать финальным аккордом в череде юбилейных событий. Собирать картины для экспозиции музей начал еще в 2015 году.


Последняя большая выставка Леонардо проходила семь лет назад в Лондоне. Тогда Национальной галерее удалось собрать вместе сразу девять картин гения итальянского Возрождения. Пять из них и так хранятся в Лувре — благодаря королю Франциску I, который покровительствовал художнику. Куратор предстоящей выставки Венсан Дельевен собирается добавить к знаменитой «Моне Лизе» восемь или девять картин — около половины из дошедшего до нас наследия Леонардо.


Леонардо да Винчи — один из сильнейших брендов в мире, и битва за него началась еще при жизни художника, который принадлежал одновременно и родной Италии, и Франции, где он был обласкан властью. Эта битва продолжается до сих пор, поэтому договоренность о предоставлении на парижскую выставку работ из итальянских собраний — настоящая политическая интрига. Однако самая большая проблема с наследием Леонардо — не в политике, а в атрибуции.

На выставке покажут только работы с бесспорным авторством Леонардо

В 2018 году полотно «Спаситель мира», которое несколько экспертов приписывают кисти Леонардо, купил на аукционе Департамент по культуре и туризму Абу-Даби за $450 млн. На сегодняшний день это самая дорогая картина в мире. Однако на выставке в Лувре ее не будет, потому что уверенность в авторстве Леонардо все же не абсолютная.


До недавнего времени большинство экспертов были уверены, что эта работа принадлежит школе Леонардо. В 2011 году на большой выставке в Национальной галерее «Спаситель мира» впервые был заявлен как сенсационная находка — считавшаяся утраченной картина Леонардо да Винчи. Лувр поставил условием участия в юбилейной выставке указание в этикетке авторства «Леонардо и его школа», но новый владелец отказался.


После покупки на аукционе картина должна была поступить на хранение в Лувр Абу-Даби, но так и не оказалась там и лишь недавно была обнаружена на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда. Именно его называют настоящим покупателем «Спасителя».


Уже известно, что «Мадонны Литты» из Эрмитажа на выставке не будет, она отправится на второстепенную выставку в Италии. Здесь можно гадать о том, с кем у нас политические связи сильнее, но одна из главных причин в том, что большинство мировых экспертов уверены: «Мадонна Литта» — это работа ученика Леонардо, художника Джованни Больтраффио. Существует даже эскиз картины, подписанный именем Больтраффио. Эксперты Эрмитажа отрицают эти предположения и твердо стоят на том, что «Мадонну Литту» написал Леонардо да Винчи. Эксперты Лувра потребовали бы указать Больтраффио в экспликации на выставке, но Эрмитаж на это не пойдет — и поэтому картина в ноябре поедет в Музей Польди-Пеццоли в Милане.


В подлинности «Мадонны Бенуа», или «Мадонны с цветком» из собрания Эрмитажа никаких сомнений нет, это ранняя работа Леонардо да Винчи, в 1914 году приобретенная Николаем II у семьи Бенуа. Пока однозначной информации об участии работы в парижской выставке нет — Лувр хотел бы получить работу, но близкие к руководству Эрмитажа источники говорят, что это маловероятно.

Леонардо да Винчи, «Спаситель мира» 1499

Леонардо да Винчи, «Мадонна Литта» 1490-1491

Очень. Много. Леонардо

«Портрет музыканта» 1490–1492

Из Пинакотеки Амброзиана в Милане

«Дама с горностаем» 1489–1490

Картина из частного собрания князей Чарторыйских находится в собственности Польского государства и хранится в Кракове, в Национальном музее. Это одно из самых знаковых произведений Леонардо да Винчи.

«Святой Иероним» 1480–1482

Из Ватиканской пинакотеки

«Витрувианский человек» 1490

Неизвестно, согласится ли Венеция дать на выставку самый растиражированный образ Леонардо, который считается воплощением ренессансных пропорций человеческого тела.

«Голова женщины» 1508

Незавершенная работа из Национальной галереи Пармы



«Портрет Джиневры де Бенчи» 1474–1476


«Мадонна с гвоздикой» 1478

Самая ранняя из мадонн Леонардо, за последние годы ни разу не покидала залов Старой Пинакотеки в Мюнхене. Однако сейчас там проходит большая выставка флорентийской живописи эпохи Возрождения, на которой представлены картины из собрания Лувра. Не исключено, что в благодарность «Мадонна с гвоздикой» отправится в Париж.

Шансов увидеть в Париже портрет Джиневры де Бенчи из коллекции вашингтонской Национальной галереи очень мало. Единственная работа Леонардо в американских собраниях ни разу не приезжала в Европу с тех пор, как в 1967 году была продана за океан из частной коллекции князей Лихтенштейн. Если Лувру удастся организовать первые европейские гастроли Джиневры де Бенчи, это станет настоящей сенсацией.


Пока не вполне понятно, приедет ли в Париж «Мадонна Баклю». Картина из частной коллекции герцога Баклю присутствовала на лондонской выставке, однако за границу Великобритании она пока ни разу не выезжала. Кроме того, все же существуют сомнения, что эта картина написана самим Леонардо.

Пять знаменитых работ Леонардо из собственного собрания Лувра — сами по себе отличный повод

«Мона Лиза» 1503–1519

Картина — символ Возрождения на время выставки останется на своем привычном месте — за бронированным стеклом в постоянной экспозиции Лувра.

«Прекрасная Ферроньера» 1490–1497

Как и во множестве других случаев, доподлинно неизвестно, кем была изображенная на картине Леонардо дама. Возможно, это была любовница герцога Миланского Лукреция Кривелли, а возможно — другая придворная дама.

«Иоанн Креститель» 1514–1516

Эта работа - часть постоянной экспозиции. Вольный поворот и лукавая улыбка святого многими исследователями считаются признаками финального изменения большого ренессансного стиля, где такая игривость была скорее редкостью.



«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» 1508–1510

Незаконченная поздняя работа Леонардо, в которой особенно хорошо видна его излюбленная техника сфумато — нанесение множества тончайших слоев краски, чтобы создать ощущение колеблющегося изображения.

«Мадонна в скалах» 1483–1486

Существует две версии этой картины. На лондонскую выставку Лувр отправлял сразу два шедевра Леонардо из своего собрания — «Прекрасную Ферроньеру» и «Мадонну в скалах». Весьма вероятно, что теперь лондонская версия «Мадонны в скалах» пожалует с ответным визитом в Париж, и оба варианта картины снова можно будет увидеть вместе.

{"width":1200,"column_width":131,"columns_n":8,"gutter":21,"line":21}
false
767
1300
false
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}